Нина Ушакова
Проект «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.
Развитие творческих способностей детей является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.
Публикация «Проект „Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников“» размещена в разделах
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.
Рисование в дошкольном возрасте – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. И в этом поможет игра, как основной вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щетка, поролон, трубочка от сока, парафин и многое другое.
Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Использование нетрадиционных техник удовлетворит любопытство ребенка, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным».
Занятия по рисованию должны впитывать в себя нечто новое, нестандартное, нетрадиционное. Поэтому для гармонизации психоэмоционального состояния, я использую разные техники нетрадиционного рисования.
Данная проблема позволила определить тему исследования – «Развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния дошкольников, через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».
Объектом исследования является изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Цель – Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования, для гармонизации психоэмоционального состояния.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- вызвать у детей интерес к творческой деятельности;
- познакомить детей с нетрадиционными направлениями изобразительного искусства;
- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций, творческое мышление;
- стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования;
- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;
- формировать практические навыки работы с разнообразными изобразительными материалами.
Гипотеза – творческие способности и гармонизация психоэмоционального состояния детей будут эффективны при условии систематического использования нетрадиционных техник рисования.
Методы исследования
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- количественный и качественный анализ полученных результатов;
- анкетирование и беседа с родителями.
При планировании и организации занятий с нетрадиционной техникой рисования важно соблюдать следующие условия:
- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
- правильное определение главной цели занятия по нетрадиционным техникам рисования;
- создание развивающей среды в ДОУ и группе (изостудия, картинная галерея, наличие разработок по нетрадиционным формам изобразительной деятельности (альбом);
- необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;
- на занятиях по рисованию целесообразно использовать музыку, игры, физкультминутки.
Новизна опыта заключается в создании системы методов и приемов, обеспечивающих переход от репродуктивного мышления к творческому; подведение детей к свободной интерпритации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.
Теоретическая значимость заключается в том, что в процессе образовательной деятельности, полученные данные свидетельствуют о том, что психоэмоциональное состояние детей значительно улучшаются при систематическом использовании нетрадиционных техник рисования.
Практическая значимость Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. А в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»
Ожидаемый результат:
- всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности;
- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
- умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
Критерии эффективности:
- уровень освоения образовательной программы;
- удовлетворение родителей качеством образования;
- информационно-методическая обеспеченность.
Длительность работы над опытом 3 года, осуществляется в четыре этапа.
План реализации образовательного проекта
Система мероприятий Задачи Способы реализации Сроки
I этап – аналитико -прогнозтический (подготовительный) :
Подготовительные мероприятия 1. Изучение теоретической части развития вопроса.
2. Повышение квалификации педагога.
3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 4-6 лет.
4. Разработка перспективного плана работы.
5. Проведение диагностики творческих способностей детей
6. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
1 год работы по проекту
II этап – рабочий (внедренческий) :
1 блок – работа с детьми
Рисование ладошкой
• «Солнышко»
• «Лебеди»
• «Чайник»
• «Осьминожки»
• «Петушок»
Рисование пальчиками
• «Грибочки»
• «Жирафик»
• «Елочка нарядная»
• «Бусики»
Рисование песком
• «Бабочка»
• «Осьминожки»
• «Узоры на стекле»
• «Елочка»
• «Рыбки плавают в воде»
Кляксография
• «Осьминожки»
• «Чудо дерево»
Рисование клубком ниток -учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток;
- упражнять в технике печатания ладошкой;
- закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа, умение дополнять изображение деталями;
- развивать цветовосприятие.
– обучение детей дошкольного возраста технике рисования пальцем;
– воспитание тактильных и термических чувств через специальные упражнения;
– воспитание эстетического вкуса;
– обучение мастерству композиции;
– развитие творчества и воображения.
- познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства- рисование песком;
-поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;
- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;
- совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей
- Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности.
- Формировать умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.
- Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.
- Воспитывать интерес к данному виду рисования
Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования. Познакомить с новым необычным изобразительным материалом (нитками). Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру. Развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук, фантазию детей. 2 год работы по проекту
(средний дошкольный возраст)
3 год работы по проекту
(старший дошкольный возраст)
2 блок – работа с родителями
1. Предварительная работа
2. Повышение педагогической культуры родителей
3. «Успехи детей»
4. «Наши игры»
Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.
Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей и гармонизации психоэмоционального состояния через нетрадиционные формы рисования
Показ достижений детей в области ИЗО
Демонстрация дидактического оборудования и нетрадиционных материалов
Анкетирование,
беседы
Консультации и беседы
«День открытых дверей»
Экскурсии в изостудию.
В течение всего периода
2 раза в год
3 блок – работа с педагогами
1. Выступления на педагогическом совете
2. Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.
Повышение общей культуры педагогического коллектива
Обобщение опыта работы Доклады,
презентации
Доклады, «Мастер-класс» В течение всего периода
В течение всего периода
III этап– коррекционный:
1. Анализ и корректировка.
Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.
В конце каждого учебного года
IV этап – обобщающий:
1. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;
2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.
Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.
Семинары,
публикации, взаимопосеще-ния,
обмен опытом.
В конце каждого учебного года
Длительность работы над проектом осуществляется в четыре этапа:
1 этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный) :
1. Изучение теоретической части развития вопроса.
2. Повышение квалификации педагога.
3. Выявление уровня творческих способностей детей 4-6 лет.
4. Разработка диагностического инструментария к материалу.
5. Разработка перспективного плана работы.
6. Проведение диагностики развития детей.
7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
2 этап – рабочий (внедренческий) :
1. Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности в процессе развития творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния.
2. Развитие у детей памяти, внимания, воображения, самостоятельности.
3 этап – коррекционный:
Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.
4 этап – обобщающий:
1. Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное развитие творческих способностей для гармонизации психоэмоционального состояния через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.
2. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;
3. Анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материалов к печати.
4. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.
Участники проекта : дети дошкольного возраста 4-6 лет.
Результат – при отслеживании результатов был проведен опрос среди родителей дошкольников, наблюдения которые позволили выявить следующие результаты:
- у детей развивается уверенность в своих силах;
- непосредственно образовательная деятельность с применением нетрадиционных техник рисования способствует снятию детских страхов;
- дети более свободно выражают свой замысел, проявляют инициативу;
- у детей стала более развита мелкая моторика рук, развито творческое воображение;
- у детей воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Список литературы
1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
2. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок. /Под. ред. Н. А. Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : 1967г.
4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.
6. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2003.
7. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарё нность: что это?”.
8. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
9. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарё нность: что это?”.
10. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
11. Лыкова И. А. «Цветные ладошки» М., 2007
12. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
13. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
14. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2003.
15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.
16. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
17. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.
18. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1973.
19. Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.
20. Система эстетического воспитания в детском саду. / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1962.
21. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996.
22. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.
23. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.
24. Эстетическое воспитание в детском саду. / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1978.