Ирина Хажиева
Проект «Русские народные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.
- Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
- Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности.
Публикация «Проект „Русские народные сказки“» размещена в разделах
- Формировать умение пересказывать сказки.
- Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
- Воспитывать ценностное отношение к русским народным сказкам, как виду искусства, родному языку и литературной речи.
Тип проекта : долгосрочный.
Вид проекта : познавательно-творческий, игровой.
Участники проекта : Педагоги, дети среднего дошкольного возраста, родители.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
- Получение знаний о русских народных сказках.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
- Проведение театрализованных представлений по русским народным сказкам.
- Организация выставки рисунков «Герои в русских народных сказах» с привлечением родителей.
- Драматизации Русских народных сказок.
Актуальность проекта :
В современное время зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплины. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Работая с детьми, столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Для решения данной проблемы выбрала работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. А. М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о русских народных сказках.
С целью актуализации знаний дошкольников был создан данный проект, где рассматривается фольклорный жанр – “Русская народная сказка».
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Проектный метод, используемый в работе с детьми среднего дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность. Он поможет детям овладеть разными средствами речевой выразительности, и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности.
План работы с детьми и родителями
Месяц Работа с родителями
Сентябрь
19-20 Упражнение на развитие воображения «Я назову, а вы продолжите»
(отгадывание загадок о диких животных). -Анкетирование для родителей: «Сказка в жизни вашего ребенка»
Октябрь
10-13 Чтение р. н. с. «Маша и медведь» Нетрадиционные техники рисования «Мишка косолапый»
Обыгрывание эпизодов сказки
«Маша и медведь» -Консультация: «Развитие речи детей 4-5 года жизни»
Ноябрь
7-11 Рассказывание р. н. с. «Кот, петух и лиса».
«Петя-петушок, золотой гребешок» - лепка из природного материала.
Отгадывание загадок о домашних животных
Игровые занятия с элементами театрализации «Ежи» -Памятка для родителей
«Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи дошкольников»
Декабрь
1-2 Рассказывание р. н. с. «Зимовье»
Упражнение на развитие воображения «Идем по лесу» Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»
Январь
16-17 Чтение р. н. с. «Лисичка сестричка и серый волк».
Дид. игра «Чья песенка».
Консультация для педагогов:
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности
Февраль
20-24 Рассказывание р. н. с. «Теремок».
Игровые занятия с элементами театрализации «Радость и грусть»
Дид. игра «Угадай по описанию».
Драматизация сказки «Теремок». - Консультация в уголке «Что читать детям 4–5 лет».
Март
13-17 Обыгрывание эпизодов сказки «Петушок и бобовое зернышко»
«Петушок и Курочка» лепка.
Подвижные игры с масками птиц «Птички в гнёздышках».
Игра «Кто как кричит?»
Игра, на воображение «Узнай из какой сказки». - Консультация «Монологическая речь ребёнка – дошкольника»
Апрель
3-5 Драматизация сказки «Репка»
«Репка» - аппликация
Игровые занятия с элементами театрализации «На рыбалке» - Памятка для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
Май
11-19 Чтение сказки «Козлятки и волк»
«Любимая сказка» рисование по мотивам знакомых сказок.
Подвижная игра: «Козлятки и волк».
Игровые занятия с элементами театрализации «Хорошая - плохая погода»
Выставка русских народных сказок «Герои в русских народных сказах»