Ольга Головченко
Проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»
Вид проекта : познавательно-игровой.
Сроки реализации: с 15.09.2021 по 15.12.2021 (3 мес, среднесрочный
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Проблема:
Публикация «Проект „Путешествие в страну красивой и грамотной речи“» размещена в разделах
Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Также, многие дети испытывают проблемы в запоминании и воспроизведении текстов.
Актуальность проекта :
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.. Мониторинг речи детей старшего дошкольного возраста показывает пробелы в развитии речи детей.
Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Цель проекта :
Создать условия для развития связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста, развития интереса к художественной литературе.
Задачи проекта :
• Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;
• Расширять словарный запас, формировать умение пересказывать произведения, побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;
• Способствовать развитию общения и взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками;
• Воспитывать бережное отношение к книгам;
• Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей;
• Способствовать у детей развитию объема памяти;
• Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ. Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет и без;
• Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать родителей к семейному чтению произведений. ;
• Развивать любознательность, познавательную мотивацию, способствовать развитию воображения, творческой активности.
• обогатить игровой опыт каждого ребёнка;
• стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
• сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
• Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи.
Ожидаемые результаты:
Позитивное взаимодействие детей в коллективе; Развитие коммуникативной функции речи; Успешное овладение грамотной и связной речью; Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка; умение договариваться и работать слажено; умение обратиться к взрослому с вопросом; умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением; умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике; Совершенствование звуковой стороны речи; правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки; развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи; Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.
Методы и приемы: практические; игры; наглядные; словесные: беседы, художественное слово; проблемно-поисковые вопросы; сюрпризный момент; Консультации родителям; наблюдение; изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования;
План реализации проекта :
1. Выбор темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Привлечь участников для реализации разделов проекта.
4. Сбор и накопление различного (методического и технического) материала.
5. Включение в план занятий, игр и других видов деятельности.
Этапы реализации проекта :
Этап работы. Виды деятельности.
1 этап – организационный:
групповая консультация для родителей детей о целях и задачах внедряемого проекта.
Дидактическое и методическое оснащение проекта.
Анкетирование родителей.
2 этап – практический:
Сюрпризный момент:
Звучит музыка. К детям приходит Госпожа Наука: - Позвольте вам представиться. Я - Госпожа Наука. Добро пожаловать в мою волшебную страну - Страну Знаний. Я заведую всеми цифрами и геометрическими фигурами, я знаю все правила написания слов и помогаю написать все умные и важные книги. И сегодня я открываю вам двери в мою волшебную страну. В моей волшебной стране Знаний вас ждут открытия и чудеса, если вы только не будете лениться, а станете трудиться. Есть ли среди вас лентяи? (дети кричат, что нет) А лежебоки? (дети кричат, что нет) Это так радует! Ведь в моей волшебной стране нет места тем, кто ленится, безобразничает и не хочет учиться. И одно из самых главных умений – это умение правильно и красиво говорить, ведь чтобы правильно читать и писать, нужно сначала знать, как это правильно сказать. Хотите научиться? (да). А помощниками в этом нелегком деле я назначаю ваших воспитателей. Слушайте их и учитесь. Я буду за вами наблюдать. А потом приду еще к вам, спрошу, чему вы научились и что вам понравилось. До новой встречи!
Мероприятия по реализации проекта с детьми :
Ежедневно: пальчиковая и артикуляционная гимнастика, физминутки, упражнения и игры для развития дыхания, голоса.
Тематические беседы с детьми:
- Викторина с детьми «Что за прелесть эти сказки»
- Беседа с детьми на умение тихо или громко говорить «Много крику, мало толку»,
- Беседа «Будем талантливыми собеседниками»
Дидактические игры:
«Расшифруй пиктограмму», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Один и много», «Когда это бывает», «Составь рассказ», «Назови наоборот», «Чего не хватает?», «Найди по описанию», «Узнай и назови»; «Классификация», «Исключение лишнего», «Что в начале, что потом?», «Подбери рифму», «Составь слово» (двухкоренные слова, «Подбери признак», «Что из чего», «Назови ласково», «Чья одежда – мамина или Танина?», «Найди домик»
Чтение художественной литературы:
Английская народная сказка «Три поросенка» в обработке С. Михалкова; В. Сутеев «Под грибом»; «Мешок яблок» «МЫ в лесу»; «Бабушкин огород», Н Носов «Живая шляпа»; А. Линдгрен «Карлосон, который живет на крыше, опять прилетел. Н. Носов «Автомобиль»; В Бианки «Хвосты., Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный», Е. А. Алябьева «Кто виноват?»; Д Драгунский «Друг детства»; С. Михалкова «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»; Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух», ЧХЛ. Сказка Д. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка» А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»; А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди»; В Бианки «Прячутся…» «Готовятся к зиме».
- Заучивание стихов об осени, участие в сценках, обсуждение и разучивание пословиц и поговорок, работа со звуковым кубом,
- Составление сказок по серии сюжетных картин, по схемам, пересказ рассказов В. Сутеев «Под грибом»; «Мешок яблок», Н. Носов «Живая шляпа» с использованием опорных схем.
- Составление рассказов «Моя любимая игрушка», «Мой любимый герой из сказки», «Эту книгу я люблю и ею очень дорожу» - по книжке – малышке.
Театральная деятельность:
- Игры «Репортеры», «Телепередача»
- Инсценировка сказок «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Лисичка – сестричка и серый волк».
Заключение: Звучит музыка, входит Госпожа Наука: Здравствуйте, мои друзья! Я за вами наблюдала. Вы, как и обещали, многому научились. Скажите, что же вам понравилось и запомнилось о грамотной речи, о сказках? (ответы детей) Молодцы, у вас было очень интересно! Ну что ж, мне пора уходить. Но я с вами не прощаюсь и жду вас в моей удивительной и чудесной Стране Знаний! До свиданья! (уходит)
Работа с родителями:
Анкетирование «Читаем детям»
- Создание книжек — малышек «Моя любимая сказка»
Консультация для родителей на тему:
-«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
- Консультация «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
- Консультация «Ребёнок в мире художественной литературы»
3 этап - эстетический:
- Оформление выставки «Наши книжки - малышки» - по теме «Моя любимая сказка»
- Оформление папки для родителей «Наши речевые игры»
4 этап – заключительный.
Анализ полученных результатов;
Рекомендации родителям.
Итоговые мероприятия:
- Выставка «Наши книжки - малышки»
- Проведение осеннего праздника.
- Показ сказки «Заюшкина избушка» детям младшей группы.
Достигнутые результаты:
Дети успешно овладевают грамотной и связной речью. Улучшилось звукопроизношение. Правильно употребляют лексико-грамматические категории. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок; В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.