Юлия Судоплатова
Проект «Профессии на стройке»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт педагогического проекта
Название проекта : ПРОФЕССИИ НА СТРОЙКЕ
Разработчики проекта : Судоплатова Юлия Анатольевна
Сроки реализации проекта - краткосрочный – 1 неделя.
Основная идея проекта :
Публикация «Проект „Профессии на стройке“» размещена в разделах
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Актуализация знаний детей о строительных профессиях через создание специальных условий и организацию разных видов деятельности; коррекция речевого развития (обогащение и активизация словаря детей) в ходе реализации проекта.
Цель проекта :
Актуализация знаний детей о строительных профессиях, уточнение и систематизация словаря по теме: «Профессии на стройке»
Задачи проекта :
Коррекционно-образовательные:
- расширять представления детей о строительных профессиях; об инструментах и материалах, используемых людьми строительных профессий;
- формировать представления об этапах строительства, об участии людей разных строительных профессий, принимающих участие на этапах строительства;
- обогащать словарь детей новыми словами: фундамент, многоэтажный, спецтехника, экскаваторщик, архитектор, каменщик, кровельщик, маляр, плотник, водопроводчик, электрик,
- совершенствовать грамматический строй речи (управление и согласование);
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление,
- развивать артикуляционную моторику,
- развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательная:
- формировать ценностное отношение к труду людей строительных профессий и их результатам.
Основные механизмы реализации проекта :
Реализация поставленных задач происходит в несколько этапов.
Организационный этап
Цель: создание проблемной ситуации с целью привлечь внимание детей к строительству и людям строительных профессий.
Подготовительный этап
Цель: создание предметно-пространственной и развивающей среды в группе для реализации проекта, информирование родителей о начале проекта и степени их участия.
Основной этап
Цель: реализация задач проекта в разных видах деятельности.
Заключительный этап – подведение итогов реализации проекта, презентация детьми макета «Дома на нашей улице» родителям.
Полученные результаты реализации проекта :
- дети имеют представление об этапах строительства и о профессиях на стройке;
- дети знают названия строительных профессий, знают инструменты и материалы, которые используют люди этих профессий;
- дети с уважением относятся к труду людей строительных профессий и результатам их труда;
- созданы условия для взаимодействия родителей и детей в изготовлении макетов своих домов (для создания мини-макета улиц и домов микрорайона).
Участники проекта - дети (возраст 5-6 лет, логопед, воспитатели, родители.
Актуальность проекта :
В ходе предварительного обследования и вводных бесед по теме «Строительство, профессии» было выявлено, что дети имеют поверхностные знания о том, как происходит строительство зданий, люди каких профессий принимают участие в строительстве. Дети имеют низкий уровень знаний о значимости и ценности труда людей, занятых на стройке. Поэтому, с целью углубления знаний детей по заданной теме, уточнения и систематизации словаря по заданной теме, было решено организовать образовательную деятельность в форме краткосрочного проекта.
Этапы реализации проекта
1 этап: Организационный (проводится накануне начала реализации проекта, как введение в новую лексическую тему)
Цель: создание проблемной ситуации с целью привлечь внимание детей к строительству и людям строительных профессий.
Содержание деятельности:
- загадки о строительных профессиях с объяснением, что помогло ребёнку отгадать загадку, что ребёнок знает об этой профессии (дети испытывают трудности в объяснении – ПРОБЛЕМА);
- рассматривание иллюстраций, связанных со строительными профессиями, с комментариями педагога;
- демонстрация алгоритмов конструирования «Строительство»,
- конструирование домов из «Лего».
2 этап: Подготовительный
Цель: создание предметно-пространственной и развивающей среды в группе для реализации проекта.
Содержание деятельности:
- пополнение среды группового помещения (игровой зоны, уголка уединения, ИЗО-зоны) открытками, иллюстрациями, картинами с изображением людей строительных профессий, строительных инструментов, строительной техники;
- пополнение «Уголка книги» детской художественной литературой для чтения;
- подбор стихов и загадок о спецтехнике, профессиях;
- подбор материала для презентаций и их создание;
- подбор дидактических игр, алгоритмов и пособий по данной теме;
- информирование родителей о начале проекта, определения степени их участия в проекте.
3 этап: Основной
Цель: реализация поставленных задач в разных видах деятельности детей.
Содержание деятельности:
ПН
НОД:
Утро:
Беседа, введение новой лексики (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Пальчиковая, дыхательная, артикуляционная гимнастика (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2, отв. логопед)
Вечер:
Презентация «Профессии на стройке» (закрепление)
Самостоятельная деятельность: д/и «Узнай что это и кому это нужно?» (пазлы, отв. воспитатель) Раскраски по теме «Профессии на стройке»
С/р игра «Мы строители»
Цель: знакомство с деятельностью людей строительных профессий.
Рассматривание материалов выставки «Строительные инструменты»
Работа с родителями: рекомендовано побеседовать с детьми о строительных профессиях. Уточнить, какие материалы и инструменты нужны людям разных строительных профессий?
ВТ
НОД:
Утро:
Чтение х/л - С. Баруздин «Кто построил этот дом» с опорой на картинки, беседа по прочитанному тексту, рассказ об одной из профессий из текста с опорой на картинку.
Пальчиковая, дыхательная, артикуляционная гимнастика (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2, отв. логопед)
Вечер:
Рисование «Дома на нашей улице»
Самостоятельная деятельность: д/и «Назови профессию по действию» (отв. воспитатель) По выбору детей:
-рисование с использованием разных материалов и приемов,
- аппликация,
- лепка.
Работа с родителями: во время прогулки или поездки куда-нибудь обратить внимание детей на строительство домов, уточнить, какая техника используется.
СР
Утро:
НОД «Строительные профессии» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 отв. логопед)
Вечер:
Презентация «Эволюция жилья»
Самостоятельная деятельность: д/и «Кому что нужно для работы?» (отв. воспитатель) Раскраски строительной техники и инструментов.
Строительство домов из разных видов конструктора
Цель: формирование конструкторских умений и навыков.
Работа с родителями: изготовление домов для макета «Улицы нашего микрорайона»
ЧТ
Утро:
Пальчиковая, дыхательная, артикуляционная гимнастика
Конструирование «Конструктор своими руками» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2,4 отв. логопед)
Вечер:
Чтение стихов, пословиц и поговорок о профессиях (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
Аппликация «Дома на нашей улице» ( отв: воспитатель)
Самостоятельная деятельность: «Сложи из палочек», «Сложи из геометрических фигур»
Цель: формирование пространственных представлений.
Работа с родителями: заучивание с детьми стихотворений по заданию логопеда.
ПТ
Утро:
Пальчиковая, дыхательная, артикуляционная гимнастика (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Итоговая беседа «Люди каких профессий работают на стройке?» Д/ и «Четвертый – лишний», «Что изменилось?» ( отв: логопед)
Вечер:
Презентация макетов домов, выполненных в разной технике родителям (дети рассказывают о том, как создавали свои дома).
Самостоятельная деятельность: с/р игра «Архитектурное бюро» Цель: закрепление знаний о деятельности архитектора.
С/р. игра «Стройплощадка»
Цель: обобщение и систематизация знаний об этапах строительства и строительных профессий.
Заключительный этап: Презентация макетов домов. Родители выступают в качестве слушателей и зрителей
Пополнение ППРС в группе в ходе реализации проекта :
1. Рисунки, аппликации, постройки из разного вида конструкторов в группе.
2. Макет микрорайона.
Литература:
-.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения. – М. : Мозаика - Синтез, 2005.
- БондаренкоА. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1985.
- Конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
- Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. – М. : Феникс, 2009. – 79 с.
- Максаков А. И. «Учите, играя» 2000г
- Интернет ресурсы (ссылки в тексте).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Профессия строитель. Рассказ детям. Автор текста: Лев Поясникин
Источник:
https://detskiychas.ru/rasskazy/professiya_stroitel/
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Пальчиковая гимнастика “СТРОИТЕЛИ”
Мы строители, мы строим, (Ребенок стучит кулачком о кулачок)
Много мы домов построим, (Загибает по очереди пальцы на обеих руках)
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье (Произносит слова веселым голосом.)
В новом доме новоселье! (Произносит громко слово «новоселье», поднимая руки вверх)
Дыхательная гимнастика «НОВЫЙ ДОМ»
Любим мы пилить, строгать,
Молоточками стучать
И. п. стоя: 1 – вдох носом, 2 – на выдохе произносить 2-3 раза «Тук-тук-тук»
Скоро, скоро за углом
Мы построим новый …
И. п. стоя: 1 – вдох носом, 2 – на выдохе произносить длительно «До-о-о-о-м!» (шёпотом, спокойным голосом, громко)
Артикуляционная гимнастика
«Окошечко» - открывать и закрывать рот под счет до 10.
«Заборчик» - растянуть губы в улыбке, обнажив сомкнутые зубы, удерживать под счёт до 10.
«Лопаточка» - открыть рот, «распластанный» язык удерживать на счет до 10 на нижней губе.
«Маляр» - рот открыть, кончиком языка «красить» твердое нёбо под счёт до 10.
«Молоточек» - рот открыть, кончиком языка ударять в альвеолы за верхними зубами под счёт до 10.
«Ковш экскаватора» - рот открыть, язык высунуть изо рта, передние и боковые края поднять вверх, удерживать подсчёт до 10.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конспект НОД «Строительные профессии».
Цели: актуализация знаний детей об этапах строительства и строительных профессиях.
Задачи:
Образовательные: расширять представления о профессиях людей на стройке. Уточнять и систематизировать словарный запас по данной теме. Совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения, развивая речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).
Коррекционные: развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, дыхание. Закреплять навыки звукового анализа. Развивать внимание, мышление, память. Отрабатывать самоконтроль за речью.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Формировать познавательный интерес, желание учиться. Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование:
Предметные картинки (строитель, крановщик, каменщик, маляр, плотник). Предметы (молоток, мастерок, кисть). Предметные картинки со звуками Ш – Ж.
Карандаши, изображение дома для штриховки. Мольберт. Зеркала.
Ход занятия.
1. Организационный момент /Установление эмоционального контакта/ :
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро, солнцу и птицам.
- Доброе утро, улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера!
- Улыбнитесь друг другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так как вас называет мама.
- Ребята, подумайте и скажите, можно сказать, что у ваших мам и пап руки золотые. Золотые руки – это руки, какие? /трудолюбивые, аккуратные, старательные, ловкие, умелые/
Упражнение на координацию речи и движения: «Золотые руки»
Наши руки умелые такие, Поворачивают то вверх, то вниз
Наши руки – руки золотые! Сжимают кулачки
Они умеют вышивать, Шить и шарф вязать. Подметать и стирать. Суп варить, пыль вытирать. Тарелки чисто мыть, Красить и белить. Загибают пальцы по одному
За порядком следить. Грозят пальчиком
Вот они какие - Сжимают кулачки.
Руки золотые. Фонарики.
- Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Такое дело называется – профессия.
Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много!
2. Основная часть
- Сегодня мы с вами совершим экскурсию на улицу «Строительных профессий», для того чтобы еще больше узнать о них.
- А на чем мы с вами поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Она доставит без труда
Тебя в другие города.
Но если ты собрался в путь
Ее заправить не забудь. (Машина)
- Правильно! Мы поедем на машине.
- Кто управляет машиной? /Шофёр/
- Какой первый звук в слове шофёр?
- Молодцы! Занимаем свои места и отправляемся в путь!
Развитие дыхания.
- Прислушайтесь. Впереди слышится сигнал другой машины. /Произнесение слоговой дорожки на одном выдохе ПА-ПО-ПУ-ПЫ/
Артикуляционная гимнастика (общий комплекс упражнений – с использованием зеркал)
- Ну, вот мы и доехали до улицы «Строительных профессий».
Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи. Отгадывание загадок с опорой на картинки.
- Отгадайте загадки и назовите слова – помощники, которые помогли вам догадаться о людях какой профессии идёт речь.
Строит из камня он и кирпича
Вот положил он кирпич - постучал.
Дом подрастает. Каменный дом.
Что за профессия? … (Каменщик) он. На работе день-деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит. (Строитель).
Кирпичи, раствор и доски
На этаж поднимет просто
Однорукий великан –
Деловой подъёмный кран.
Управлять легко привык
Краном мастер… (Крановщик).
Он бревно отешет ловко,
Стены сделает, навес.
У него смолой спецовка,
Как сосновый пахнет лес.
(Плотник). Электричество горит-
Так светло в квартире.
Надо благодарить
Того, кто свет привык дарить.
(Электрик.)
- Посмотрите, у входа в дом лежит карандаши.
Самомассаж с карандашом «Маляр».
Кто приходит красить дом,
С длинной кистью и ведром? Катаем карандаш
Этот мастер всем знаком,
Он зовется …
(маляром) Постукиваем карандашом по ладошке на каждый ударный слог
Дети, отгадав загадку, по очереди заштриховывают изображение дома на мольберте.
Игра «Что лишнее?» с опорой на зрительный анализатор ( перед детьми картинки: молоток, кисть, мастерок, кукла, машинка)
Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).
- Определите, кто лишний из названных мною людей, объясните, почему он лишний?
Крановщик, логопед, маляр, плотник.
Строить, красить, колотить, лечить.
Строительство, строительный, строитель, смеситель.
Образец: Лишний логопед, потому, что он работает в детском саду, а продавец, а маляр, плотник и крановщик на стройке.
Игра «Закончи предложение».
- Как вы думаете, для чего люди работают?
Люди работают для того, чтобы делать жизнь прекраснее.
Люди работают для того, чтобы… приносит пользу окружающим.
Люди работают для того, чтобы … зарабатывать деньги.
Люди работают для того, чтобы …потом хорошо отдыхать. И т. д.
- А кем хотите стать вы, когда вырастите?
Ответьте на мой вопрос полным предложением.
- С заданием справились. Молодцы.
Физкультминутка «Покажи, а мы узнаем»
Дети по очереди изображают строительные профессии без слов.
Логопед предлагает детям сесть на ковер.
Дифференциация звуков Ш-Ж.
По улице «Строительных профессий» строится два дома. В одном доме будут жить слова со звуком Ш, А в другом со звуком Ж. Дети берут картинку и помещают в нужный дом.
- Молодцы!
Итог.
- Наша экскурсия по улице «Строительных профессий» закончилось. Мы много нового.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Конспект НОД «Конструктор своими руками»
Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи с использованием приёма конструирования.
Необходимое оборудование: пластилин, зубочистки (предварительно спиливаем острые концы, в зависимости от уровня развития мелкой моторики зубочистки можно заменить ватными палочками, убрав вату, алгоритмы постройки дома, символы, обозначающие словесные игры («Жадина», «Назови ласково», «Посчитай-ка»).
Задачи:
- развитие мелкой моторики рук,
- формирование навыков конструирования,
- формирование дифференцированного дыхания (вдох носом, выдох – через рот,
- активизация словаря по теме,
- развитие грамматического строя речи,
- закрепление навыков порядкового счета,
- развитие логического мышления.
Речевой материал:
Сущ. : дом, домик, домище, фундамент, стены, крыша, труба, строители;
Прил. ; одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высокий, низкий, городской, деревенский, сельский, деревянный, кирпичный, каменный;
Гл. ; катать, соединять, строить.
Организационный момент (3-4 мин) :
К детям, играющим в группе, выходит логопед и начинает строить из конструкторов, находящихся в группе дом. Это обязательно привлечет внимание детей.
Логопед: - Ребята, а вам нравится что-нибудь строить из конструктора?
Дети: -Да!
Логопед: - А вы знаете, что конструктор можно сделать своими руками? Кто хочет узнать, как это сделать, пусть подойдет ко мне, в мою строительную бригаду. А остальные ребята останутся с воспитателем в другой строительной бригаде (оставшиеся дети достраивают дом из конструктора с воспитателем по заданию логопеда).
Развитие мелкой моторики (работа с пластилином, 7-10 мин)
Логопед с детьми проходит в кабинет, где на столах лежит пластилин и зубочистки. Дети расходятся вокруг стола и по заданию логопеда выбирают понравившийся цвет пластилина.
Логопед: - Ребята, отделите кусочек пластилина и разомните его.
Дети испытывают определённые трудности, т. к. пластилин твёрдый, еще не разогрет.
Логопед: - Ребята, чтобы с пластилином было легче работать, его нужно разогреть. А сделать это можно при помощи теплого воздуха.
Дыхательная гимнастика (1-1,5 мин) :
Логопед:- Сделайте вдох носом, плечи не поднимайте, щёки не надувайте.
Язык положите, губки округлите.
Ладони с пластилином ко рту поднесите –
Долго, плавно на него дышите!
Повторить упражнение 3-5 раз.
После проведения дыхательной гимнастики, дети катают из пластилина шарики диаметром примерно 1-1,5 см (пробный вариант)
Логопед демонстрирует плоский домик.
Отрабатываем порядковый счет до 5.
- Ребята. Посмотрите, что можно сделать из наших заготовок. Давайте посчитаем, сколько шариков нам понадобится для постройки такого домика (дети вслух считают шарики).
Закрепляем порядковый счет.
- А сколько нам понадобится палочек? (дети вслух считают палочки).
Развитие логического мышления.
- А чего нам понадобится больше, палочек или шариков?
Развитие лексико-грамматического строя речи.
Логопед предлагает детям сделать домики по алгоритму, при этом уточняем словарь по теме:
-если мы строим, то мы … строители,
- основание дома – это … фундамент,
- на фундаменте стоят … стены,
- сверху от дождя и снега нас спасает … крыша,
- на крыше есть … труба,
- если дом сделан из кирпичей, он какой? – кирпичный,
- если дом сделан из панелей, он какой? - панельный,
- если дом сделан их дерева, он какой? - деревянный.
После изготовления домиков логопед предлагает сделать из них улицу.
- Ребята, если дома стоят в ряд, друг напротив друга, это улица. На нашей улице дома, в которых один этаж, это какие дома … одноэтажные, такие дома часто встречаются в деревне, значит они какие … деревенские. Есть деревни, а есть сёла, эти дома можно назвать … сельскими.
- А в каких домах, ребята, живете вы?
Выслушав ответы детей, логопед уточняет, что дети живут в многоэтажных, городских домах. И предлагает детям сделать дом, в котором больше одного этажа. Дети по алгоритму надстраивают свои дома.
Логопед:
- А теперь, ребята, я предлагаю вам сравнить наши дома.
Дети сравнивают получившиеся дома с образцом логопеда, уточняя какой из них выше, какой ниже, какой из них маленький, какой большой.
Итог НОД.
Логопед:
- Ребята, вы сделали дома, они разные, какие слова можно подобрать к домам, чтобы было понятно о каком из них идет речь?
Дети описывают свои дома, вспоминая слова, отработанные на занятии.
- О каком из домов можно сказать домик, а о каком домище? Предлагаю оставить дома на нашей улице. Сделать из деталей конструктора жителей этих домов.
Задание логопеда для логочаса:
Задачи:
- отработать употребление приставочных глаголов;
- отработать употребление предлогов;
- развивать слуховое внимание.
Используя изготовленные детьми дома и их жителей, поиграть в игру «История о строителях домов».
Воспитатель предлагает детям составить рассказ о деятельности строителя на стройке. Демонстрируя действия строителя, например, Миши, педагог начинает рассказ, а детям предлагает продолжить.
Однажды Миша из строящегося дома (выводит из дома, где нет крыши) … вышел. Вокруг дома (водит вокруг дома) … обошёл. За дом (уводит за дом) … зашёл. Из-за дома (выводит из-за дома) … вышел. От дома (уводит от дома) … отошёл. Погулял, подумал и к дому (подводит к дому) … подошёл. Обратно в дом (заводит в дом) … зашёл и начал строить крышу.
Затем воспитатель предлагает детям поменяться ролями, дети проговаривают и проигрывают действия, а воспитатель договаривает предложения, намеренно допуская ошибки. Дети должны их исправить.
В самостоятельной деятельности для детей в логопедический уголок выкладываются алгоритмы изготовления домов, пластилин и счетные палочки (для обеспечения безопасности среды).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Стихи, загадки, пословицы и поговорки о строительстве и строительных профессиях.
Источник:
https://pochemu4ka.ru/load/razvivajka/detjam_o_professijakh/detjam_o_professijakh_professija_stroitel/56-1-0-9188
https://yadi.sk/i/ie8TuhgkMy_Ugg - презентация «Эволюция жилья».