Елена Вихарева
Проект «Рок-группа в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №88»
Педагогический проект :
«Дошкольная рок-группа»
Автор проекта :
Вихарева Е. П.
музыкальный руководитель
г. Каменск-Уральский 2023 г.
2. Методический паспорт проекта.
1. Тема: «Дошкольная рок-группа»
2. Тип проекта : обучающий, творческий
3. Руководитель: Вихарева Е. П. музыкальный руководитель
4. Сроки реализации проекта : долгосрочный, на 2022-2023 уч. год
Публикация «Проект „Рок-группа в детском саду“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2023
5. Участники проекта : педагоги группы «Дюймовочка»,
дети группы «Дюймовочка» ТНР подготовительного возраста (6 человек,
родители (спонсоры).
3. Пояснительная записка.
Музыка формирует человека — его сердце и ум, его чувства и убеждения, весь его духовный мир. Гармония ума и сердца — вот конечная цель воспитания современного человека. Достижению этой великой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания.
Немалое значение для раскрытия данной проблемы имели работы В. Н. Шацкой, О. А. Апраксиной, Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, которые определяли цели и задачи, формы и методы как эстетического, так и музыкально-эстетического воспитания детей. Развивая их идеи, учёные Т. И. Бакланова, В. М. Чижиков, Г. М. Цыпин и другие раскрыли современные подходы к эффективному музыкально-эстетическому воспитанию личности в России. Ими разработаны совершенные технологии, определены новые оптимальные подходы к методике работы с детскими коллективами. Коллективная деятельность, коллективный труд — основа нашей жизнедеятельности. Умение трудиться — верный залог того, что дети найдут свой путь в жизни. Поэтому важной задачей хорошего педагога является предоставить возможность ребёнку приложить свои силы, умения и знания для развития его способностей, таланта. Следует строить свою работу так, чтобы занятия в коллективе ребята воспринимали как часть и продолжение своей жизни.
4. Актуальность.
Музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Вовлечение дошкольника в создание современного музыкального коллектива дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее и с уважением относиться к другим исполнителям, стилям и музыкальным направлениям.
Проблема: у детей дошкольного возраста с ТНР еще недостаточно развита мелкая моторика рук, не совершенна общая координация, часто нарушены ритмический и ладовый слух, тексты песен сложны для запоминания, затруднены приемы звукоизвлечения.
5. Цели и задачи.
Цель, которая ставится перед любым музыкальным коллективом — не столько научить играть на инструменте или вырастить будущую знаменитость, сколько создать такую среду, где бы ребёнок развивался как личность, развивались его способности и дарования.
Цель учебной работы в моей группе — это развитие творческих способностей, артистичности, музыкальности детей.
Задачи:
1. Познакомить детей с музыкальными инструментами рок-музыки.
2. Распределить инструменты по желанию и способностям участников группы.
3. Научить исполнять свою партию на инструменте, передавая художественный замысел, стилистику группы.
4. Способствовать всестороннему развитию детей, развитию индивидуальных способностей.
5. Развивать коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в коллективе, уважительно относиться друг к другу.
6. Практическая значимость проекта.
Проект способствует развитию у детей эстетического и эмоционального восприятия музыкального современного искусства; развивает интеллектуальные способности, творческое воображение; учит сочинять и фантазировать; расширяет представления детей о различных направлениях в музыке; дает возможность выразить свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. А также играет важную роль в общем психическом развитии.
Данная форма взаимодействия с родителями (законными представителями) делает их активными участниками образовательного процесса (требования ФГОС ДО по взаимодействию Организации с родителями) и приводит к положительному разрешению поставленных задач.
Данный проект может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.
7. Ожидаемые результаты.
Ориентированы на всех участников педагогического процесса:
для детей:
- Расширение кругозора детей в области современного музыкального искусства;
- Развитие интереса у детей к творческой деятельности, эстетического восприятия, речевой активности в разных видах деятельности.
- Умение воспитанников выступать на сцене, передавая сценический образ и художественный замысел произведений.
для педагогов:
- Повышение педагогического мастерства и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию творческих способностей детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники музицирования.
для родителей:
- Повышение заинтересованности родителей в творческой деятельности детей.
- Оказание спонсорской помощи (костюмы, инструменты).
Способы определения результативности:
- опосредованное изучение уровня развития музыкальных и актерских способностей детей, анализ продуктов творческой деятельности;
- анализ информации, полученной в процессе опроса и обратной связи (обмен мнениями среди сверстников, родителей, педагогов, специалистов).
- контроль психоэмоционального состояния всех участников педагогического процесса.
- диагностика уровня развития музыкальных способностей, сравнительный анализ.
8. Материально- технические ресурсы.
1. Набор инструментов: барабанная установка, гитары (3 шт., синтезатор.
2. Микрофоны, муз. центр, ноутбук, метроном.
3. Фонотека.
4. Костюмы для выступлений, аксессуары.
9. Этапы реализации проекта.
Подготовительный Сентябрь 2022 Педагог:
Подбор учебного и концертного репертуара, наглядного и методического обеспечения.
Разработка диагностического инструментария. Дети:
Прослушивания,
знакомство с творчеством взрослых и детских рок-групп, просмотр видео выступлений.
Практический Октябрь 2022 –
май 2023 г. Разучивание партитур, песен, отработка технических и исполнительских навыков.
Выступления на зрителя. Репетиции.
Выступления.
Аналитический Июнь 2023 г. Анализ степени достижения целей и задач,
количественная и качественная оценка музыкальных способностей участников проекта.
10. Содержание работы по проекту, методы и приемы.
Подготовительный этап начинается с подбора учебного и концертного репертуара, который должен соответствовать техническим и художественным возможностям учебного коллектива, решать учебно-творческие и художественно-исполнительские задачи, способствовать всестороннему развитию юных музыкантов, развитию их эстетического вкуса. Подбор репертуара — важнейший участок работы руководителя. Очень важно накапливать репертуар, бережно сохраняя старый и добавляя новый. При подборе репертуара необходимо руководствоваться тщательным исполнительским и дирижёрским анализом партитур во всех деталях. Изучение партитуры — сложная и ответственная работа. В дальнейшем надо подбирать композиции с возрастанием технических и ансамблевых трудностей.
Успешное проведение репетиции во многом зависит от качества работы над партитурой, доскональное знание которой является обязательным условием в подготовке руководителя в работе с коллективом. Само собой разумеется, что музыку для детей следует тщательно выбирать. Оригинальных произведений для детских инструментальных групп очень мало. Поэтому основной источник нового репертуара — это переложения. Главный критерий при отборе репертуара — это возможность сохранить идейно-эмоциональное содержание.
Репетиция — акт напряжённый, поэтому посмеяться, пошутить — значит, на какое-то время выключиться, отдохнуть, чтобы потом опять собраться и продолжить работу. Прежде всего, следует добиться точности воспроизведения музыкального текста, ритмического рисунка каждым участником группы. Затем уточняются штрихи и динамика. Поэтому основными методами работы являются:
1) дирижерский показ (движение рук, мимика);
2) словесные пояснения (пение как вариант слова);
3) слуховая наглядность (показ фраз при помощи игры на каком-либо музыкальном инструменте). Сыгранность, то есть, чувство ансамбля (умение слышать друг друга в совместном исполнении) и, наконец, умение понимать жест дирижёра и правильно реагировать на его указания — всё это предопределяет полноценную работу коллектива в целом.
Основной смысл репетиции — работа над музыкальным произведением. Логическим завершением работы дирижёра и оркестра над произведением является концертное выступление, успех которого в значительной мере будет зависеть от воздействия руководителя на коллектив.
Концертное выступление — это подведение итогов, праздник, пришедший на смену кропотливой репетиционной работе. Концертное выступление активизирует сплочение коллектива, повышает уровень музыкально-эмоционального состояния, обостряет чувство взаимозависимости, внимание, приносит ощущение радости от общения с музыкой, со слушателями, от самого процесса игры.
Опыт — это кирпичики творчества. Из этих кирпичиков можно создавать множество различных комбинаций.
Обучение игре на музыкальных инструментах является одним из главных элементов в деятельности рок группы.
Данный вид деятельности способствует:
- формированию у детей начальных базовых знаний об игре на музыкальных инструментах,
- развитию чувства ритма,
- помогает детям осознать значение сотрудничества в сфере музыкального исполнительства,
- выявить личностные коммуникативные способности,
- выявить готовность к взаимодействию,
- выявить творческие и другие важные личностные качества, обусловливающие успешное обучение музыке — дисциплинированность, организованность, ответственность.
Обучение игре на барабанной установке.
Обучение игре на ударных инструментах целенаправленно ориентировано непосредственно на развитие у начинающих заниматься детей чувства ритма.
Для эффективного продвижения в обучении игре на ударной установке, как и в обучении на любом музыкальном инструменте педагогу важно понять, насколько ребенок ритмически способен, для того чтобы понять его возможности.
И это можно достичь несколькими способами:
1. Игра под музыку.
2. Игра под метроном
3. Упражнение «Делай как я».
Все эти упражнения можно сделать также и без барабанных палочек (подойдут даже обычные хлопки).
Рудименты – это специальные приемы, которые составляют основу игры на любом барабане и используются барабанщиками для развития координации.
Далее можно начать подыгрывать своим любимым песням. Это упражнение разовьет слух. Если песня знакома, ребенок знает, как она должна звучать, и можете правильно подобрать ритм.
Постоянная отработка барабанных рудиментов является основой формирования базовых основ и развития техники. Эти упражнения позволяют натренировать мышечную память и добиться точности в передаче ритмической структуры.
Парадидлы ( название иллюстрирует ритм: каждый слог — удар, «-ди-» и «-дл» — одной и той же рукой) состоят из отрезков по четыре ноты, со смешанными двойными и одиночными ударами каждой рукой. (ПЛПП ЛПЛЛ). При последовательном исполнении парадидлов, первый удар приходится поочередно на правую и левую руку.
• Одиночный парадидл
• Двойной парадидл
• Тройной парадидл
• Парадидл-дидл
Упражнения
Ритм.
Начинаем барабанить руками.
Учимся считать, начиная с четвертных нот. Существует множество способов разбить музыкальный такт, но мы начнем с размера 4/4, который предполагает наличие 4 четвертных нот в такте. Отбиваем с одинаковыми промежутками 4 раза по колену. Это и есть четверти.
• Сначала следует считать вслух и громко. Очень важно чувствовать пульсацию и понимать строение ритма.
• Занятия под клик трек или метроном очень полезны.
Учимся считать восьмые ноты. Каждую 4-ую ноту нужно делить на две восьмые. Отбиваем одной рукой восьмые ноты и не забываем про счет. Восьмые ноты считаются как «1-и-2-и-3-и-4-и.» Стараемся, чтобы ударение в слове четко совпадало с ударом рукой.
2.
Добавляем вторую руку. Одна рука продолжает играть восьмые ноты, а вторая играет по коленке или по столу, на счет «два» и «четыре».
Добавляем акценты на сильную долю. Продолжаем играть предыдущее упражнение, но на счет «раз» и «три», топаем правой, а если левша — левой ногой. Это доли называются сильными, будем играть ногами по бас-барабану, когда сядем за настоящую установку.
• Вот и все, уже играем простой рок-ритм! Освоение искусства игры на барабанной установке состоит из двух больших частей: освоение ритма и освоение техники. Изучая основы ритма и регулярно практикуясь, можно пробовать начать играть за барабанами.
Работа с гитаристами.
1. Учимся правильно держать инструмент, самостоятельно надевать гитару на плечо. Изучаем строение гитары: гриф, струны, колки, дека.
2. Изучаем виды звукоизвлечения на электрогитаре с помощью медиатора. Разрабатываем партитуру произведения, выделяя сольные моменты.
3. Добавляем стилистику, движения.
Работа с вокалистами.
1. Разучиваем песню со всеми участниками группы, определяем сольные и ансамблевые моменты.
2. Работаем над чистотой интонации, динамикой.
3. Разрабатываем художественный замысел композиции.
4. Добавляем стилистику и движения.
11. Эффективность реализации проекта.
Диагностика музыкальных способностей участников проекта на начало и конец учебного года (Таблица в приложении)
-У детей развита творческая фантазия (могут импровизировать, подбирать различные инструменты в соответствии с о звучанием фонограммы).
-Умеют играть на различных инструментах. Владеют различными приемами и способами извлечения звука на инструментах.
-Улучшились музыкальная память и уровень музыкального слуха, чувство ритма.
-Повысился уровень исполнительства в ансамбле.
-Развился творческий потенциал.
-Вовлечены родители в педпроцесс. Увеличился их интерес и заинтересованность в сотрудничестве.
Наша рок-группа «Апельсин» получила общественное признание среди родителей, воспитанников и сотрудников нашего ДОУ. Наши выступления стали традиционны и систематичны, мы выступали на различных мероприятиях и праздниках: 8 Марта, выпускной.