Антонова Лусик Давитовна
Проект «Разговор с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности проекта :
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Эксплуататорское отношение к природе, загрязнение окружающей среды отрицательно влияет как на самих людей, так и на все живые организмы вокруг. Для решения этих проблем нужно с раннего детства повышать экологическую культуру и сознание человека.
Публикация «Проект „Разговор с природой“» размещена в разделах
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста. В экологической проектной деятельности дошкольник имеет возможность не только узнать новую информацию о природе, но и стать исследователем объектов природы (в данном случае, растительного мира своего края, экспериментировать, вычленять простейшие закономерности, искать пути решения экологических проблем.
Горожане имеют весьма ограниченные возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию мы считаем знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения. В большом городе растения и деревья живут бок о бок с нами и радуют нас своими красочными нарядами. За ними проще наблюдать. Им можно помочь без особых усилий. Каждый ребёнок сможет внести свою лепту в решение экологических проблем, а значит, в его сознании уже будет заложено с детства: «Природу надо охранять, и я знаю, как это делать!»
Цель проекта : Апробировать технологию проектной деятельности экологической направленности, способствовать формированию экологической позиции у детей старшего дошкольного возраста. Систематизировать знания детей о природе и ее богатстве. Как превратить ненужный на первый взгляд предметы в произведение искусства.
Задачи:
1. Выявить участие родителей в экологическом образовании детей
2. Привлечение родителей к сбору разнообразного природного материала и изготовление из него поделок.
3. Побуждать детей использовать в своих работах разнообразный природный материал, для более точной передачи образа, настроения. Продолжать вызывать интерес к коллективной работе. Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования.
4. Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.
5. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой через творческую работу с природным материалом. Воспитывать у детей любовь ко всему живому, желание беречь и защищать природу.
6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Участники проекта : педагоги ДОУ, родители, дети дошкольного возраста разных возрастных групп,
Сроки проекта : май - сентябрь 2013г.
Гипотеза: формирование экологической культуры личности дошкольника
будет проходить успешно, если будут, созданы определё нные условия:
- Повышение интереса к объектам природы (деревьям и кустарникам родного края) через познание новой информации о них.
- Создание условий для опытно-экспериментальной деятельности.
- Создание условий для природоохранной деятельности (экологические акции).
- Повышение интереса родителей к совместной деятельности по сбору природного материала.
Предполагаемые результаты:
~ повышение уровня экологической культуры педагогов, родителей и воспитанников;
~ гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);
~ развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира
~ развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
~ освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
~ пополнение методической базы ДОУ по экологическому воспитанию.
Продукты проекта :
- Летний вернисаж: «Разговор с природой»
- Ручной труд «В творческой мастерской» (Волшебная радуга) дети самостоятельно создают коллективную работу «Осенний ковер»
- выставка совместных творческих работ детей и взрослых «Краски лета»,
Объект исследования: совместная деятельность дошкольников и воспитателей ДОУ.
Предмет исследования: развитие экологического мышления детей дошкольного возраста.
Цель исследования: формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к растительному миру
Задачи исследования:
• развивать интерес к объектам природы;
• знакомить с природой родного города;
• формировать у детей умения и навыки по охране растений;
• способствовать усвоению правил поведения при нахождении в природе;
• развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач были использованы:
1) словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, чтение, викторина, придумывание загадок, сказок, доклады);
2) наглядные методы (показ презентации, демонстрация репродукций, иллюстраций, наглядных пособий и т. д.);
3) практические методы (прослушивание голосов птиц, звуков природы, физминутки, прогулки, целевые экскурсии, опыты и эксперименты, сбор природного материала);
4) творческие методы (импровизации, рисование);
5) игровые методы (пальчиковые, дидактические, настольные);
5) методы контроля (диагностика, опрос).
Сроки реализации: с 1 мая по 15 сентября 2013г.
Принципы реализации проекта :
• принцип сезонности;
• принцип учёта местности;
• принцип комплексности и системности;
• принцип учёта возрастных особенностей;
• принцип координации деятельности педагогов;
• принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в ДОУ и семье.
В ходе реализации проекта у детей отмечается повышенный интерес к природе родного края. Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к растительному миру, формируются экологические представления. Проектный метод в организации деятельности ДОУ в летний период показывает своё преимущество и эффективность.
Проект «Разговор с природой»
(В природе нет ничего лишнего.)
Дата Название мероприятия Задачи мероприятия Форма и место проведения Отметка о выполнении
Май Разработка плана действий Апробировать технологию проектной деятельности экологической направленности, способствовать формированию экологической позиции у детей старшего дошкольного возраста. Систематизировать знания детей о природе и ее богатстве. Как превратить ненужный на первый взгляд предметы в произведение искусства. Разработка перспективного плана 4-6 мая
«Экологическое воспитание дошкольников» Выявить участие родителей в экологическом образовании детей. Анкетирование родителей 12 мая
«Растительный мир средней полосы» Познакомить детей с природой средней полосы Занятие 16 мая
Уровень сформированности экологических знаний детей Выявить уровень сформирорванности экологических знаний и представлений Диагностика (Ребенок и окружающий мир) 1 – 15 мая
«Природные дары» Привлечение родителей к сбору разнообразного природного материала и изготовление из него поделок Информацион-ные беседы Летний период
Июнь Экскурсия по «Экологической тропе» Продолжить ознакомление с экологической тропой. Составление экологического паспорта Участок д/с, рассматривание плана – схемы экологической тропы 2 -10 июня
Д/игра «Угадай с какого дерева лист», Д/игра «Узнай по описанию» Закрепить название деревьев, и их особенности Участок д/сада
П/игра «К дереву беги» Закрепить нахождение знакомых деревьев на участке Участок д/сада
Июль «Красная книга Саратовской области» Познакомить с редкими видами растений Рассказ воспитателя 6 июля
«Береги родную природу» Закрепить правила поведения в природе Беседа 13 июля
«Деревья, кустарники» Закрепить классификацию деревьев и кустарников Рассматривание иллюстраций д/пособия
«Карта Саратовской области» Обобщить знания детей о деревьях родного края Нанесение на карту значков – символов деревьев растущих на территории Саратовской области 27 июля
Август «Экспедиция» Побуждать детей пополнять запасы природного материала. Учить видеть в обыденном и часто встречающемся необычное, неповторимое. Развивать наблюдательность, творчество и фантазию. Сбор различного природного материала на территории д/сада. Сортировка собранного материала по определенным признакам В течении месяца
«Живые картинки» Способствовать развитию самостоятельного творчества при использовании природного материала в выполнении предметных и сюжетных картинок. Совершенствовать конструктивные умения и навыки. Ручной труд «В творческой мастерской» (Волшебная радуга) дети самостоятельно придумывают и выполняют сюжет, подбирают природный материал
Сентябрь «В сотворчестве с природой» Побуждать детей использовать в своих работах разнообразный природный материал, для более точной передачи образа, настроения. Продолжать вызывать интерес к коллективной работе. Ручной труд «В творческой мастерской» (Волшебная радуга) дети самостоятельно создают коллективную работу «Осенний ковер» 4 сентября
Летний вернисаж: «Разговор с природой» Совместно с детьми подготовить к выставке работы (подписать, сделать рамки); поощрять самостоятельность, творческий подход, желание доставить радость и удовольствие другим (посетителям выставки). Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой через творческую работу с природным материалом Выставка совместной творческой деятельности детей и родителей
Список используемой литературы
1. Н. Б. Вершинина «Диагностика уровня освоения программы» (Волгоград, Учитель, 2010г.)
2. Е. Е. Морозова «Естествознание» (учебно-методическое пособие. Саратов, Научная книга, 2003г.)
3. Т. А. Шорыгина «Деревья, какие они?» (Москва, 2008г.)
4. Т. А. Шорыгина «Цветы, какие они?» (Москва, 2008г.)
5. Т. А. Шорыгина «Травы, какие они?» (Москва, 2008г.)
6. Л. П. Молодова «Экологические праздники для детей» (Минск, «Асар», 1997г.)
7. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» (Москва «Вако». 2008г.)