Алена Гололобова
Проект «С потешками да сказками учусь я говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «С потешками да сказками учусь я говорить»
Развитие речи детей раннего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм
Актуальность проекта :
В процессе развития младших дошкольников одна из основных ролей отводится художественному слову, заключенному в детской литературе и народном творчестве. Ведь именно фольклорные произведения наполнены яркими эмоциями и интонационной выразительностью.
Публикация «Проект „С потешками да сказками учусь я говорить“» размещена в разделах
- Потешки для детей
- Потешки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Первые художественные произведения, которые слышит малыш, это малые формы фольклора. При систематическом и целенаправленном использовании данных произведений в учебно-воспитательном процессе ДОУ закладывается очень прочный фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его всестороннего развития в период дошкольного детства.
Устное народное творчество является прекрасным речевым материалом, который необходимо использовать как в непосредственно образовательной, так и в совместной деятельности. Фольклорные произведения прекрасно подходят для развития речи младших дошкольников благодаря своему содержанию и характерной для словесного творчества родного народа формой подачи.
Проблематика:
Начинать работу по познавательно-речевому развитию необходимо именно в раннем возрасте. Многие учеными и исследователи уже давно доказали, что все, что будет упущено в раннем детстве, наверстать практически невозможно. А ранний возраст ребенка – это самый благоприятный период, чтобы осваивать речь. У малыша очень яркий эмоциональный фон и достаточно высокий интерес ко всему происходящему, к окружающему его миру вещей, людей и природы, высокая активность предметной деятельности. И речь в этот момент является необходимым условием для общения с внешним миром, ведь, общения на уровне жестов и единичных звуков малышу уже не достаточно. Для психического развития ребенка важно формирование активного словаря, данное новообразование свидетельствует о переходе на следующую возрастную ступень. Родителям, воспитателям и педагогам ДОУ необходимо помочь ребенку овладеть первыми навыками общения. По результатам проведенного мониторинга речевого развития детей раннего возраста, которые приходят в наш детский сад, в 2017-2018 учебном году только 23% малышей могут общаться со взрослыми полными предложениями. А повторить предложения из 3-5 слов могут только 17% ребят. Мой собственный многолетний опыт работы с детьми раннего возраста показал, что дети очень эмоционально реагируют на фольклорные песенки, потешки, прибаутки и другие произведения устного народного творчества. Улыбка и позитивный настрой ребенка – вот главные критерии выбора материала для учебно-воспитательного процесса в детском саду. Устное народное творчество в произведениях малых форм помогает наладить контакт с детьми в период адаптации, определить уровень развития ребенка, выявить – использует ли семья такие произведения, ведь дети, в семье которых слышны потешки и прибаутки, очень радостно реагируют на них в детском саду. Так у меня появилась мысль о том, что фольклор необходим для развития речи малышей. Безусловно, роль семьи в речевом развитии ребенка колоссальна, и только вместе мы сможем достичь высоких результатов. А т. к. родители заинтересованы во всестороннем развитии своих детей и им необходима уверенность в комфортном пребывании их малыша в детском саду, я старалась достаточно активно привлекать родителей к данной совместной работе. По мониторингу анкет, которые заполнили родители, можно сделать следующие выводы:
интеллектуальное развитие ребенка приоритетно для 55% опрошенных родителей; художественно-эстетическое – для 19%; физическое развитие – для 26%;
многие родители не видят смысла в знакомстве детей с фольклорными произведениями – 45%;
большинство использовали фольклор только в период младенчества – почти 60% опрошенных, и только 21% продолжают использовать его по настоящее время;
многие родители даже сами не знакомы с произведениями данного цикла, ссылаясь на отсутствие устного народного творчества в своем детстве – около 30%.
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что в семейном воспитании устное народное творчество используется редко. Существует очень небольшой процент произведений, которые родители могут вспомнить. А для достижения положительного результата, нужна сплоченная работа семьи и педагогов дошкольного учреждения. Для этого необходима работа с родителями по вопросам познавательно-речевого развития детей посредством произведений русского народного творчества. Еще одной проблемой является отсутствие обеспечения дошкольных образовательных учреждений комплексными методиками по развитию речи детей раннего возраста через русский фольклор.
Для решения задач развития речи детей раннего возраста был разработан проект «С потешками да сказками учусь я говорить».
Цель данного проекта :
Создание условий для развития речи у детей раннего возраста через малые фольклорные формы
Задачи:
1. Формировать у детей раннего возраста восприятия звуковой культуры речи через ритмико-мелодической структуры языка фольклора;
2. Развивать понимание речи, слуховое внимание ребенка, звукоподражание, формировать активный словарь;
3. Пробудить интерес к художественной литературе, формирование и развитие способности к целостному восприятию произведений, пониманию их содержания и эмоционального отклика на него;
4. Формировать через произведения устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности во всех режимных моментах;
5. Создать объединение воспитателей и родителей в вопросах речевого развития через активное использование произведений русского народного творчества, а также через организацию совместных мероприятий;
6. Реализовать создание картотеки произведений русского фольклора для использования в совместной деятельности воспитателя и детей при организации режимных моментов
7. Составить перспективный план, который будет отражать интеграцию произведений малого фольклорного жанра в такие образовательные области, как «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Художественное творчество».
Вид проекта :
Ролевой, игровой
Сроки реализации проекта :
Долгосрочный, учебный год
Участники данного проекта :
Дошкольники раннего возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Материалы, необходимые для реализации проекта :
Материал
(произведения малого фольклорного жанра) Задачи Совместная деятельность взрослого и ребенка Образовательная деятельность в организации режимных моментов
Потешки :
«Овощи мама в кастрюле варила», «Ой, люли, люли, люли»
1. Познакомить детей с потешками.
2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно их рассказывать
3. Стимулировать желание детей исполнять потешки.
1. Использование потешек в работе
2. Рисование водички по потешке «Ай, лады, лады»
3. Физ. минутка
4. Исполнение произведений на муз. инструментах.
5. Показ театральной постановки с использованием русских народных персонажей.
6. Чтение книг и рассматривание иллюстраций в семейном кругу. 1. Исполнение потешек в организации режимных моментов.
2. Игры по содержанию потешек.
3. Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.
Колыбельные.
«Спи, дитя, усни», «Уж как сон ходил по лавке», «Баюшки-баюшки, баю…».
1. Познакомить детей с жанром колыбельная песня.
2. Познакомить с происхождением колыбельной, рассказать об ее отличительных особенностях. 1. Игра «Уложим Алёнушку спать».
2. Рассказ воспитателя о колыбельной песне.
3. Слушание колыбельных песен на музыкальных занятиях. 1. Использование колыбельных песен в сюжетно-ролевых играх.
2. Дидактическая игра «Уложим куклу Катю спать».
3. Слушание сказок и колыбельных песен перед сном.
Пальчиковые игры.
«Пальчик – мальчик…»,
«Моя семья», «Этот пальчик — дедушка». 1. Познакомить детей с пальчиковыми играми.
2. Обогащать словарный запас такими словами, как: папенька, щи,
маменька.
3. Развивать мелкую моторику пальцев детей 1. Выполнение действий согласно тексту.
2. Игры-инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра. 1. Рассматривание картинок с изображением семьи
Фольклорные произведения Задачи Совместная деятельность взрослого и ребенка Образовательная деятельность в организации режимных моментов
Русские народные сказки.
«Теремок», «Репка», «Колобок». 1. Прививать любовь к художественной литературе.
2. Развивать работу артикуляционного аппарата, формировать правильное речевое дыхание.
3. Создать атмосферу для радостного настроения, позитивного настроя, способствовать речевой коммуникации. 1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая»
2. Проведение инсценировки с игрушками по произведению «Теремок» 1. Чтение русских народных сказок.
2. Рассматривание картинок с изображением персонажей сказок.
Загадки. «Квохчет, квохчет», «С хозяином дружит…», «Острые ушки…», «Хвост с узорами…». 1. Познакомить детей с описательными загадками про домашних животных.
2. Учить детей отгадывать загадки. 1. Использование различных загадок.
2. Разгадывание загадок по описанию. 1. Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.
2. Рассматривание картинок с изображением домашних животных
Потешки. «Вышел козлик погулять»,
«Рано – рано по утру …», «Идет коза рогатая…» 1. Познакомить детей с новыми потешками.
2. Привлекать детей к рассказыванию потешек.
3. Обогащать словарный запас детей фольклорной лексикой 1. Рассказ воспитателя о потешках, беседа и вопросы к детям
2. Рисование травки для коровы
3. Физ. минутка.
4. Создание мини -книжки по любой из потешек в кругу семьи.
5. Использование подвижных игр «Воробьи и машины», «Кот из дома, мыши в пляс». 1. Дидактическая игра «Чьи это детки?».
2. Использование изученных потешек в организации режимных моментов.
Фольклорные произведения Задачи Совместная деятельность взрослого и ребенка Образовательная деятельность в организации режимных моментов
Заклички. «Солнышко, колоколнышко…», «Дождик, лей…», «Ах ты радуга-дуга». 1. Познакомить детей со значением и содержанием закличек, помочь запоминать.
2. Учить детей двигаться в соответствии с текстом заклички. 1. Рассказ и беседа о закличках
2. Коллективная аппликация по закличке «Дождик, лей.»
3. Организация подвижных игр «Солнышко и дождь», «Дождик, дождик…».
4. Исполнение закличек на музыкальных инструментах. 1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.
2. Игра «Солнечный зайчик».
3. Рисование дождика на манке пальчиками.
Поговорки
«Апрель с водой, а май с травой», «Где цветы, там и бабочки», «Солнце пригреет — все поспеет». 1. Познакомить детей с поговорками. Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, когда требуются определенные умственные усилия. 1. Использование поговорок о труде, о дружбе, о положительных качествах человека
Потешки
«Ой, весна-красна», «Божья коровушка», «Дождик, дождик пуще…», «Весна, весна красивая…»
1. Познакомить детей с новыми потешками.
2. Закрепление умения использовать потешки в конкретной ситуации.
3. Вызывать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек. 1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая»
2. Коллективное рисование весенней зеленой лужайки для зайчика
3. Хоровод "Весна идет".
4. Подвижная игра «Весенняя капель» 1. Использование потешек во время прогулки.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Весна пришла!».
Ожидаемые результаты:
Мероприятия: Ожидаемый результат:
Проведение анкетирования для родителей «Развитие речи ребенка дома» Выявление практических и теоретических умений родителей, направленных на развитие речи ребенка.
Выявление интересных методов, используемых для формирования речевой активности детей в домашних условиях.
Выявление активности применения родителями малых фольклорных форм.
Подбор произведений русского народного творчества для использования в совместной образовательной деятельности: НОД, режимных моментах, прогулках и т. д. Формирование картотеки произведений русского фольклора, подходящего для детей раннего возраста.
Анализ комплексно-тематического планирования по программе Е. Вераксы «От рождения до школы», выявление возможности интегрировать произведения малого русского фольклора в НОД. Корректировка комплексно –тематического планирования, с целью интегрирования произведений русского фольклора в НОД.
Родительское собрание на тему:
«Развитие речи ребенка раннего возраста в условиях семьи»
Консультации педагогов детского сада Памятки для родителей
«Основные показатели развития речи ребенка на третьем году жизни»
Создание буклетов «Речь и движение».
Диагностика речевого развития детей Подбор необходимых диагностических методик
Создание предметно-развивающей среды согласно ФГОС ДО. Подбор оборудования и материала
Консультация для родителей
Совместное (дети и родители) занятие «Петушок Золотой Гребешок» Ознакомление родителей с малыми формами русского фольклора для последующего использования произведений в процессе домашнего воспитания детей
Создание мобильной папки-передвижки «Научим ребенка говорить!» Поиск информации и оформление в папку для родителей, которая будет находиться в свободном доступе для ознакомления и повышения их компетентности по данному вопросу
Занятия в семейном клубе «Школа для мам и пап»
Презентация с видеорядом «Мы играем и занимаемся»
Знакомство родителей с работой в ДОУ, а так же с опытом семейного воспитания по теме речевого развития.
Консультация для родителей Выступление логопеда. «Логоритмика. Доступные упражнения по развитию речи детей»
Занятие для детей и родителей.
Цель: наглядно показать родителям наличие взаимосвязи развития движений и развития речи ребенка раннего возраста;
Познакомить родителей с подвижными играми для детей раннего возраста, которые используются в ДОУ и можно использовать дома Оформление буклетов для родителей на тему «Развитие мелкой моторики». Пальчиковая гимнастика по русским народным сказкам
Проведение акции «Подарите детям книги» Реализация акции по пополнению библиотеки для детей книгами с русскими народными сказками, потешками, прибаутками
Подведение итогов на совместном мероприятии для детей и родителей
«В гостях у бабушки Агафьи». Использование элементов русского фольклора Подведение итогов совместной работы, демонстрация достижений и успехов детей в формировании речевого развития.
Итоговый анализ проведенной работы:
Диагностическое исследование развития речи детей
Диагностическое исследование интеллектуального развития детей
Опрос/анкетирование для родителей по данной проблеме Разработка и проведение диагностических методик, анализ полученных результатов
Этапы реализации проекта :
Этапы проекта Мероприятия Участники
Подготовительный этап (сентябрь 2018) • Анализ предметно-развивающей среды группы.
• Сбор информации, подготовка материала для реализации данного проекта.
• Формулирование цели и задач проекта.
• Организация игрового взаимодействия. Воспитатели
Основной этап (октябрь 2018 - апрель 2019) • Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклорных произведений.
• Входная диагностика развития речи детей.
• Выставка книг различных фольклорных жанров.
• Слушание произведений, рассматривание иллюстраций, беседа с детьми.
• Организация режимных моментов с использованием фольклора – слушание сказок и колыбельных перед тихим часом.
• Коллективное и индивидуальное создание аппликаций и рисунков по произведениям фольклора.
• Просмотр театрализованных инсценировок по русским народным сказкам.
• Исполнение произведений при помощи различных муз. инструментов. Воспитатели, дети
• Выступление с докладом о проделанной работе на педагогическом совете.
• Пополнение развивающей игровой среды в группе.
• Подбор материала в соответствии с темами планирования.
• Консультация для родителей и педагогов
• Прослушивание колыбельных на муз. занятиях. Педагоги и специалисты ДОУ
• Пополнение детской библиотеки книгами (в твёрдом переплёте, отражающими различные жанры фольклора.
• Проведение индивидуальных и групповых консультаций.
• Родительское собрание по данной теме.
• Создание буклета для родителей «Потешки– помощники в адаптационный период в ДОУ ребенка раннего возраста».
• Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
• Создание мини – книжек своими руками на основе произведения фольклора.
• Выставка рисунков, поделок, мини – книжек, созданных в семье.
• Слушание и обсуждение книг с различными формами фольклора, рассматривание иллюстраций к данным произведениям.
• Заучивание наиболее понравившегося произведения.
• Создание семейных аппликаций и рисунков по мотивам русских народных сказок.
• Изготовление подарков ко Дню Матери.
• Подведение итогов Воспитатели, родители, дети
Этапы проекта Результативный (май -2019) • Диагностика развития речи детей на конец года.
• Мониторинг, обобщение и распространение опыта на методических объединениях, педагогическом совете,
• Размещение материалов проекта в сети Интернет на профильных сайтах.
Список используемой литературы:
1. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.
2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
4. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я. ; «Академия развития», 2002г.
5. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
6. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
7. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю. А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.
8. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.