Лучший педагог года

Проект «Путешествие в страну Батика»

Елена Лапко
Проект «Путешествие в страну Батика»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Путешествие в страну- БАТИКА»

Содержание

Направленность проекта Исследовательско -творческий.

Тема Нетрадиционная техника рисования – батик.

Автор Лапко Е А. Потапочкина Е. Г.

Руководитель Макарова О. В.

База проекта МАДОУ № 108 г. Прокопьевск

Тип проекта Долгосрочный

Аннотация

Публикация «Проект „Путешествие в страну Батика“» размещена в разделах

Организация и осуществление проектной деятельности с целью создания благоприятных педагогических условий для формирования у детей основ познавательно-исследовательской. творческой деятельности с учетом активного участия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в совместную деятельность. Проект включает в себя три этапа: диагностический, основной, контрольно-измерительный, предполагает продолжительность реализации 9 месяцев

Ресурсы Нормативно– правовая база:

• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• ФГОС ДОПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155;

• Устав ОУ;

• ООП ДОО.

Методическая база:

• Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20.05.2015 №2/15) «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, изд. 3-е, М., 2014.

• Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 .

Аверьянов А. П., Гушина Л. В. // мастерилка Батик. – М., - 2000 Давыдов С. Г. «Батик. Энциклопедия. Техника, приемы, изделия» АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005 Кадровое обеспечение:

• педагоги-воспитатели;

• методист детского сада;

Технические и материальные ресурсы:

• наглядные материалы;

• дидактические игры;

• материалы для работы с родителями;

• компьютер, проектор.

Цель Развитие художественно-творческих способностей детей старшего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи 1. Выявить теоретические основания проблемы проекта на основе изучения и обобщения научно-методических источников.

Разработать план реализации проекта по этапам.

Сформулировать критерии, показатели результативности реализации программы основного этапа реализации проекта.

Представить возможные риски при использовании комплекса мероприятий и пути их минимизации.

.Разработать программу работы по ознакомлению с техникой нетрадиционного рисования с детьми старшего возраста;

Выявить результат реализации проекта на основе использования: методик, опросников, наблюдений.

Составить методические рекомендации для педагогов и родителей;

Разработать прогноз, перспективу реализации проекта.

Предполагаемый результат • Создать благоприятные педагогические условия, способствующие формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

• Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами; Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.

• Замотивировать родителей на участие в проекте, как полноценных субъектов образовательного процесса.

Оригинальность

• Данный проект содержит комплекс диагностических игр, упражнений, которые позволяют формировать художественно – творческие способности у дошкольников, а также, исходя из направлений диагностики, определяют программу работы педагогов по формированию основ эстетического воспитания.

Гипотеза.

Реализация проекта посредством познавательно-творческой деятельности позволит объединить усилия ДОУ и семьи в эстетическом воспитании, развитии творческих способностей.

Поможет создать условия для выявления у детей способностей в области декоративно-прикладного искусства.

Проблема проекта : - Недостаточность дидактического материала, художественного материала для использования техники нетрадиционного рисования батик.

- Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционного рисования.

Пояснительная записка

Почему мы работаем над этой темой, в чём её актуальность?

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Благодаря нетрадиционным методам обучения, художественно-творческая деятельность становится привлекательной для дошкольника с самых первых дней пребывания в детском саду. Одним из популярных сегодня направлений в работе с дошкольниками стало знакомство с технологией росписи по ткани «Батик». С помощью данной технологии с детьми можно создавать уникальные работы, существующие в единственном экземпляре. Роспись по ткани оказалась очень интересным и увлекательным занятием для наших воспитанников, простым в исполнении, и в то же время весьма эффективным по результатам.

План реализации проекта

Этапы Содержание

1 этап Диагностический

Цель: выявление уровня художественно – творческих способностей.

Сбор информации для изучения психолого-педагогической литературы, подбор комплекса игр и упражнений для диагностики уровня знаний и умений у детей.

2 этап Основной

Цель: формирование творческого развития в благоприятных педагогических условиях.

На основе полученных данных, использование различных форм, методов и средств работы.

3 этап Контрольно-оценочный

Цель: Определение результатов проекта.

Подведение итогов внедрения основного этапа реализации программы, повторная диагностика; подготовка к презентации проекта, оформление продукта проекта.

Этапы реализации проекта

Содержание

1 Этап

Задачи:

1. Подобрать и проанализировать методическую литературу по теме проекта.

2. Подобрать комплекс игр и упражнений для диагностики.

3. Использовать диагностические методики (исследовать исходный уровень познавательного развития детей группы) : игры, тесты, наблюдение.

4. Обработать полученные результаты.

Используемые методики: Диагностику проводили по методике Комаровой Т. С. по двум направлениям: • анализ продуктов детской деятельности;

• выявление уровня творческого развития.

Критерии сформированности умений:

• Передача формы

• Строение предмета

• Передача пропорции предмета в изображении

• Композиция

• Передача движения

• Цвет

Критерии творческого развития:

• Продуктивность

• Разработанность образа

• Оригинальность

• Качество

Показатели результативности:

• подобрана и проанализирована методическая литература по теме проекта;

• выявлен уровень познавательного развития на начальном этапе реализации проекта;

• сформулированы направления деятельности для второго этапа реализации проекта.

2 этап Основной

Задачи:

1. Разработать план мероприятий, способствующих овладению нетрадиционной техникой рисования БАТИК.

2. Замотивировать дошкольников к усвоению новых форм и способов рисования, расширять словарный запас.

3. Включить в воспитательный процесс родителей дошкольников.

4. Провести завершающее мероприятие.

Шаги реализации:

• Организация бесед, дидактических игр и упражнений.

• вариативная организация игровых проблемных ситуаций, поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований ;

• введение в процесс обучения простейших способов рисования (батик);

Оформление альбомов (фотоальбом, иллюстрированный альбом, альбом детских рисунков);

• использование педагогом специальных игр и упражнений.

Показатели результативности:

• разработан план мероприятий, способствующих формированию целостной картины мира дошкольников;

• проведен комплекс мероприятий по формированию основ эстетического воспитания;

• получена обратная связь о результатах мероприятий.

3 этап Задачи:

1. Выбрать инструментарий диагностики.

2. Использовать диагностические методики.

3. Обработать полученные результаты.

4. На основе полученных данных составить рекомендации для дальнейшей работы педагогов.

5. Составить отчет о проделанной работе.

Используемые методики: Диагностику проводили по методике Комаровой Т. С. по двум направлениям: • анализ продуктов детской деятельности;

• выявление уровня творческого развития.

Критерии сформированности умений:

• Передача формы

• Строение предмета

• Передача пропорции предмета в изображении

• Композиция

• Передача движения

Цвет Критерии творческого развития:

• Продуктивность

• Разработанность образа

• Оригинальность

• Качество

Показатели результативности:

• повышение уровня сформированности основ эстетического воспитания детей дошкольного возраста; подготовка к презентации проекта, оформление продукта проекта;

• составлены рекомендации для дальнейшего формирования основ эстетического воспитания дошкольников;

• составлен отчет о проделанной работе.

Возможные риски и мероприятия по их минимизации

Риски Минимизация

Риск 1: Слабая заинтересованность детей и родителей. Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности в бегущей строке и на доске почета группы.

Риск 2:Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие. Индивидуальная работа с детьми и родителями.

Риск 3: недостаточная разработанность проекта Разработку проекта осуществлять совместно с о старшим воспитателем, готовым в любой момент прийти на помощь.

Критерии и показатели результативности

Критерии Показатели

Познавательный • Формирование знаний о виде народного декоративно-прикладного творчества – «Батик»;

• Обогащение словарного запаса, овладение способами словообразования;

• Овладение умением поэтапного выполнения работы, планировать, предвидеть результат.

Эмоционально-

волевой • эмпатия и желание помочь другому;

• Умение уважительно относиться к окружающей действительности.

• Умение принимать и оказывать помощь.

Деятельностный • умение работать в группе.

Продукт проекта

1. Комплекс методических рекомендации для педагогов по патриотическому воспитанию у детей дошкольного возраста.

2. План мероприятий, способствующих формированию знаний о нетрадиционных технологиях рисования с детьми.

3. Коллективная творческая работа.

Прогноз и перспектива

Проект «Путешествие в страну БАТИК» может быть реализован в любых дошкольных образовательных учреждениях, так как тема эстетического развития дошкольников всегда остается актуальной.

А также, можно отметить, что методики, представленные в проекте, могут быть модифицированы и адаптированы под конкретную группу детей, а так же применяться не только воспитателями, но и педагогами-логопедами, педагогами-психологами. В дальнейшем мы планируем продолжать данную деятельность, расширяя содержание проекта. Для более продуктивной работы планируем создание индивидуальных планов, осуществляя в них такие педагогические принципы как индивидуальный подход и опережающая педагогика.

Результаты работы в ходе реализации проекта :

На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, азов поисково- исследовательской работы, развитие художественно-эстетического вкуса детей но и умению восхищаться красотой и многообразием природных форм и умение изображать их на ткани. Анализируя полученные результаты в организации данной работы, мы отмечаем, что поставленные задачи проекта удалось решить. Так дети освоили различные техники выполнения работ, познакомились с историей батика, цветовой основой росписи, с понятиями цветовая гамма и колорит, основными – главными цветами и составными цветами, цветовыми контрастами и цветовыми нюансами. Научились ассоциировать цвет с настроением, содержанием поэтических произведений, временем года и состоянием природы. Узнали о воздействии цвета на состояние человека и успешно использовали это в своих работах, создавая праздничные подарочные работы. Роспись по ткани оказалась очень интересным и увлекательным занятием для наших воспитанников, простым в исполнении, и в то же время весьма эффективным по результатам.

Приложение

План работы над проектом.

Месяц мероприятия

Сентябрь Презентация «Искусство БАТИК» (ознакомительное занятие)

«История росписи»(поисково-исследовательская работа)

Октябрь «Ознакомление детей с техникой БАТИК»(рисование элементов)

Выставка работ (педагогов группы) в технике «БАТИК»

Рассматривание альбомов, худ. литературы с изображением рисунков в технике «БАТИК»

Ноябрь «Ознакомление детей с техникой БАТИК»(рисование элементов)

«Прошлое и настоящее искусства БАТИК» (беседа)

Декабрь «Мой город зимой» (рисование в технике холодного батика)

«Как город встречает праздник» Беседа

«Главная елка города» (рисование в технике «узелкового «батика)

Выставка детских работ в технике «Батик»

Январь КВН «Что мы знаем о батике»

«Зимние забавы в городе»(рисование подгрупповое в технике холодного батика)

Февраль Рисование элементов росписи (индивидуальная работа)

«История росписи»(поисково-исследовательская работа)

Мастер –класс для родителей «Этот удивительный БАТИК»

Рисование элементов росписи (индивидуальная работа)

Март «Город будущего»(рисование в технике батик)

Беседа «Что за чудо этот Батик»

Рассматривание альбомов, худ. литературы с изображением рисунков в технике «БАТИК»

Дидактическая игра «Палитра художника»

Апрель Мастер –класс «Нетрадиционное рисование БАТИК»

«Первоцветы»(рисование в технике батик)

Май Выставка детских работ в технике «БАТИК»

«КВН «Что мы знаем о технике «БАТИК»

«Беседа с детьми «Путешествие в страну БАТИК»

«Мой любимый садик!» коллективная творческая работа.

Оформление альбомов:

Фотоальбом «Что за чудо этот Батик" Иллюстративный альбом «Техника»Батик"

Альбом детских рисунков " Батик"

Выставка детских рисунков " Планета БАТИК!"

Выставка детского творчества "Город глазами детей".

Картотека дидактических игр:

Дидактическая игра «Палитра художника»

Цель: развивать чувство цвета у детей, учить подбирать цвета и оттенки, соответствующие предложенной иллюстрации.

Дидактическая игра «Радуга»

Цель: познакомить детей с расположением цветов в спектре, закрепить умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания красок на палитре.

Дидактическая игра «Тепло и холодно»

Цель: закрепить знания детей о цветах, познакомить с теплой и холодной гаммой.

Игра «Расскажи о красоте» (Пейзаж)

Цель: 1. Учить детей составлять рассказ о произведении искусства, 2. Закреплять знания о жанрах живописи. Развивать образное мышление, речь. 3. Воспитывать интерес к произведениям искусства, эмоциональное отношение. 4. Воспитывать правила поведения.

Дидактическая игра «Дорисуй узор».

Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.

Дидактическая игра «Подготовим стол к празднику».

Цель: развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму.

Работа с родителями: Консультации с родителями о проекте «Путешествие в страну БАТИК».»Как знакомить детей с техникой БАТИК». Выставка детских и взрослых работ в технике БАТИК. Мастер-класс «Этот удивительный БАТИК»

Консультация для родителей «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», «Роль семьи в эстетическом воспитании дошкольников способности воспринимать прекрасное в окружающей природе, в искусстве». Подбор книг, фотографий иллюстраций по теме. Презентация итоговой работы.

Литература:

1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 20.05.2015 №2/15) «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, изд. 3-е, М., 2014.

2. Анна Эм. Батик. Самоучитель. 100 уникальных примеров. Издательство: Харвест, 2010 г.

3. Аверьянов А. П., Гушина Л. В. // мастерилка Батик. – М., - 2000 Давыдов С. Г. «Батик. Энциклопедия. Техника, приемы, изделия» АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2018г.

4. Елена Шилкова. Волшебный батик. Искусство росписи по ткани. Издательство: Рипол-Классик, 2017 г.

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Путешествие в страну Лимонадию»Исследовательский проект «Путешествие в страну Лимонадию» Тип проекта: познавательно исследовательский. Вид проекта: групповой. Участники проекта: дети 4-5 лет, родители, воспитатель, медсестра.

Краткосрочный проект «Путешествие в страну красок»Краткосрочный проект «Путешествие в страну красок» В детском саду группы «Полянка» прошел краткосрочный проект «Разноцветная неделя» - «Путешествие в страну красок». В ходе реализации проекта.

Мастер-класс «Волшебный мир батика»Мастер-класс «Волшебный мир батика» Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс по росписи ткани в технике узелковый батик. Метод создания узоров.

НОД «Путешествие в страну Мультипликации» НОД «Путешествие в страну Мультипликации» Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством мультипликации. Задачи: Образовательные:.

Автор публикации:
Проект «Путешествие в страну Батика»
Опубликовано: 19 октября 2024 в 09:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Путешествие в страну Батика»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лапко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД