Наталья Казанова
Проект «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
▼ Скачать
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игра - это своеобразная форма приобщения ребенка к будущей взрослой жизни, это школа, где ребенок познает себя и свои возможности, приобретает первые знания и представления об окружающем мире, человеческих отношениях, где устанавливаются первые контакты, формируются нравственные и моральные основы. Игра – самая радостная деятельность детей. Она требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, то есть видения предметов, в соответствии с принятой ролью. В игре ребенка формируется социальная ориентация, требующая согласования своей точки зрения с точкой зрения других играющих. При недостаточной сформированности ведущей игровой деятельности нарушается становление ряда психических свойств и качеств ребенка, способствующих приобретению знании, умений и навыков. Многие виды игр невозможны без речевого оформления, без диалогического общения.
Публикация «Проект „Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
По мнению А. Г. Арушановой: «Диалогическое общение - это когда беседуют два (или более) партнера на какую-либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а также взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность. Это межличностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания. А главное - это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности».
В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга в зависимости от таких оценок, проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не умеющих придерживаться установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело.
В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения на кооперации труда, работы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. В диалогическом взаимодействии детей эффективен прием драматизации. В нем наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Драматизация привлекает близостью к игре с использованием игрушек, элементов декораций, ряженья.
Театрализованная игра (или драматизация) является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д.
В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть, проникнут в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
Характерными особенностями театрализованных игр является литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Виды театрализованных игр разнообразны, по Н. А. Роуцкой:
Театрализованная игра Игра с настольным театром
Игра – драматизация Плоскостные фигурки
Фланелеграф Объемные фигурки
Теневой театр Игра с марионетками
Бибабо
По мнению О. Акуловой все театрализованные игры можно разделить на две основные: игры драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые дилогии на основе текста, инсценировки произведений, постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет артистами, «озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, театр марионеток) и т. д.
Для проведения игр необходимы определенные требования:
• Знание литературного текста
• Правильный отбор художественного произведения небольшого по объему, желательно из «Программы…»
• Должны быть действия.
• Должен быть диалог и монолог.
• Доступность понимания детьми.
• Произведение должно быть ценно в воспитательном отношении.
• Наличие атрибутов: костюмов, декораций, игрушек.
Приемы руководства играми-драматизациями заключается в следующем:
• Чтение произведения.
• Беседа по содержания произведения. Здесь надо обратить внимание детей на действие героев, чувства, состояние.
• Рассматривание иллюстраций, мультфильмов, прослушивание грамзаписи, поделка атрибутов и пособий.
• Игры – имитации мимики, жестов.
• Работа над текстом.
• Инсценирование (игра-драматизиция)
Роль педагога в организации и проведении игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организованного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход.
В младшей группе ведущую роль берет воспитатель, разыгрывать можно во второй половине дня. Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в самостоятельных играх в театр. Они сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействия, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр не непосредственная, а опосредованная.
Работу по этой теме я начала с изучения методической литературы. На основе этого и данных диагностики я поставила перед собой цель: вести специальную работу по развитию диалогического общения детей со сверстниками.
Для достижения поставленной цели определила круг основных задач:
• Совершенствовать диалогическую речь детей.
• Учить правилам ведения диалога (умение слушать, понимать собеседника, формировать и задавать вопросы, строить ответы в соответствии с условиями).
• Создать условия для практической деятельности детей;
• Подобрать методическую литературу, игры, театральные атрибуты
• Упражнять детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
• Развивать речевой этикет в диалоге с взрослыми и детьми.
• С целью развития диалогического общения организовать парное взаимодействие детей в разнообразных видах детской деятельности.
• Формировать творческие способности в речевом развитии дошкольников.
Опираясь на данные задачи, я продумала мероприятия, направленные на решение данных задач, в форме перспективно – тематического плана работы, начиная со средней группы. При составлении плана я использовала знания психолого – педагогического характера, возрастные особенности дошкольников, новые технологии. Основа мероприятий тоже очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные и дидактические игры. Предложенная тематика и организационная вариативность НОД способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Была подобрана диагностическая методика для определения результативности усвояемого материала. Результаты показывают, что проводимая работа по развитию диалогического общения, позволила проявить детям речевые навыки в самостоятельной речевой деятельности и взаимоуважение в коллективе.
Огромное значение для хороших результатов имеет развивающая среда в группе – это чрезвычайно важное условие для успешной работы по диалогическому общению детей. У нас в группе оформлен уголок театральной деятельности. У ребят это любимое место. Оформление его заняло много сил и времени, театрализованная игра предполагает использование атрибутов, поэтому были привлечены родители, они с пониманием отнеслись к моим просьбам о помощи. Так был изготовлен уголок ряжения, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр, различные маски – шапочки.
В обучении диалогическому общению я использовала настольный театр, фланелеграф, плоскостные фигурки, объемные фигурки, куклы-бибабо, пальчиковый театр, игры – драматизации. Эти виды игр я часто включала в НОД по развитию речи при ознакомлении с произведениями художественной литературы, в НОД по звуковой культуре речи (см. приложение). Так же использовалась система ТРИЗ (например, при драматизации сказки дети сами придумывали ее конец, в игре «Хорошо — плохо» предполагающей замечать в одном и том же предмете (явлении) хорошие и плохие стороны.)
Театрализованную игру я использовала и при воспитании у детей речевого этикета, как одного из значимого, ценного средства общения. В среднем возрасте наиболее действенным является преподнесение правил поведения персонажами кукольного театра. Для этого у нас в группе открылась «Школа игрушек», в которую периодически я приглашала детей. С помощью лисичек, зайки, белочки и всех тех, кого любят дети, я разыгрывала сценки, в которых куклы демонстрировали, как надо приглашать, чтобы вместе поиграть или что-то сделать, как следует правильно попросить, поблагодарить. На их примере дети учились правильному, красивому поведению «волшебным» способом.
Через некоторое время показывала другие сценки, в которых игрушки, подражая ребятам, ссорились, обижали друг друга. Вместе с детьми обсуждала, что же из-за такого поведения получается. В последующем дети смотрели сценку, как игрушки исправились, все делали вместе, дружно, вежливо договаривались, произносили вежливые слова. В моменте реальных поступков детей использовала «Азбуку вежливости» - в этой книге цикл стихотворений в диалоге, обучающих вежливым словам.
Всегда при себе пальчиковый театр – 10 актеров у каждого. По утрам часто проводила такую игру – «Мальчики здороваются с девочками». Дети произносят: «эта ручка – мальчики, эта ручка – девочки». Пальчики – мальчики здороваются с девочками, здороваясь нужно поочередно прикоснуться кончиками одноименных пальцев и каждый раз произносить: «Здравствуйте, рад вас видеть» или «Доброе утро» и т. д. Играли в «Кулачек - сундучок» вежливых слов. Нужно собрать в кулачек пальцы правой руки (это 5 вежливых девочек, пальцы левой руки (это 5 вежливых мальчиков). Пусть пальчики пошепчутся (поднести кулак к уху, послушать, о чем они говорят. Затем предупредить: «Послушали, а теперь громко объявите».
На стенде «Для вас, родители» вывешивалась информация на тему: «Знаем ли мы вежливые слова?». Проводилось родительское собрание на тему: «Уроки общения». Все это позволяет проводить содержательную работу по формированию речевой культуры детей и взрослых.
Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одному и тому же элементу несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса.
В НОД я стимулировала внутреннюю мотивацию, вызванную познавательным интересом ребенка. Так как результаты значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами.
Так же параллельно с работой в группе я вела индивидуальную работу, где большое внимание уделяла вовлечению в театрализованную деятельность детей с низким уровнем диалогического общения, малообщительных, замкнутых, потому что им труднее всего общаться с детьми в группе.
По результатам диагностики уровень развития диалогической речи повысился. Дети начали активнее вступать в диалог, задавать и отвечать на вопросы. Из этого следует, что при систематической работе по развитию диалогической речи можно добиться ощутимых результатов, по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
Практическая значимость, уровень проработанности: над данным проектом работа велась на протяжении 3 лет. При диагностике можно увидеть некоторые результаты, а самый важный – уровень развития речи, уровень общей культуры.
Выполнен большой объем работ:
• Разработан перспективно-тематический план, по который апробирован на средней, старшей и подготовительной группах. В итоговой диагностике были получены высокие показатели, по сравнению с начальными, что подтверждает эффективность использования театрализованных игр для развития диалогической речи и культуры общения.
• Создана театрально – игровая среда (различные виды театра : настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, реквизит для разыгрывания сценок: ширмы, элементы костюмов, маски, в групповой комнате театральный уголок с масками, настольным театром.
• Взаимодействие с семьей
• Участие в совместных с детьми и воспитателями мероприятиях (показ инсценировок, сказок детям из младших групп, праздниках, изготовление декораций, разучивание текстов.
Исходя из наблюдений проведенной диагностики, можно сделать вывод, что дети уже имеют навыки диалогической речи, легко идут на контакт. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений и такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка с взрослым, так и взаимодействие со сверстниками, как подлинной детской коммуникативной самодеятельности.
Только при правильном постоянном педагогическом воздействии дошкольники будут владеть правильной, чистой, красивой речью, позитивно взаимодействовать в коллективе, а для этого необходимо продолжать начатую работу. Имея основу, есть от чего оттолкнуться в своих творческих планах, надо совершенствоваться. Для этого у нас есть хорошая ресурсная база, воспитатели, родители, которые заинтересованы в гармоничном развитии ребенка.
Через драматизацию можно работать над развитием речевой системы, воспитать умение сопереживать, понимать, поэтому я хочу продолжать начатую работу, искать новые приемы, способы обучения, совершенствоваться. Надеюсь, что наши усилия не пройдут даром. Малыши войдут в большую жизнь, какими они станут, зависит от нас педагогов.