Елена Асеева
Проект «Профилактика плоскостопия детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования
«Город Архангельск»
«Детский сад общеразвивающего вида № 171
«Зелёный огонёк»
г. Архангельск, пр. Советских космонавтов 193
Фестиваль проектов по популяризации здорового образа жизни «Азбука здоровья», в рамках реализации федерального проекта «Социальная активность»
Проект
«Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»
Публикация «Проект „Профилактика плоскостопия детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Проекты. Проектная деятельность
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
2018 – 2019 уч. год – средняя группа,
2019 – 2020 уч. год – старшая группа.
Асеева Елена Александровна - воспитатель,
высшая квалификационная категория.
Актуальность.
Успех нашей с вами жизни зависит от состояния здоровья. Перед детским садом остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей. Приоритетным направлением моей работы является укрепление физического и психического здоровья, формирование основ двигательной культуры воспитания убеждений и привычки к здоровому образу жизни.
Постановка проблемы.
По результатам осмотра детей врачом ортопедом возникла необходимость в дополнительных оздоровительных занятиях по укреплению мышечного корсета и формированию и закреплению навыков правильной осанки, развитию мышц стопы. У 8 детей из группы в 2018 году (средняя группа) диагностировались плоско - вальгусные стопы и склонность к нарушению осанки, из-за слабого мышечного корсета и мышц стопы. В связи с этим, возникла необходимость дополнительных занятий оздоровительной гимнастикой, повышающей функциональные возможности организма, работоспособности и способствующей поддержанию здоровья воспитанников. В основе профилактики и лечения плоскостопия лежит укрепление мышц, сохраняющих свод. Следует обращать внимание на правильную осанку, на параллельную постановку стоп при ходьбе и в положении стоя. Ходьба с разведенными носками перегружает внутренний край стопы и, следовательно, ведет к ее деформации. Регулярное выполнение физических упражнений благотворно сказывается и на состоянии опорно-двигательного аппарата. Укрепление мышц, связок, суставов на основе общего укрепления организма способствует профилактике деформаций опорно-двигательного аппарата в целом и плоскостопия в частности. Борьба с развивающейся нервно-мышечной недостаточностью является основным условием для успешной профилактики плоскостопия.
Цель проекта :
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников по средствам физических упражнений на дополнительных занятиях физической культурой.
Задачи:
1. Формировать представления о здоровом образе жизни.
2. Укреплять мышцы опорно-двигательного аппарата:
мышц рук и плечевого пояса,
мышц брюшного пресса,
мышц спины и таза,
мышц ног и свода стопы,
увеличение гибкости и подвижности в суставах,
развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата,
формирование осанки.
3. Обучать правильному дыханию при выполнении упражнений.
4. Повышать физическую работоспособности.
5. Обучать расслаблению и релаксации как средства профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.
6. Развивать физические качества:
ловкость,
координацию,
силу,
выносливость,
гибкость.
7. Создавать положительный эмоциональный настрой у детей на занятиях физической культурой.
Условия реализации проекта :
1. Согласие родителей на проведение дополнительных оздоровительных занятий с детьми.
2. Компетентность педагога в вопросах организации оздоровительных занятий.
3. Тесная взаимосвязь педагога и медицинского работника с чётко организованным медико-педагогическим контролем.
4. Хорошо продуманной и правильно подобранной предметно-развивающей средой необходимой для занятий оздоровительной гимнастикой.
5. Ведение информационных листков сообщающих родителям и педагогам основные задачи, решаемые на занятии.
6. Использование новых форм и методов в работе для поддержания интереса к занятиям.
7. Поощрение детей за желание и умение в свободной деятельности закреплять разученный материал в группе и дома.
Принципы построения проекта :
1. Простота – материал подбирается и разучивается от простого к сложному.
2. Безопасность – используемые материалы и подобранные упражнения должны способствовать укреплению здоровья, а не наоборот.
3. Доступность – задания должны соответствовать возрастным особенностям и физиологии ребёнка.
4. Систематичность – занятия должны проводиться в системе по чётко подобранному плану.
5. Индивидуальный подход и вариативность – умение подобрать максимально эффективные упражнения для укрепления здоровья конкретного воспитанника.
6. Комплексный подход – умение включать элементы оздоровительных упражнений в повседневной деятельности в саду и дома.
7. Эффективность – использование различных методов и приёмов, способствующих решению оздоровительных задач и приводящих к динамике роста в физическом развитии ребёнка и снижению заболеваемости дошкольников.
Фомы и методы работы:
1. Опрос и анкетирование родителей.
2. Консультация для родителей воспитанников группы.
3. Информационный стенд «Здоровье – всему голова».
4. Памятки и рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей.
5. Привлечение родителей к созданию условий для физического развития детей в ДОУ и дома.
6. Мониторинг двигательных возможностей детей.
7. Ознакомление родителей в индивидуальном порядке с навыками и умениями детей на начало и конец учебного года (физическая подготовленность).
8. Цикл познавательных занятий с детьми: «Я узнаю себя», «Школа питания», «Азбука движений», «Мои помощники», «О здоровье всерьёз».
9. Оздоровительные занятия согласно плану.
10. Использование игровых методов и приёмов, а так же ИКТ для создания интереса и придание разнообразия в проведении занятий.
11. Пропаганда здорового образа жизни.
Функции проекта : оздоровительный, образовательный и информационный.
Вид проекта :
1. по периоду – долгосрочный (первый учебный год – дети 4-5 лет, второй учебный год – дети 5-6 лет);
2. по количеству разработчиков – индивидуальный;
3. по характеру целей – оздоровительный, обучающий;
4. по масштабности решения задач – групповой;
5. по продукту – контроль со стороны медицинских работников, план учебных и оздоровительных занятий.
Объект проектирования : дети группы №3 МБДОУ Детский сад № 171.
Субъект проектирования : воспитатель группы №3 МБДОУ Детский сад № 171 Асеева Елена Александровна.
Этапы реализации проекта :
- Подготовительный
- Основной (ноябрь 2018 – апрель 2020)
- Заключительный (май 2020)
Подготовительный этап (сентябрь - октябрь 2018) – консультация с врачом и медицинской сестрой ДОУ, проведение опроса родителей с целью выявления состояния исследуемой проблемы; формулирование цели; определить теоретические, методические и практические подходы к решению проблемы. Написание программы. Разработка проекта. Создание условий для реализации проекта.
Основной этап (ноябрь 2018- апрель 2020 г) - реализация плана мероприятий.
Промежуточный этап (май 2019г) – подведение итогов работы первого года проекта. Планирование работы второго года с учётом результатов и достижений детей.
Заключительный этап (май 2020г) - обработка и анализ данных. Подведение итогов работы. Решение по необходимости продолжить дальнейшую работу по данному вопросу.
План реализации проекта :
Месяц Содержание работы Деятельность Результат Ответственные
I этап
Сентябрь 2018
Медицинский осмотр детей.
Осмотр детей врачом ортопедом.
Выявление детей нуждающихся в дополнительных занятиях.
Врач ортопед, мед. сестра ДОУ, воспитатель Асеева Е. А
Октябрь 2018 Проведение опроса родителей. Анкетирование,
Выступление на родительском собрании по теме. Получение согласия родителей на проведение доп. Занятий. Асеева Е. А.
Октябрь 2018 Разработка программы и написание проекта. Изучение проблемы, подбор материала Получение рецензии на программу в АПК Асеева Е. А.
Октябрь 2018 Создание условий для реализации проекта. Подбор атрибутов, картотек и методических пособий. Обновление физкультурного уголка. Асеева Е. А.
Родители группы
Октябрь 2018 Подбор материала для информационных листков, стендов, папок-передвижек. Оформление стендов, папок-передвижек, листовок. Информированность родителей по данной теме.
Асеева Е. А.
Основной
этап
Ноябрь 2018
Работа в соответствии с планом и программой занятий. Ведение практических занятий по профилактике плоскостопия и укрепление мышечного корсета детей. Дети получают нужную нагрузку и дополнительные упражнения способствующие профилактике плоскостопия и укрепление мышечного корсета.
Асеева Е. А.
В течение года Информирование родителей о работе по проекту.
Пополнение физкультурного уголка. Пропаганда здорового образа жизни,
индивидуальные беседы с родителями, пополнение развивающей среды. Проявление интереса к занятиям у родителей и детей.
Асеева Е. А.
Промежут.
этап
Май
2019
Медицинский осмотр детей.
Осмотр детей врачом ортопедом.
Мониторинг детей занимающихся дополнительными занятиями. Сравнительная диагностика.
Врач ортопед, мед. сестра ДОУ,
Асеева Е. А.
Май
2019 Анализ
работы по проекту за год. Составление отчёта о проделанной работе на основании мониторинга. Возможность планирования работы на следующий учебный год.
Асеева Е. А.
Май
2019 Информирование родителей, по итогам работы проекта за год. Выступление на родительском собрании с отчетом, индивидуальные беседы, рекомендации. Оформление стенда «Наши достижения», и папок – передвижек с рекомендациями на лето.
Асеева Е. А.
Основной этап–2 год
Сентябрь 2019 – апрель 2020
Структура занятия:
Вводная часть: (разминка)
- Построение
- Упражнения на дыхание
- Различные виды ходьбы и бега.
Основная часть: (обучение и тренировка)
- Обще развивающие упражнения
- Упражнения, направленные на укрепление стопы
Заключительная часть: (упражнения на восстановление)
- Пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Дыхательная гимнастика
- Закаливание
- Релаксация.
Проведение оздоровительных занятий, согласно программе и плана.
Дети становятся более спортивными и закалёнными, что приводит к снижению заболеваемости и коррекции осанки и стопы.
Асеева Е. А.
Заключительный этап
Май
2020
Медицинский осмотр детей.
Осмотр детей врачом ортопедом.
Мониторинг детей занимающихся дополнительными занятиями. Сравнительная диагностика.
Врач ортопед, мед. сестра ДОУ,
Асеева Е. А.
Май
2020 Анализ
работы по проекту за второй год. Составление отчёта о проделанной работе на основании мониторинга. Возможность планирования работы на следующий учебный год.
Асеева Е. А.
Май
2020 Информирование родителей, по итогам работы проекта за год. Выступление на родительском собрании с отчетом, индивидуальные беседы, рекомендации. Оформление стенда «Наши достижения», и папок – передвижек с рекомендациями на лето.
Асеева Е. А.
Планируемый результат и методы по оценке их эффективности:
В течение года, с помощью грамотно планируемой работы по укреплению здоровья детей систематических занятий, индивидуальному подходу к решению поставленных задач, планирую сохранить и укрепить здоровье воспитанников. Сформировать устойчивую мотивацию к занятиям физической культурой. Развивать и укреплять мышцы стопы. Развить дыхательную систему, способствующую формированию правильного речевого дыхания. Сформировать навык правильной осанки и развития мышц опорно-двигательного аппарата через оздоровительные физические упражнения. Развить физические качества: координацию движений, равновесие, выносливость, внимание, силу, гибкость. Оказать общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребёнка и вызвать положительный настрой к оздоровительным занятиям.
Механизм оценки результатов.
1. Осмотр детей врачом ортопедом в начале учебного года и в конце даёт возможность получить данные о физическом состоянии ребёнка и отследить динамику физического развития. Заполнение карт здоровья совместно с медицинским работником ДОУ.
На начало и конец года мной проводится мониторинг детей, по которому можно проследить динамику роста двигательной активности детей и уровень их физических качеств. Оценка прироста проводится по шкале темпов прироста физических качеств детей и по формуле прироста показателей физических качеств детей В. Н. Усаковой. Высокий уровень физической подготовки на январь 2020 года составил 45%, средний уровень у 55%, низкого уровня нет (данные мониторинга – см. приложение)
2. По итогам оздоровительных занятий у детей формируется знания по вопросам физической культуры, здоровья и питания. Занятия физической культурой становятся более осознанными, и дети могут сами рассказать о пользе занятий и здоровом образе жизни. Дети становятся более спортивными и закалёнными, что приводит к снижению заболеваемости, посещаемости детей нашей группы составляет 89 - 95%. На начало проекта у 8 детей диагностировалось нарушение свода стопы – 28%. На данный момент 4 ребёнка сняты с учёта, а у 4 детей наблюдается положительная динамика – 17% (диаграммы представлены в приложении). Подводя итог, хотелось бы отметить, что благодаря целенаправленной системы физического воспитания и эффективного использования физических упражнений, а так же по результатам мониторинга усвоения программы воспитанников, дети имеют стойкую, положительную динамику прироста двигательной активности. Наблюдается снижение заболеваемости детей и увеличение числа детей с I и II группой здоровья.
Создание условий для реализации проекта.
В группе имеется зона физической культуры, где располагаются различные физические пособия и инвентарь – массажные коврики, мешочки, мячики, природный материал, гимнастические палки, массажные ролики и многое другое. Разработаны и подобраны в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей картотеки, комплексы оздоровительных гимнастик, физкульт минутки, игры с массажными мячиками-ёжиками и др. На территории детского сада есть спортивная площадка.
Каждый из нас знает простую истину, которая гласит, что намного легче избежать болезни, чем тратить силы на лечение. Мой проект способствует профилактики плоскостопия и укрепление здоровья воспитанников!