Шабанова юлия
Проект «Семья и семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад №11
ПРОЕКТ
«Моя семья и семейные традиции»
Подготовила и провела
Воспитатель средней группы №10
Шабанова Ю. В.
г. Сосновый Бор
2018 г.
Проект «Моя семья и семейные традиции»
Вид проекта : творческий, информационно-исследовательский.
Публикация «Проект „Семья и семейные традиции“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Участники: Воспитатели Шабанова Юлия Викторовна, Захарова Ольга Николаевна и дети гр. №10.
Форма: групповая.
Срок реализации: краткосрочный (2 недели). Дата: 05.03.18 – 16.02.18
Проблема: дети мало знают о своих родственниках, предках, семейных традициях, реликвиях, правах.
Предполагаемый результат:
1. Дети больше узнают о своей семье, о родственниках, семейных праздниках, традициях.
2. Научатся любить и уважать членов своей семьи, родственников.
3. Поймут, какое значение имеет семья в жизни каждого человека.
Содержание этапов проекта :
1. Подготовительный;
2. Выполнение проекта;
3. Подведение итогов.
План:
1. Объяснить детям какую роль играет семья в воспитании и жизни ребенка.
2. Дать представление о понятиях «род», «родители».
3. Рассказать детям, что такое «семейные традиции», «семейные реликвии».
4. Какими правами может пользоваться ребенок?
Цель: продолжать формировать представление о значении семьи в жизни ребенка, о семейных традициях.
Задачи:
1. Обучающие: закреплять знания детей о семье, дать представление о семейных традициях, праздниках, реликвиях.
2. Развивающие: закреплять умение составлять рассказ о членах своей семьи, уметь называть родственников, уметь отвечать на вопросы, развивать коммуникационные навыки.
3. Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, учить проявлять о них заботу.
Методы:
Анализ, экспериментирование, наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, практическая работа (лепка, аппликация, рисование).
Новизна: что дети узнали нового о своей семье, семейных традициях, реликвиях.
Введение:
Актуальность:
Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе.
В детстве семья – это особый мир из самых близких людей. В семье ребенок получает основы знаний об окружающем мире, она является для ребенка фактором интеллектуального развития, духовного становления, эмоционального благополучия и развития.
В современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким.
Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.
Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!
ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п. д. Дидактические игры: «Моя семья», «Узнай по описанию», «Скажи ласково», «Найди свою маму», «Разложи по порядку» (картинки людей с учетом возрастных изменений.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Праздник в доме», «Дочки - матери», «Семья», «День рождения».
Составление творческих рассказов на тему «Моя семья самая хорошая», «Мое любимое домашнее животное», «Как я помогаю дома», «Мое любимое место отдыха». Составление словарика имён членов семьи «Значение имени»
Цель: расширять представления детей о членах семьи.
Беседы: «Выходной день в моей семье», «Традиции нашей семьи», «За что я люблю маму», «Семейные праздники», «Для чего человеку дано имя» (знакомство со свидетельством о рождении).
Проблемные ситуации:
«Что ты будешь делать, если мама заболеет?/папа уедет?», «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/игрушка». Чтение худ. литера-туры по теме: «Семья». Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Толстой «Бабушка и внучка», В. Катаев «Цветик — семицветик», С. Маршак «Сказка об умном мышонке», «Дедушка и внучка», р. н. с. «Гуси-лебеди», Б. Емельянов «Мамины руки», ненецкая народная сказка «Кукушка». Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
Прослушивание аудиозаписей и песенок о маме, папе, дедушке и бабушке. Лепка «Цветы для мамы»
Цель: Формировать умения лепить детали цветка из пластилина, правильно располагать композицию на листе картона, расширять знания детей о цветах.
Рисование «Моя семья – моя рука». Цель: привлечь детей к изобразительному искусству, используя нетрадиционные техники изображения. Раскрашивание «Моя семья». Цель: продолжать развивать работать с кистью, аккуратно закрашивать не выходя за контурные линии.
Аппликация «Моя семья»
Цель:
Физминутка «Семейная зарядка»
Пальчиковая гимнастика: «Кто живет у нас в квартире», «Моя семья», «Мамины помощники».
Логоритмическое упражнение: «Семья криворотых».
Беседа на тему: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».
Рассказы детей о семейных походах в бассейн, катаниях на лыжах, коньках, санках.
Прогул-ка Подвижная игра: «Хитрая лиса», «Гуси лебеди», «Птицы и дождик», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Займи место», «Ловишки».
Самостоятельная игровая деятельность детей на прогулке. Наблюдение за погодой. Цель: продолжать формировать представление о сезонном явлении -гололедице, рассказать о работе дворника, развивать наблюдательность.
Игра «Скажи ласково» (игра с мячом, «Составь семью из картинок». Цель: Продолжать формировать представления детей о семье, ее членах.
Чтение М. Матвеева «Синяя чашка», Е. Пермяк «Мамина работа», В. Осеева «Сыновья», В. Драгунский «Сестра моя Ксения», Э. Мошковская «Я маму свою обидел», р. н. с. «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», С. Михалков «А что у вас?». Конструктивно-модельная деятельность. «Мой дом – моя крепость». Цель: формировать умение договариваться, строить вместе. Подвижная игра: «Мишутка», «Совушка», «Охотники и олени» Цель: упражнять детей в ходьбе на внутренней стороне стопы.
2 п. д. Игра «Хвост дракона». Цель: развлечь детей, содействовать сплочению детского коллектива.
Подвижная игра – хоровод «Всем, Надюша, расскажи»
Просмотр мультфильмов:
«Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик-семицветик».
Беседа «Для чего человеку семья». Цель: развивать связанную речь детей.
Ситуативный разговор «Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать» Творческая мастерская:
Итоговое занятие с детьми «Сердечки для мамы и папы»
Подвижная игра: «Радостно – грустно», «Змейка – папа, змейка – мама, змейка вся моя семья».
Конспект занятия по лепке в средней группе «Цветы для мамы».
Задачи:
1. Формировать у детей умения лепить из пластилина детали цветка, правильно располагать композицию на листе бумаги.
2. Развивать память, мышление, внимание.
3. Актуализировать знания о строении цветка, его частях, о том, как нужно ухаживать за цветами, формировать бережное отношение к цветам.
4. Воспитывать желание порадовать маму, создать для неё что-то красивое.
Оборудование и материалы: образец цветка из пластилина, заготовки из картона на каждого ребенка, пластилин, стеки, доски для лепки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Доброе утро, ребята. Я хочу увидеть ваши внимательные глазки, готовы глазки? А внимательные ушки готовы? Вижу, что все готовы. Я хочу прочитать для вас очень красивое стихотворение, послушайте его, пожалуйста:
В нашей группе на окне,
Во зеленой во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польем мы спозаранку.
Я и все мои друзья.
Вам понравилось это стихотворение? О чем оно? (о цветах) Названия каких цветов вы услышали? (розан, герань, толстянка, кактус)
Что нужно нам с вами делать, чтобы наши цветочки росли красивыми? (нужно за ними ухаживать) Скажите, пожалуйста, дети, вам нравятся цветы? А ваши мамы любят цветы? Сегодня я предлагаю вам приготовить нашим мамам подарочки, сделать для них цветочки. (Конечно)
2. Практическая работа.
Перед тем, как начать нашу работу, я предлагаю вам вспомнить, из каких частей состоит цветок (стебель, листья, бутон: лепестки, сердцевина). Молодцы!
- Посмотрите на образец. С чего мы начнем свою работу? (Сначала вылепим сердцевину цветка, лепестки, а затем стебелек с листочками).
- Где мы должны расположить наш цветок? (По центру заготовленного для нашей композиции картона, так чтобы осталось место для стебелька с листочками).
Что нам понадобится для работы? (заготовка из картона, пластилин, стеки)
Дети лепят детали цветка, а воспитатель следит за последовательностью выполнения работы.
- Теперь, когда наш цветок готов, можно дополнить его стеблем и листочками.
3. Физкультминутка:
Наши красные цветки распускают лепестки
(Плавно поднимают руки вверх) .
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
(Качание руками влево, вправо) .
Наши красные цветки закрывают лепестки,
(Присели, спрятались).
Головой качают,
(Движения головой влево, вправо).
Тихо засыпают.
4. Рефлексия.
- Для кого мы изготовили нашу аппликацию? (Для мамочек)
- Вам работа понравилась?
- Трудно ли было выполнить эту работу?
- Все вы молодцы, очень старались. Когда будете дарить ваши цветочки, обязательно скажите мамам добрые и ласковые слова, им будет очень приятно. Давайте вместе вспомним, какие добрые и ласковые слова вы знаете (Родная, милая, дорогая, любимая и т. д.) Все правильно. Спасибо всем за работу!
Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе.
Тема: «Моя рука – моя семья»
Цели:
• Привлечь, детей к изобразительному искусству используя нетрадиционные техники изображения.
• Знакомство со своей рукой, как предметом изобразительной деятельности.
• Сконцентрировать внимание детей на теме «Моя семья», её основных ценностях.
• Воспитывать любовь к членам семьи, вызывать желание нарисовать их портреты.
• Развивать мелкие мышцы рук.
• Закрепить приемы рисования карандашами.
• Включить детей в творческий процесс.
• Обогащать и активизировать словарь в процессе расширения представлений о семье.
• Развивать голосовой аппарат, интонационную выразительность речи.
Материалы: альбомные листы с контуром ладошек детей, карандаши.
Предварительная работа: чтение книг и заучивание стихотворений о семье. Проведение пальчиковой гимнастики. Дидактическая игра «Составь портрет».
Словарная работа: семья, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, члены семьи, дружба, любовь, забота.
Методика проведения:
Воспитатель: - Дорогие ребята!
«Собрались сегодня с Вами,
Чтобы всем нам стать друзьями.
Поиграть, повеселиться
И чему-то научиться!»
Ребята, а вы любите рисовать? И знаете, что нам нужно для рисования? (Да)
Вот, я сейчас проверю. Загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать.
«Разноцветными носами «Над бумажным листом
По бумаге водят сами, Машет палочка хвостом
Их рисунки хороши. И не просто машет,
Это что?. (Карандаши) Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!
(Кисточка)
«Космонавтов на Луне «Вот готов рисунок наш,
Или кошку на окне Потрудился карандаш.
Рисовать поможет мастер. Но ему нужна починка,
Как зовут его?. (Фломастер)» Точит карандаш (Точилка)»
«Он макает кисти в краски
И рисует лес, как в сказке.
Вот художник молодчина!
Получается (Картина)»
Молодцы ребята! Всё, то вы знаете!
Воспитатель показывает альбомные листы с контурами ладошек детей.
В. Ребята, что это?
Д. Это изображения ваших рук.
В. Сколько у вас рук? (У каждого человека две руки)
Что мы делаем с помощью рук? (держим разные предметы, умываемся, рисуем, играем)
Покажите правую руку (дети поднимают правую руку).
Покажите левую руку (дети поднимают левую руку).
Пальцы – наши главные помощники в рисовании. Они словно маленькие человечки, которые учатся держать карандаш.
Давайте, поиграем нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика.
З. Александрова. «Раз-два-три-четыри-пять!»
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз-два-три-четыре-пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела.
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные,
Все такие нужные!
Дети, поднимайте левую руку, а правой рукой загибайте пальчики, начиная с большого.
«Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – это Я,
Вот и вся моя семья!»
Ребята, а, кто из вас знает, что такое семья?
Все 5 пальцев живут вместе, как наша семья.
Сейчас, каждый пальчик на вашем листке превратится в маму и папу, бабушку и дедушку. Возьмем карандаш и нарисуем: глаза, нос, рот, уши, волосы. (Показ на доске). Дети рисуют.
Воспитатель: Какие замечательные рисунки у вас получились.
А, кто из вас знает стихи о членах семьи?
Дети рассказывают стихи:
Мы любим нашу бабушку, Много мам на белом свете,
Мы очень дружим с ней, Всей душой их любят дети.
С хорошей доброй бабушкой Только мама есть одна,
Ребятам веселей. Всех дороже мне она.
У меня есть дедушка, дедушка родной,
На груди у дедушки орден боевой.
Он в реке купается летом и зимой
И не простужается дед мой молодой.
В. Малков
Папа мой – защитник смелый,
Добрый, смелый и умелый.
Кто из вас закончил рисунок, может рассказать свою историю.
Вот, какие у нас получились картины.
А, сейчас, ребята расскажут стихотворение о семье :
Семья – это мама и папа, и дед
Бабуля готовит нам вкусный обед
В семье ещё братья и сестры бывают
Семья – это Я и меня называют:
Котёнок и ласточка, заинька, птичка.
Семья – где все любят меня и ласкают
И лучше семьи ничего не бывает!
Физ. Минутка.
«Кто живет у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре.
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех могу пересчитать.
Папа, мама, брат, сестра,
Кошка Мурка, два кота,
Мой щегол, сверчок и я
Вот и вся моя семья.
Конспект занятия по аппликации на тему: «Моя семья»
Цель: Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представления о семье и ее традициях.
Задачи:
1. Расширять представления детей о составе семьи, о ее родственных связях.
2. Учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них, формировать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
3. Приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения.
4. Развивать у детей память, логическое мышление и творческое воображение.
5. Формировать в детях нравственные категории добра и зла.
6. Развивать умение детей четко и полно отвечать на вопросы.
7. Развивать навыки устной речи.
8. Обогащать словарный запас детей
9. Развивать инициативность в общении с окружающими, умение вступать в контакт, договариваться, слушать и слышать друг друга.
Предварительная работа: беседа детей с родителями дома о своей семье, рассматривание семейных фотографий, чтение стихов и рассказов о семье.
Ход занятия:
Дети заходят в группу за воспитателем.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Молодцы! А теперь станем в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: А теперь сели на свои стульчики. Сейчас я вам расскажу сказку. А начинается она так: – Жил-был на свете мальчик Ваня. Он жил один-одинешенек, никого у него не было.
Ребята, а такое бывает, что у человека совсем никого не было?
Дети: Нет. У всех есть мамы и папы, бабушки и дедушки.
Воспитатель: Значит, у человека должна быть….
Дети: семья.
Воспитатель: Семья – это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе, помогают друг другу. Давайте перечислим, из кого состоит семья
Дети: Дедушка, бабушка, папа, мама, брат (сестра, я.
Воспитатель: Ребята, а как члены семьи относятся друг другу?
Дети: Любят друг друга, уважают, помогают.
Воспитатель: Правильно, в семье все любят друг друга. И называют друг друга ласково. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково». Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково.
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька, папуля
Мама – мамочка, мамуля.
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – Бабуля, бабулечка.
Сестра – сестренка, сестричка
Брат – братишка, братик
Внук – внучок, внучек
Внучка –внученька
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных. Все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек. И никогда нельзя их ….
Дети: (огорчать)
Игра «Солнышко и тучка»
Воспитатель: Посмотрите, у вас в корзиночках лежат тучка и солнышко. Я буду предлагать ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает радость у родных, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку.
-Вы помогли мама вымыть посуду?
- На прогулке испачкали куртку?
- Убрали за собой игрушки?
- Подрался с другом?
- Заботишься о бабушке, она заболела?
- Разбил мамину любимую вазу?
- Поздравил дедушку с днем рождения?
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь немного отдохнем.
(дети выходят на ковер в рассыпную, лицом к воспитателю)
Физминутка
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
Воспитатель: Молодцы! Как хорошо отдохнули. Ну, а теперь предлагаю поиграть в другую игру. Для этого нужно сесть на свои места. Готовы?
Дидактическая игра «Собери цепочку»
Воспитатель: Возьмите фотографии своих родных и разложите по возрасту (сначала самый младший, затем тот, кто старше и т. д.).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Что вы там заметили.
Дети: Что у мальчика Вани есть семья.
Воспитатель: Ребята, а в каждой семье есть взрослые и маленькие. Посмотрите внимательно на картинки и ответьте на вопросы:
Игра «Кто старше, кто моложе»
- Кто старше бабушка или мама?
- Кто младше ребенок или папа?
- Кто старше мама или ребенок?
- Кто младше дедушка или папа?
-Мама моложе, а бабушка – (старше)
-Дедушка старше, а ребенок – (моложе)
Воспитатель: Молодцы! Справились. Ребята, как люди должны жить в семье (дружно, должны заботиться друг о друге, понимать друг друга, помогать)
Верно. А вы знаете, что у каждого в семье есть свои обязанности. Ваши бабушки и дедушки, ваши родители всегда, что-то делают по дому. Я буду называть обязанности, а вы будете поднимать фотографию того, кто это делает дома.
Ходит на работу; шьет; ходит в магазин за покупками; учит уроки; готовит пищу; ухаживает за цветами; вытирает пыль; моет посуду; убирает в доме; гладит; играет; стирает; читает сказку на ночь; мастерит.
Воспитатель: Молодцы, справились!
(аппликация)
-Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?
-Что такое семья?
-Как-Как вы должны относиться к своим родным?
-Люди должны жить в семье?
Итоговое занятие.
Коллективное рисование на тему: «Сердечки для мамы и папы»
Цель: Закрепить знания детей о семье и семейных традициях
Задачи: Закреплять умение детей работать вместе, развивать стремление делать общее дело. Закрепить приёмы работы кистью.
Развивать творческие способности, эстетические чувства, способность давать эстетические оценки. Развивать глазомер, зрительное восприятие, фантазию, мелкую моторику рук;
Воспитывать самостоятельность, чувство дружбы и любви, художественный вкус, доброжелательное отношение друг к другу и к родным.