Елена Лапко
Проект «Путешествие в страну Батика»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Путешествие в страну- БАТИКА»
Содержание
Направленность проекта Исследовательско -творческий.
Тема Нетрадиционная техника рисования – батик.
Автор Лапко Е А. Потапочкина Е. Г.
Руководитель Макарова О. В.
База проекта МАДОУ № 108 г. Прокопьевск
Тип проекта Долгосрочный
Аннотация
Темочки:
Организация и осуществление проектной деятельности с целью создания благоприятных педагогических условий для формирования у детей основ познавательно-исследовательской. творческой деятельности с учетом активного участия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в совместную деятельность. Проект включает в себя три этапа: диагностический, основной, контрольно-измерительный, предполагает продолжительность реализации 9 месяцев
Ресурсы Нормативно– правовая база:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• ФГОС ДОПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155;
• Устав ОУ;
• ООП ДОО.
Методическая база:
• Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20.05.2015 №2/15) «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, изд. 3-е, М., 2014.
• Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 .
Аверьянов А. П., Гушина Л. В. // мастерилка Батик. – М., - 2000 Давыдов С. Г. «Батик. Энциклопедия. Техника, приемы, изделия» АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005 Кадровое обеспечение:
• педагоги-воспитатели;
• методист детского сада;
Технические и материальные ресурсы:
• наглядные материалы;
• дидактические игры;
• материалы для работы с родителями;
• компьютер, проектор.
Цель Развитие художественно-творческих способностей детей старшего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи 1. Выявить теоретические основания проблемы проекта на основе изучения и обобщения научно-методических источников.
Разработать план реализации проекта по этапам.
Сформулировать критерии, показатели результативности реализации программы основного этапа реализации проекта.
Представить возможные риски при использовании комплекса мероприятий и пути их минимизации.
.Разработать программу работы по ознакомлению с техникой нетрадиционного рисования с детьми старшего возраста;
Выявить результат реализации проекта на основе использования: методик, опросников, наблюдений.
Составить методические рекомендации для педагогов и родителей;
Разработать прогноз, перспективу реализации проекта.
Предполагаемый результат • Создать благоприятные педагогические условия, способствующие формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами; Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
• Замотивировать родителей на участие в проекте, как полноценных субъектов образовательного процесса.
Оригинальность
• Данный проект содержит комплекс диагностических игр, упражнений, которые позволяют формировать художественно – творческие способности у дошкольников, а также, исходя из направлений диагностики, определяют программу работы педагогов по формированию основ эстетического воспитания.
Гипотеза.
Реализация проекта посредством познавательно-творческой деятельности позволит объединить усилия ДОУ и семьи в эстетическом воспитании, развитии творческих способностей.
Поможет создать условия для выявления у детей способностей в области декоративно-прикладного искусства.
Проблема проекта : - Недостаточность дидактического материала, художественного материала для использования техники нетрадиционного рисования батик.
- Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционного рисования.
Пояснительная записка
Почему мы работаем над этой темой, в чём её актуальность?
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Благодаря нетрадиционным методам обучения, художественно-творческая деятельность становится привлекательной для дошкольника с самых первых дней пребывания в детском саду. Одним из популярных сегодня направлений в работе с дошкольниками стало знакомство с технологией росписи по ткани «Батик». С помощью данной технологии с детьми можно создавать уникальные работы, существующие в единственном экземпляре. Роспись по ткани оказалась очень интересным и увлекательным занятием для наших воспитанников, простым в исполнении, и в то же время весьма эффективным по результатам.
План реализации проекта
Этапы Содержание
1 этап Диагностический
Цель: выявление уровня художественно – творческих способностей.
Сбор информации для изучения психолого-педагогической литературы, подбор комплекса игр и упражнений для диагностики уровня знаний и умений у детей.
2 этап Основной
Цель: формирование творческого развития в благоприятных педагогических условиях.
На основе полученных данных, использование различных форм, методов и средств работы.
3 этап Контрольно-оценочный
Цель: Определение результатов проекта.
Подведение итогов внедрения основного этапа реализации программы, повторная диагностика; подготовка к презентации проекта, оформление продукта проекта.
Этапы реализации проекта
Содержание
1 Этап
Задачи:
1. Подобрать и проанализировать методическую литературу по теме проекта.
2. Подобрать комплекс игр и упражнений для диагностики.
3. Использовать диагностические методики (исследовать исходный уровень познавательного развития детей группы) : игры, тесты, наблюдение.
4. Обработать полученные результаты.
Используемые методики: Диагностику проводили по методике Комаровой Т. С. по двум направлениям: • анализ продуктов детской деятельности;
• выявление уровня творческого развития.
Критерии сформированности умений:
• Передача формы
• Строение предмета
• Передача пропорции предмета в изображении
• Композиция
• Передача движения
• Цвет
Критерии творческого развития:
• Продуктивность
• Разработанность образа
• Оригинальность
• Качество
Показатели результативности:
• подобрана и проанализирована методическая литература по теме проекта;
• выявлен уровень познавательного развития на начальном этапе реализации проекта;
• сформулированы направления деятельности для второго этапа реализации проекта.
2 этап Основной
Задачи:
1. Разработать план мероприятий, способствующих овладению нетрадиционной техникой рисования БАТИК.
2. Замотивировать дошкольников к усвоению новых форм и способов рисования, расширять словарный запас.
3. Включить в воспитательный процесс родителей дошкольников.
4. Провести завершающее мероприятие.
Шаги реализации:
• Организация бесед, дидактических игр и упражнений.
• вариативная организация игровых проблемных ситуаций, поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований ;
• введение в процесс обучения простейших способов рисования (батик);
Оформление альбомов (фотоальбом, иллюстрированный альбом, альбом детских рисунков);
• использование педагогом специальных игр и упражнений.
Показатели результативности:
• разработан план мероприятий, способствующих формированию целостной картины мира дошкольников;
• проведен комплекс мероприятий по формированию основ эстетического воспитания;
• получена обратная связь о результатах мероприятий.
3 этап Задачи:
1. Выбрать инструментарий диагностики.
2. Использовать диагностические методики.
3. Обработать полученные результаты.
4. На основе полученных данных составить рекомендации для дальнейшей работы педагогов.
5. Составить отчет о проделанной работе.
Используемые методики: Диагностику проводили по методике Комаровой Т. С. по двум направлениям: • анализ продуктов детской деятельности;
• выявление уровня творческого развития.
Критерии сформированности умений:
• Передача формы
• Строение предмета
• Передача пропорции предмета в изображении
• Композиция
• Передача движения
• Цвет Критерии творческого развития:
• Продуктивность
• Разработанность образа
• Оригинальность
• Качество
Показатели результативности:
• повышение уровня сформированности основ эстетического воспитания детей дошкольного возраста; подготовка к презентации проекта, оформление продукта проекта;
• составлены рекомендации для дальнейшего формирования основ эстетического воспитания дошкольников;
• составлен отчет о проделанной работе.
Возможные риски и мероприятия по их минимизации
Риски Минимизация
Риск 1: Слабая заинтересованность детей и родителей. Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности в бегущей строке и на доске почета группы.
Риск 2:Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие. Индивидуальная работа с детьми и родителями.
Риск 3: недостаточная разработанность проекта Разработку проекта осуществлять совместно с о старшим воспитателем, готовым в любой момент прийти на помощь.
Критерии и показатели результативности
Критерии Показатели
Познавательный • Формирование знаний о виде народного декоративно-прикладного творчества – «Батик»;
• Обогащение словарного запаса, овладение способами словообразования;
• Овладение умением поэтапного выполнения работы, планировать, предвидеть результат.
Эмоционально-
волевой • эмпатия и желание помочь другому;
• Умение уважительно относиться к окружающей действительности.
• Умение принимать и оказывать помощь.
Деятельностный • умение работать в группе.
Продукт проекта
1. Комплекс методических рекомендации для педагогов по патриотическому воспитанию у детей дошкольного возраста.
2. План мероприятий, способствующих формированию знаний о нетрадиционных технологиях рисования с детьми.
3. Коллективная творческая работа.
Прогноз и перспектива
Проект «Путешествие в страну БАТИК» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях, так как тема эстетического развития дошкольников всегда остается актуальной.
А также, можно отметить, что методики, представленные в проекте, могут быть модифицированы и адаптированы под конкретную группу детей, а так же применяться не только воспитателями, но и педагогами-логопедами, педагогами-психологами. В дальнейшем мы планируем продолжать данную деятельность, расширяя содержание проекта. Для более продуктивной работы планируем создание индивидуальных планов, осуществляя в них такие педагогические принципы как индивидуальный подход и опережающая педагогика.
Результаты работы в ходе реализации проекта :
На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, азов поисково- исследовательской работы, развитие художественно-эстетического вкуса детей но и умению восхищаться красотой и многообразием природных форм и умение изображать их на ткани. Анализируя полученные результаты в организации данной работы, мы отмечаем, что поставленные задачи проекта удалось решить. Так дети освоили различные техники выполнения работ, познакомились с историей батика, цветовой основой росписи, с понятиями цветовая гамма и колорит, основными – главными цветами и составными цветами, цветовыми контрастами и цветовыми нюансами. Научились ассоциировать цвет с настроением, содержанием поэтических произведений, временем года и состоянием природы. Узнали о воздействии цвета на состояние человека и успешно использовали это в своих работах, создавая праздничные подарочные работы. Роспись по ткани оказалась очень интересным и увлекательным занятием для наших воспитанников, простым в исполнении, и в то же время весьма эффективным по результатам.
Приложение
План работы над проектом.
Месяц мероприятия
Сентябрь Презентация «Искусство БАТИК» (ознакомительное занятие)
«История росписи»(поисково-исследовательская работа)
Октябрь «Ознакомление детей с техникой БАТИК»(рисование элементов)
Выставка работ (педагогов группы) в технике «БАТИК»
Рассматривание альбомов, худ. литературы с изображением рисунков в технике «БАТИК»
Ноябрь «Ознакомление детей с техникой БАТИК»(рисование элементов)
«Прошлое и настоящее искусства БАТИК» (беседа)
Декабрь «Мой город зимой» (рисование в технике холодного батика)
«Как город встречает праздник» Беседа
«Главная елка города» (рисование в технике «узелкового «батика)
Выставка детских работ в технике «Батик»
Январь КВН «Что мы знаем о батике»
«Зимние забавы в городе»(рисование подгрупповое в технике холодного батика)
Февраль Рисование элементов росписи (индивидуальная работа)
«История росписи»(поисково-исследовательская работа)
Мастер –класс для родителей «Этот удивительный БАТИК»
Рисование элементов росписи (индивидуальная работа)
Март «Город будущего»(рисование в технике батик)
Беседа «Что за чудо этот Батик»
Рассматривание альбомов, худ. литературы с изображением рисунков в технике «БАТИК»
Дидактическая игра «Палитра художника»
Апрель Мастер –класс «Нетрадиционное рисование БАТИК»
«Первоцветы»(рисование в технике батик)
Май Выставка детских работ в технике «БАТИК»
«КВН «Что мы знаем о технике «БАТИК»
«Беседа с детьми «Путешествие в страну БАТИК»
«Мой любимый садик!» коллективная творческая работа.
Оформление альбомов:
Фотоальбом «Что за чудо этот Батик!»" Иллюстративный альбом «Техника»Батик"
Альбом детских рисунков " Батик"
Выставка детских рисунков " Планета БАТИК!"
Выставка детского творчества "Город глазами детей".
Картотека дидактических игр:
Дидактическая игра «Палитра художника»
Цель: развивать чувство цвета у детей, учить подбирать цвета и оттенки, соответствующие предложенной иллюстрации.
Дидактическая игра «Радуга»
Цель: познакомить детей с расположением цветов в спектре, закрепить умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания красок на палитре.
Дидактическая игра «Тепло и холодно»
Цель: закрепить знания детей о цветах, познакомить с теплой и холодной гаммой.
Игра «Расскажи о красоте» (Пейзаж)
Цель: 1. Учить детей составлять рассказ о произведении искусства, 2. Закреплять знания о жанрах живописи. Развивать образное мышление, речь. 3. Воспитывать интерес к произведениям искусства, эмоциональное отношение. 4. Воспитывать правила поведения.
Дидактическая игра «Дорисуй узор».
Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.
Дидактическая игра «Подготовим стол к празднику».
Цель: развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму.
Работа с родителями: Консультации с родителями о проекте «Путешествие в страну БАТИК».»Как знакомить детей с техникой БАТИК». Выставка детских и взрослых работ в технике БАТИК. Мастер-класс «Этот удивительный БАТИК»
Консультация для родителей «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», «Роль семьи в эстетическом воспитании дошкольников способности воспринимать прекрасное в окружающей природе, в искусстве». Подбор книг, фотографий иллюстраций по теме. Презентация итоговой работы.
Литература:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20.05.2015 №2/15) «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, изд. 3-е, М., 2014.
2. Анна Эм. Батик. Самоучитель. 100 уникальных примеров. Издательство: Харвест, 2010 г.
3. Аверьянов А. П., Гушина Л. В. // мастерилка Батик. – М., - 2000 Давыдов С. Г. «Батик. Энциклопедия. Техника, приемы, изделия» АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2018г.
4. Елена Шилкова. Волшебный батик. Искусство росписи по ткани. Издательство: Рипол-Классик, 2017 г.