Ольга Каргина
Практико-ориентированные курсы по ранней профориентации старших дошкольников «Радуга профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Практико-ориентированные курсы
по ранней профориентации дошкольников "Радуга профессий"
Участники мероприятия: Дети дошкольного возраста 6-7 лет с общим недоразвитием речи, воспитатели, родители.
Пояснительная записка.
I. Актуальность.
Публикация «Практико-ориентированные курсы по ранней профориентации старших дошкольников „Радуга профессий“» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Радуга, радужные идеи
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о профессиональной деятельности взрослых. Знакомство с профессиями ребенок получает в семье, узнавая о работе своих родителей, бабушек и дедушек, когда участвует в жизни семьи, в которой обсуждаются новости и проблемы профессионального труда взрослых, где косвенно или прямо родители рассказывают о труде.
По результатам опроса родителей было отмечено, что у 63% семей не обсуждаются вопросы, связанные со знакомством со своей профессиональной деятельностью и только 37% родителей проводят беседы со своими детьми о своей профессии.
В результате интервьюирования детей подготовительной к школе группе на начало учебного года, мной было установлено, что представление до-школьников о труде своих родителей довольно ограничено. У 60% до-школьников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых, не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий, не четко представляют, какие существуют особенности в работе родителей, не могут назвать предметы, необходимые в работе; 40% детей знают лишь о небольшом количестве профессий, прежде всего самых рас-пространенных. И только 20% детей хорошо осведомлены о профессиях своих родных. Поэтому тема эта очень, на наш взгляд, актуальна.
Мы убеждены, что углубленное изучение профессий способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех каждого человека. На наш взгляд, только в совместной деятельности с родителями можно добиться хороших результатов по профориентации детей дошкольного возраста.
II. Новизна.
Мы решили использовать в нашей работе практико-ориентированные курсы. Мы обратились за помощью к родителям и предложили им провести небольшие мастер-классы, на которых дети смогли бы познакомиться с их профессией, орудиями труда, необходимыми для работы, трудовыми действиями. Родители с радостью откликнулись на нашу просьбу.
Практико-ориентированные курсы - это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ. Совместно с родителями они создают условия для наиболее широкого представления дошкольников о разнообразном мире профессий. В ходе реализации практико-ориентированных курсов можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, а так же активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Цель: расширять представление детей о роли труда в жизни людей, о многообразии профессий родителей воспитанников.
Задачи для детей:
Образовательные:
формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности для общества и детей.
познакомить детей с профессиональной деятельностью родителей и других членов семьи
расширить представления о структуре трудового процесса (цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат).
учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе.
помочь понять детям важность и необходимость каждой профессии, побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии.
учить определять профессию по описанию, показу предметов, используя пословицы и поговорки, расширение словарного запаса детей по теме «Профессии».
Развивающие:
развивать умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий.
развивать способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, воображая себя в разных социальных ролях.
развивать понимание и умение оценивать поступки людей.
побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
Воспитательные:
воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых, любознательность и интерес к деятельности взрослых.
воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых.
воспитывать умение договариваться друг с другом в процессе сюжетно-ролевых игр, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать.
Задачи для родителей:
побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения, в организации мастер-классов;
способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием личного примера;
сопровождать родителей при оказании ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир профессии.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать и активно употреблять в речи слова, связанные с профессиями;
Иметь представление о профессиях родителей и других членов семьи; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
Дети будут уметь активно, самостоятельно применять полученные знания в коммуникативной, речевой и игровой деятельности; обогатится содержание сюжетно-ролевой игры детей.
Сформируется чувство уважения к людям разных профессий.
Дети будут обсуждать с родителями их трудовые действия.
В результате реализации проекта родители станут активными социальными партнерами детского сада, возрастёт психолого-педагогическая компетенция родителей.
Сплотится детско-родительский коллектив.
Этапы реализации проекта.
этапы содержание задачи
I.
Организационный Просмотр иллюстраций и фрагментов фильмов о профессиях и результатах труда людей разных профессий.
Беседы, чтение художественной литературы и разучивание стихов о профессиях.
Проведение профориентационных дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных, спортивных и других игр.
Прослушивание и разучивание музыкальных произведений по теме предстоящего мероприятия.
Фотовыставка на тему «Мама с па-пой на работе».
Выставка детских рисунков на темы «Профессия моей мечты», «Дом, который построю я». «Профессии нашего города» и т. д.
(Ввести детей в мир профессий, побуждать интерес к разнообразному миру профессий).
II.
Основной Организация мастер-классов:
«Массажист»;
«Библиотекарь»;
«Кондитер»;
«Повар».
Экскурсия в пожарную часть «У папы на работе».
(Создать условия для ознакомления детей с условиями труда, орудиями труда и трудовыми операциями, необходимыми людям той или иной профессии в совместной практической деятельности с родителями).
III.
Заключи-тельный Интервью для газеты «Кировец» к 23 февраля о профессиях пап.
Участие в муниципальном этапе конкурса рисунков «Моя будущая профессия».
Семейная гостиная на тему «Профессии наших родителей».
(Обобщить знания детей о профессиях родителей, побуждать детей к выбору будущей профессии).
Практическая значимость проекта:
1. Проект представляет практический опыт педагогической деятельности в условиях совместной деятельности педагога, воспитанников и родителей.
2. Проект универсален и его можно внедрить в образовательное учреждение любого типа и вида.
3. Проект не требует больших материальных затрат и специального обучения педагогов.
4. Проект организован на базе группы детей компенсирующей направленности 6-7 лет, но предусматривает реализацию в группах детей старшего дошкольного возраста и начальной общеобразовательной школе.
Вывод:
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществлялась через совместную деятельность педагога, родителей и детей, самостоятельную деятельность детей, которая проходила через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.
Данный подход способствовал активизации интереса детей к миру профессий родителей и других членов семьи, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребенка.
Таким образом, реализация практико-ориентированных курсов способствовала раскрытию детского потенциала, самостоятельности, познавательной активности, а также ознакомлению дошкольников с миром определённых профессий. Данный проект объединил педагогов, детей, родителей, открыв возможности работы в коллективе, сотрудничестве, планировании своей работы.
В ходе реализации практико-ориентированных курсов у детей повысилось желание выполнять трудовые поручения, а также появилось уважительное от-ношение к труду родителей и результатам их труда. Дети сделали вывод, что все профессии важны, все профессии нужны.
Мы считаем, что успешному решению задач проекта во многом способствовало совместное творчество сотрудников детского сада, направленное на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития детей, создание равных условий образования дошкольников независимо от материального достатка семьи, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Мы с педагогами ДОУ пришли к заключению, что воспитание для труда и в труде — важнейшее, ничем не заменимое средство всестороннего развития личности. Воспитание именно такого человека очень актуально в век высоких технологий.
Литература:
1. Афоризмы по теме «Работа, труд». URL: http://www.aforizm.info/theme/rabota-trud/
2. Большая книга профессий / Гордиенко Н., Гордиенко С. – Москва: Издательство АСТ, 2019.
3. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
4. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
5. Нищева Н. В. Все работы хороши. Городские профессии. Обучение до-школьников рассказыванию по картинке (5-7 лет). ФГОС. – С. -Пб. : Издательство «Детство-Пресс», 2017.
6. Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Обучение до-школьников рассказыванию по картинке (с 5 до 7 лет). Выпуск 1. ФГОС. – С. -Пб. : Издательство «Детство-Пресс», 2020.
7. Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Обучение до-школьников рассказыванию по картинке (с 5 до 7 лет). Выпуск 2. ФГОС. – С. -Пб. : Издательство «Детство-Пресс», 2020.
8. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа до-школьного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
9. Современные профессии. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2020.
10. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014
11. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М. : ТЦ Сфера 2014.
12. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. : Гном, 2013.
13. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/12/03/proekt-proforientatsionnoy-raboty-v-detskom-sadu-dlya