Виктория Татурина
Проект «Русский народный костюм»
▼ Скачать
Проект «Русский народный костюм»
Гипотеза: Реализуя тему «Одежда», на которой воспитатели и дети рассматривали модели современной одежды. От детей прозвучал вопрос: а наши прабабушки и прадедушки тоже носили такую же одежду? Кто-то давал положительные и отрицательные ответы, кто-то говорил, что не знает. И дети захотели узнать, в какой же одежде ходили люди на Руси.
Актуальность:
Публикация «Проект „Русский народный костюм“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Проекты. Проектная деятельность
- Русский народный костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа.
Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа и его представления о прекрасном.
Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
Цель: сформировать представления детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи:
Заложить основы становления духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом.
Раскрыть заложенный в ребенке потенциал через включение в культуру собственного народа, его традиции и обряды.
Познакомить с представителями разных народов нашей страны : жителями Крайнего Севера, народами европейской части России, Сибири и Алтая, юга России.
Рассказать о том, какой образ жизни они ведут, чем занимаются, во что одеваются.
Научить устанавливать зависимость одежды (костюма) разных народов России от природных условий их проживания.
Подготовительный этап:
Создание проблемной ситуации: в группу были внесены картонные куколки Алёнка и Иванушка и коробка с их костюмами. Дети заинтересовываются и начинают задавать вопросы.
Воспитатель записывает вопросы, обсуждает с детьми, дети решают,кто и что может узнать вместе с родителями. Распределяются темы для сбора информации, планируется образовательная деятельность и развлечения по заданной теме.
Деятельный этап:
Организовывается работа по сбору иллюстративного материала.
С помощью детей и родителей меняем экспозицию в музее.
Образовательная деятельность проводится в соответствии с темой проекта.
Обсуждаем с родителями и детьми тему посиделок, возможности реализации идеи пошива кукол и костюмов.
Проводятся сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Древнерусский город».
Для развития внимания, памяти детей используются дидактические игры.
Завершающий этап:
Создаём книгу с рисунками детей «Русский народный костюм».
Меняем экспозицию в музее.
Организовываем посиделки «Уж я куколку свою обряжу».
Подготавливаем танец с готовыми куколками «Куколка моя».
Организовываем ярмарку – развлечение «Праздник русской рубахи».
Организовываем персональную выставку юного художника – модельера Ренаты Н. «Коллекция модной одежды «Весна»».
Организация развивающей среды в создании условий для реализации проекта :
- подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор наглядно-дидактического материала;
- художественной литературы.
На первом этапе работы проведён опрос детей и анкетирование родителей об участии в данной деятельности. Далее дети с помощью родителей и воспитателя стали собирать материал: вырезки из журналов и газет, сбор информации о народных костюмах, рисование элементов костюмов, составление пословиц, загадок, сбор любимых народных книг, изготовление совместно с родителями атрибутов для игр, изготовление костюмов и т. д.
II. Основной этап.
Реализация тематического плана.
Реализация содержания проекта в интеграции образовательных областей
«Физическое развитие» :
• Подвижная игра «Наш платочек голубой»
«Социально - коммуникативное» :
1. Игровая деятельность
• Дидактическая игра «Части - целое»
• Дидактическая игра «Найди отличия»
• Дидактическая игра «Собери картинку»
• Игра «Одень куклу»
2. Театрализованная деятельность
3. Просмотр мультфильма «Морозко»
«Познавательно - речевое» :
1. Экскурсия в краеведческий музей
2. Экскурсия в библиотеку
3. Непрерывная непосредственно образовательная деятельность:
• Формирование целостной картины мира по теме «Русский народный костюм»
• Конструктивная деятельность «Сарафан»
4. Ситуативный разговор «Русский народный костюм», «Плетение лаптей»
5. Заучивание стихотворений, загадок
«Художественно – эстетическое развитие» :
1. Продуктивная деятельность
• Аппликация «Сапоги для Ивана-царевича»» (из салфеток)
• Рисование «Укрась платок»
• Декоративное рисование «Девочка в сарафане»
2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «Царевна - лягушка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Два Мороза», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Чудесная рубашка»
«Чтение художественной литературы» :
Восприятие русской народной сказки «Царевна - лягушка»
Восприятие русской народной сказки «Как старуха нашла лапоть»
Восприятие сказки братьев Гримм «Три пряхи»
III. Заключительный этап
Анализ результатов проекта.
1. Подведение итогов с детьми и родителями (анализ, внесение необходимых корректив в ход реализации проектной деятельности.
На протяжении проекта родители вносили свои предложения.
Решено было пополнить мини – музей русскими народными костюмами.
2. Оформление результатов проектных исследований.
Совместно с детьми были составлены информационные альбомы, оформлен мини-музей, пошиты совместно с родителями народные костюмы, в которых в дальнейшем дети участвовали в творческих концертах и показах не только в ДОУ но и в концертах, проводимых в городе.
История о том, как подружились Сарафан и Рубаха.
Звучит русская народная мелодия.
Рассказчик: Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.
Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.
Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.
Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?
Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.
Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?
Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.
Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.
Подвижная игра «Наш платочек голубой»
Дети идут по кругу со словами:
Наш платочек голубой, поиграть хотим с тобой.
Ты беги, платок, по кругу, выбирай скорее друга.
В это время водящий ходит с платком по внешней стороне круга. После слов он роняет платок. Участник, за спиной которого упал платок, поднимает его и бежит в противоположную от водящего сторону. На свободное место встает тот, кто быстрее добежит.