Зинаида Пьянкова
Проект «Чтобы не было беды»
▼ Скачать + Заказать документы
Для забавы и игры
Спичек в руки не бери!
Не шути, дружок, с огнем
Чтобы не жалеть потом!
Автор проекта: воспитатель группы «Семицветик» МАДОУ Детский сад №25 г. Тавда
Тема: «Чтобы не было беды»
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы «Семицветик», родители.
Тип проекта: краткосрочный, творческий, игровой, познавательно-речевой.
Актуальность:
Темочки:
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Ребёнку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляют спички, огонь. Малыши очень любознательный народ и любят всё то, что нельзя – это и приводит к беде. Поэтому уже на дошкольном этапе развития ребёнка нужно начинать заниматься этой проблемой. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры безопасного поведения.
Проблема: Отсутствие знаний по пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста.
Цель: формировать основы пожарной безопасности у дошкольников, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Опасно!»
Задачи проекта:
Образовательные: Активизировать познавательную деятельность детей, знакомить с правилами пожарной безопасности. Способствовать формированию элементарных знаний о пожаре, его последствиях, знать средства пожаротушения: вода, песок, огнетушитель, земля, снег.
Знакомить с профессией пожарного и правильном поведении в экстремальной ситуации.
Развивающие: Способствовать развитию конструктивных умений, творческие способности дошкольников. Умение четко называть свой адрес, набирать номер телефона пожарной части.
Речевые: Обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: пожарная машина, пожарный, огонь, безопасность, огнетушитель, пожарные рукава, пена, пламя, каска, брюки, куртка – сшитые из брезента, сапоги.
Воспитательные: Воспитывать у детей желание быть всегда осторожными с огнем, умение сочувствовать сопереживать попавшим в беду, чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Распространить знания о правилах пожарной безопасности среди родителей, вовлечь их в совместную деятельность с детьми.
Объект исследования: Правила безопасного поведения в быту
Предмет исследования: знания детей средней группы о правилах пожарной безопасности.
Гипотеза: Если использовать различные методы и приемы по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности, то у детей сформируются умения, навыки, знания, когда огонь друг, а когда враг.
Предполагаемый результат: Реализация данного проекта позволит: Создание необходимых условий в ДОУ и группе по формированию у дошкольников целостного представления о пожаре и его последствиях.
Приобретение детьми знаний о правилах пожарной безопасности: причинах возникновения пожара, какую опасность таят в себе спички. У детей сформированы представления об огне, профессии пожарного, о звуковой системе оповещения, которая подаёт громкий сигнал. Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожарной тревоги, их отработка до автоматизма (эвакуация). Дети знают, что взрослые о них заботятся, предусмотрели необходимые действия на тот случай, если случится пожар и хотят их научить правильному поведению во время пожара. Активное участие родителей в реализации проекта.
Срок реализации проекта: декабрь- март
Место реализации: детский сад № 25
Основные направления реализации проекта.
1этап. Подготовительный:
• Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.
• Подбор методической литературы по правилам пожарной безопасности.
• Составление плана совместной работы с детьми и родителями по теме проекта.
• Подбор художественной литературы, иллюстрации, атрибутов, настольно-печатных игр.
• Оформить номера телефонов экстренных служб для родителей.
• Анкетирование родителей. «Безопасность ребёнка в быту».
• Проведение НОД – «Чтобы не было беды, лучше правила учи», знакомство со спец машинами «Скорая помощь», «Полиция», «Пожарная машина», «Пожарная безопасность», «Пожарные – смелые, храбрые, отважные, умелые», «Помнить все должны о том, что нельзя играть с огнем», «Спички - детям не игрушка».
• Беседы: «Малышам об огне», «Пожароопасные предметы», «Кто они пожарные!»
• Чтение: К. И. Чуковского «Путаница», сказки «Как человек подружился с огнём», С. Я. Маршака,«Пожар», Б. Жидкова «Дым»,«Дон, дон, дон. Загорелся Кошкин дом» Е. Макарова «Много правил есть на свете!» стихотворения «О спичках». Г. Остер «Вредные советы», С. Михалков «Дядя Степа», Т. Фетисова «Куда спешат красные машины», А. Шевченко «Как ловили Уголька», Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»
• Просмотр мультфильмов: «Кошкин дом», «Путаница», видеофильма из серии Три котенка, Смешарики: Азбука безопасности, мультики про Спасика, «Коробок – шершавый бок» из мультфильма «Три котенка»
• Просмотр презентации «Огонь друг- огонь враг!».
• Рубрика «Флешка на прокат» (познавательные фильмы, задания, практические упражнения)
• Заучивание стихотворений на тему «Спички детям не игрушка»
• Рассматривание тематических ширм, плакатов, фотографий и иллюстраций.
Игровая деятельность :
Настольно- печатные игры: лото «Транспорт», «Ноль - один», «Кому что нужно», пазлы «Спасатели»,
«Сложи пожарную машину», «Опасные ситуации в доме», лото «Профессии», «Найди хозяина».
Дидактические игры: «Огнеопасные предметы», «Причины пожаров», «Назови картинку», «Чем тушат пожар», «Найди нужный предмет», «Можно, нельзя», «Четвёртый лишний», «Хорошо - плохо», «Что нужно пожарным».
Подвижные игры: «Обожгу»,«Потуши пожар», «Костер», «На пожар», «Спасатели», «Тушение пожара», «После пожара», «Пожарные на учениях», «Топаем, хлопаем», «Кто быстрее потушит пожар», «Ловкие и смелые», «Вода и огонь».
Сюжетно-ролевые игры: «Пожарная тревога», «Осторожно, пожар!», «Отважные пожарные», «Айболит», «Семья»
Словесные игры: «Это я, это я, это все мои друзья!», «Да» или «Нет», «Огонь – друг или враг?», «Доскажи словечко», «Закончи предложение», «Кто кому друг», «Что такое огонь?», «Назови телефоны экстренных служб».
Игровое задание: «Огонь друг- огонь враг!», «Тушение огня» (метание мешочков в горизонтальную цель). «Хорошо - плохо», Если в квартире много дыма», «Если звучит пожарная сирена», «Найди выход».
Пальчиковая гимнастика: «Пожарные», «Мы пожарные».
Консультации для родителей: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности», «Игры по пожарной безопасности для детей средней группы», «Правила поведения при пожаре».
Исследовательский этап: Опыты: - «Чем можно потушить огонь»
-огонь дышит
горит, не горит,
Проблемные вопросы:
пожары загрязняют воздух?
По какому номеру нужно звонить во время пожара?
2 этап. Основной Оформлен в группе «Уголок безопасности»
1. Создана мини библиотека «Пожарная безопасность»
2. Составлена картотека игр и физкультминуток по правилам пожарной безопасности.
3. Сшить из ткани жилеты «01», «02», «03», «МЧС», чехлы на стулья-«01», «02», «03», «Огнетушитель».
4. Создать картотеку пословиц, загадок и стихов на тему «ППБ».
5. Выставка рисунков «Беду стороной отведу»
6. Выпуск памятки для родителей: «Спички не терпят шалости - наказывают без жалости!».
7. Выпуск буклета: «Не играй с огнём», «Спички не тронь в спичках огонь», «Спичка-невеличка».
8. Папка — передвижка «Огонь ошибок не прощает».
9. Знакомство с пожарной машиной.
10. «Загадки из спичечного коробка»- о пожарном щите.
11. Рассказ папы о работе пожарных.
12. Игра-инсценировка. «Кошкин дом» родители – детям
13. Изготовление атрибутов для игр: Медали - «Лучший пожарный», удостоверение юного пожарного, обшить кукол- пожарный, МЧС, врач, полицейский.
14. Изготовление макета - пожарный щит.
15. Оформление стенгазеты «Сам с огнём не играй и другим не позволяй!»
16. Драматизация потешки «Кошкин дом»
17. Создать настольные, напольное панно для игр.
[b]Продуктивная деятельность:[/b]
Аппликация: К. Чуковский «Путаница»- из овечьей шерсти, «Пожарная машина», «Новогоднее поздравление для пожарного МЧС» - открытка, Визитка «01», «Кошкин дом».
Рисование: «Пожарная машина на службе человека», «Кошкин дом».
Лепка: «Пожарная лестница», «Огонь вокруг нас» - техника пластилинография, «Ведрышко для курочки», «Огнетушитель».
Конструирование: «Пожарная часть» из мягких модулей, «Город» - где может случиться пожар» с последующим обыгрыванием, «Кошкин дом» (из кирпичиков, «Гараж для пожарных машин».
3 этап. Заключительный:
Фото отчёт о проведённой работе по обучению детей правилам пожарной безопасности.
Развлечение «Пожарный - герой, он с огнём вступает в бой» (совместно с родителями)
Результат: По результатам проведенной работы, гипотеза подтвердилась:
У малышей сформированы первоначальные знания о правилах пожарной безопасности (узнали много важной информации, потренировались поведению в опасных ситуациях, показали свои умения, навыки, ловкость и сообразительность в играх. Родители активные участники проекта.
Мы очень надеемся, что эти навыки никогда не пригодятся ни детям, ни Вам, ни Вашим близким!
Список литературы:
Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. Москва. 2008.
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий».
Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» - СПб., Детство-Пресс, 2012 г.
Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. Москва 2008
Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах пожарной безопасности», М: СФЕРА, 2010.