Анастасия Попова
Проект «Русская народная сказка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
ПРОЕКТ
(средней продолжительности)
Разработала: Попова А. Ю.,
воспитатель старшей группы
с. Чоя, 2021г.
«Сказка-великая духовная
культура народа, которую мы
собираем по крохам, и через сказку
раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа»
Л. Н. Толстой
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Русская народная сказка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования работает на развитие маленького ребенка. Основная задача детского сада – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования.
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о русских народных сказках.
Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у моих воспитанников не вызывают особого интереса народные сказки, они не достаточно знают о русских традициях, обычаях. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Цель проекта : создание оптимальных условий для формирования устойчивого интереса детей к русским народным сказкам.
Задачи:
1. Образовательные:
• обогащать и расширять словарный запас детей;
• формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
• учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
• познакомить с творчеством русского народа
2. Развивающие:
• развивать артистические способности,
• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
3. Воспитательные:
• воспитывать культуру речи;
• воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
Тип проекта : познавательно-творческий, игровой.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: средней продолжительности.
Участники проекта : воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
Планируемый результат:
Дети Родители Воспитатели
- развитие интереса к русским народным сказкам;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- развитие познавательной активности, творческих способностей;
- сочиняют сказки на свободно выбранные темы;
- умеют развивать сюжет, отобрать главных действующих лиц для своего сочинения;
- используют знания о композиционной структуре сказки, выразительные средства раскрытия художественного образа (описание погоды, места действия, портрет героя, его настроения и чувств). - повысит интерес родителей к художественной литературе, возрождения традиции домашнего чтения;
- пополнение книжного уголка книгами по разделу «русские народные сказки»
- содержательно проведенное с ребенком время;
- желание принимать участие в совместных мероприятиях;
- активное участие родителей в жизни детского сада и группы. - оформление лэпбука «Путешествие по русским народным сказкам»;
- изготовление книжки «По страничкам русских народных сказок»;
- изготовление творческих работ с детьми и родителями.
Продукт проекта :
Книжка «По страничкам русских народных сказок»
Лэпбук «Путешествие по русским народным сказкам»
Этапы реализации проекта :
Организационно-подготовительный этап:
1. Анкетирование родителей «Нужны ли детям русские народные сказки?»
2. Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
3. Подбор русских народных сказок и иллюстраций к ним
4. Знакомство с жанровыми особенностями сказки
5. Чтение русских народных сказок с последующим просмотром мультфильмов по ним
6. Подбор настольных игр по сказкам
Основной этап:
В самостоятельной деятельности:
-дети раскрашивали иллюстрации из сказок;
-составляли сказки с помощью пазлов;
-лепили сказочных героев (колобок, лисичка со скалочкой, Маша и медведь, кот, петух и лиса);
-строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказки;
-выкладывали фигурки сказочных героев из геометрических фигур и счётных палочек.
Работа с родителями:
-участие родителей и детей в создании картины «Моя любимая сказка!»;
-участие родителей в пополнении кукольного театра группы.
-участие родителей в создании лэпбука «Путешествие по русским народным сказкам».
Заключительный этап:
-оформление картин, рисунков совместное творчество детей и родителей «Моя любимая сказка».
Практическая часть
Образовательные ситуации («Открытый микрофон», «Подземная труба» «Деловая игра», «Творческий час» по теме: «Русские народные сказки»).
Образовательная деятельность в старшей группе приложение 1
Результативность:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; с интересом слушали сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении картины «Моя любимая народная сказка» (совместно с детьми); приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Русские народные сказки»; сблизила детей, родителей и педагога группы.
Приложение 1
ООД Конструирование в старшей группе :
«Теремок», «Заюшкина избушка», «Бычок - смоляной бочок» (из счётных палочек).
ООД Аппликация в старшей группе :
коллективные аппликации по сказкам «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса».
Лепка: «Лиса и волк»
Рисование: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Бычок – смоляной бочок», «Кто-кто в рукавичке живёт».
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. Тема: "Русские народные сказки"
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками;
Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т. д.
Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки, используя мнемотехническую таблицу;
Развивающие:
Продолжать развивать мышление, память, внимание и воображение.
Активизировать речь, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.
Оборудование и материалы: Выставка книг с русскими народными сказками, иллюстрации с изображением сказочных героев. Мнемотаблицы по русским народным сказкам.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Обыгрывание сказок с помощью настольного театра. Разгадывание загадок. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Живые слова», «Из какой сказки», «Выкладывание сюжетных картинок в определенной последовательности» и т. д. Игры драматизации по сказкам. Описание животных, используя мнемотаблицы.
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Дети: да!
Воспитатель: Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки. Итак, путешествие в страну сказок начинается! (Воспитатель с детьми берутся за руки, и идут по кругу, читая стихотворение Ф. Кривина «О чем-то скрипит пословица).
О чем-то скрипит пословица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Воспитатель: Сказки рассказывают о небывалом и чудесном, и они бывают разными: народными и авторскими.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему сказки называются народными?
Дети: потому что их сочинил народ.
Воспитатель: Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Воспитатель: почему сказки называются авторскими?
Дети: потому что, их сочинил и написал один человек – автор.
Воспитатель: Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает (добро, а зло всегда (наказывается).
Игра: «Ты мне – я тебе». Дети стоят в кругу. Воспитатель с середины круга бросает мяч детям, называя героя сказки. Дети по очереди отвечают, в какой сказке он встречается.
Например: корова – сказка «Крошечка – Хаврошечка». Коза…;
Медведь…; Волк …; Гуси …; Лиса - …; Курица …; Заяц …
Воспитатель: Молодцы!
Игра: «Узнай сказку по загадке».
Воспитатель: Ребята, вы много сказок знаете?
Дети: да!
Воспитатель: сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.
*Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герой этой сказки? (Три медведя)
*Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл,
Скоро и к вам приду (Колобок).
Игра: «Узнай сказку по картинке».
Воспитатель: Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк» и др.).
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите,
из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию
из сказки «Волк и семеро козлят».
Дети: это сказка «Волк и семеро козлят».
Воспитатель: Кто её сочинил?
Дети: Эта русская народная сказка.
Воспитатель: чему нас учит эта сказка?
Дети: Тому, что нельзя чужим открывать дверь,
слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.
Воспитатель: посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба».
Дети: это сказка «Курочка Ряба».
Воспитатель: А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая?
Дети: Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.
Воспитатель: А эта иллюстрация, из какой сказки?
Дети: «Лисичка – сестричка и серый волк»
Воспитатель: Скажите, правильно поступила лиса?
Дети: нет, она всех обманывала.
Игра: «Узнай сказку по героям».
Воспитатель: Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните название сказок, в которых они действуют.
1. Дед, жучка, внучка, мышка (Сказка «Репка»).
2. Мышка, бабка, яичко (Сказка «Курочка Ряба»).
3. Гуси, Баба-Яга, девочка (Сказка «Гуси – лебеди»).
4. Царь, три сына, стрела, болото (Сказка «Царевна-Лягушка»).
Пересказ сказки : «Расскажи сказку».
Воспитатель: А теперь предлагаю рассказать любую сказку с помощью мнемотаблицы (Дети, по желанию, рассказывают сказку с опорой на мнемотаблицу, выразительно, передавая диалоги персонажей).
Воспитатель: Молодцы! Я хочу сказать вам
спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо
знаете русские народные сказки, но, думаю,
у каждого из вас есть самая любимая сказка.
Итог. Рефлексия.