Ольга Александровна Амертдинова
Проект «Приокский район»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Цель: Познакомить детей с Приокским районом, через адаптированный рассказ и обучающий фильм (мультимедийная презентация).
Задачи:
1. Сформировать у детей начальные знания на основе адаптированного рассказа; вызвать эмоциональный отклик.
2. Развивать интерес к истории Приокского района.
3. Стимулировать творчество и детскую фантазию.
4. Воспитывать любовь к городу, к району, к окружающей среде.
Состав группы: дети старшего дошкольного возраста.
Публикация «Проект „Приокский район“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Актуальность: Данная тема актуальна в рамках нравственного и патриотического воспитания. Большинство детей проживающих в Нижнем Новгороде, не знают истории своего города и района, в связи с этим и связана тематика данной ООД. Знакомство детей с родным городом и родным районом приоритетная задача в рамках патриотического воспитания.
Воспитывая с малых лет в ребенке чувство патриотизма, любовь к Родине – основы гражданственности формирующейся личности.
В программе дошкольного образования данная ООД занимает значительное место в познавательном и социально-коммуникативном развитии. Так же ознакомление с Приокским районом идет в рамках проекта ознакомления с родным городом.
В занятии присутствуют такие виды деятельности как:
-познавательная
-продуктивная
Форма занятия подразумевает под собой занятие-путешествие.
Предполагаемым результатом ООД можно считать усвоения детьми полученных знаний о Приокском районе.
Дидактическое обеспечение:
- компьютер, проектор, мультимедийная презентация (учебный фильм, листы бумаги, цветные карандаши/фломастеры, карта города с обозначенными районами.
Технологии и методики:
- ИКТ (учебный фильм);
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии;
- обучающие методики.
- вопросы к детям, стимулирование мыслительной деятельности.
Организация детей групповая/подгрупповая.
Ход занятия:
1-я часть: Вступительная.
Воспитатель: Ребята, давайте-ка посмотрим, кто это спрятался у нас в углу.
Дети: Это домовенок Кузя.
Воспитатель: Что он такое бормочет?
Домовенок: Ой беда, беда- огорчение!
Жил я раньше в деревне, знал две дороги и пять домов.
Воспитатель: Подожди домовенок, поздороваться сначала с ребятами надо,
А потом расскажешь про свою беду.
Домовенок: Здравствуйте ребята, попал я к вам в город из деревни.
Захотел повидаться со своим лучшим другом Нафаней.
Он прислал письмо, там написан адрес Нижний Новгород, Приокский район, но найти я его не смогу, потому как не знаю, где и что у вас находится. Еще в письме он написал, что поселился на каком-то хуторе.
Воспитатель: Как же нам помочь домовенку ребята? Давайте отправимся в путешествие по нашему Приокскому району. И мы обязательно найдем то место где поселился Нафаня.
2-ая часть. Информационная.
Презентация с адаптированным рассказом.
Домовенок: Хорошо, только давайте отправимся в путешествие на ковре самолете. Он летает очень высоко, и мы сможем быстро найти моего друга Нафаню.
Воспитатель: Ребята, что бы наш ковер самолет взлетел, нужно сказать название места в нашем районе, куда мы полетим.
Дети: Приокский район!
Воспитатель: Закрывайте глаза мы летим. (дети закрывают глаза)
Мы поднялись, можете открыть глаза и посмотреть на наш район. (слайд 1) Приокский район основан в 1935 году. Тогда он назывался Мызинский. С 1956 года район носит свое современное название — Приокский. Он был образован за счет объединения территорий Ворошиловского и Ждановского районов Горького. В 1970 от него была отделена территория современного Советского района и часть территории Нижегородского района. Сегодня к Приокскому району относятся и близлежащие деревни: Ольгино, Бешенцево, Мордвинцево, село Ближнеконстантиново, Ляхово, посёлок Луч.
Домовенок: Ой, посмотрите, что это за здания над которыми мы сейчас полетим?
Воспитатель: Это заводы. (слад 2)
В районе находятся стратегические заводы
Основные направления деятельности предприятий Приокского района — вы-пуск продукции Оборонного значения, разработка и производство радиоэлектронной аппаратуры, медицинских препаратов, молочных продуктов. Такие заводы как:
ОАО «НИТЕЛ»
ЗАО Концерн «Термаль»
Завод «Труд»
ООО «Фармстандарт — Фитофарм-НН»
ФГУП «Нижегородский завод им. М. В. Фрунзе»
Домовенок: Ребята, а это что за завод?
Дети: завод «Нител.»
Воспитатель: Правильно ребята, это завод «Нител.» (слайд 3)
Такой завод как ОАО «НИТЕЛ - одно из старейших предприятий Нижнего Новгорода, родоначальник радиоэлектронной промышленности города. Открытый в 1917 году как телефонный, но со временем перешел на выпуск связных радиостанций, а впоследствии на выпуск радиолокационной техники.
В настоящее время ОАО «НИТЕЛ» выпускает радиолокационную технику, используя последние достижения радиоэлектронной отрасли.
Существует музей истории ОАО "НИТЕЛ", который был создан в ноябре 1967 года. Идея создания заводского музея появилась у членов юбилейной комиссии в период подготовки к празднованию к 50-летия завода, летом 1965 года.
Экспозиции в музее:
Развитие телефонии
Развитие связной техники
Развитие радиолокационной техники
Развитие телевизионной техники
Музей в настоящее время проводит экскурсии :
По истории ОАО НИТЕЛ;
По истории изготовления связных радиостанций;
По истории изготовления радиолокаторов;
По истории изготовления телевизоров;
По истории развития старейших производств завода, созданию и развитию новых.
Домовенок: Давайте полетим дальше! Ребята, а какие вы еще заводы знаете в нашем районе?
Дети: «НИИС», молочный комбинат.
Воспитатель: А сейчас мы полетим к дому, в котором находится музей. (слайд 4)
Это музей имени Сахарова, который находится в щербинках на проспекте Гагарина в жилом доме. Открылся в 1991 году в квартире на первом этаже. Здесь размещены материалы о жизни и деятельности учёного в период его работы в Саровском федеральном ядерном центре.
Домовенок: Ребята, я думаю, что мой друг может находится в парке. На территории вашего района есть парки?
Дети: Да! Парк «Швейцария».
Воспитатель: Конечно есть. (слайд 5)
В районе есть прекрасные парки где можно отдохнуть -это парк «Швейцария». Он был заложен в 1903 году в дачном пригороде Нижнего Новгорода учащимися гимназий, их родителями и преподавателями. Название «Швейцария» парк получил из-за характера местности, на которой расположен: окские откосы напоминают швейцарские Альпы. Раньше его называли парком имени Ленинского Комсомола. Парк расположен на склоне р. Оки и тянется вдоль проспекта Гагарина на 3,5 км. В парке действуют аттракционы, кафе, зоопарк "Швейцария". На территории парка находится мемориальный комплекс в память о нижегородцах, погибших на войне.
Домовенок: Но, Нафани здесь тоже нет. Полетели дальше! А что это такое?
Воспитатель: Это дом культуры им. Кринова. (слайд 6)
Для детей существует Центр развития творчества детей и юношества Приокского района (Дом культуры им. П. П. Кринова, который находится на проспекте Гагарина.
Есть детский кинотеатр «Зарница» и кинотеатр «Электрон». Куда ходят с удовольствием и взрослые и дети.
Воспитатель: Ребята, а сейчас, мы полетим еще к одному зданию. Оно построено в нашем районе совсем не давно. Отгадайте загадку:
Соревнованья здесь проходят,
В футбол играют и в хоккей.
Здесь занимаются спортсмены
И ты спеши сюда скорей.
Что это за здание?
Дети: Фок!
Воспитатель: Правильно ребята! (слайд 7)
В 2017 году был построен Физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) "Приокский". ФОК оснащен современным спортивным оборудованием. В ФОКе «Приокский» планируется развивать 10 видов спорта. В их числе: настольный теннис, чирлидинг, плавание, синхронное плавание, хоккей, фигурное катание на коньках, мини-футбол, спортивный рок-н-ролл, художественная гимнастика, спортивные единоборства. Всего в спортивных секциях ФОКа «Приокский» могут заниматься как дети, так и взрослые. Население приокского района очень довольны появившемся комплексом.
Домовенок: Ну что полетели дальше! Ой, смотрите, а это что такое красивое?
Воспитатель: А это Храм великомученника Пантелеймона. (слайд 8)
Есть разные Православные храмы, которые находятся в нашем районе.
Есть Храм Казанской иконы Божией Матери в Ближнем Константиново – это памятник архитектуры регионального значения.
Церковь Георгия Победоносца при Нижегородской академии МВД РФ.
Храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца.
Домовенок: Я хочу найти своего друга побыстрее!
Воспитатель: Тогда летим дальше!
Домовенок: А что это за площадь?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что это за площадь?
Дети: Да! Это площадь Жукова.
Воспитатель: Правильно! Это площадь Жукова. (слайд 9)
Площадь Жукова носит название великого советского полководца Маршала Георгия Константиновича Жукова. Не давно ему был поставлен памятник из бронзы. Есть и другие памятники, например: Мемориал памяти воинов, погибших в войне в Афганистане и Чечне, находится на территории парка Швейцария, остановка электрон. Скульптурная композиция памяти первых маевок который находится на мызе.
Домовенок: Смотрите как много улиц в вашем районе!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в нашем районе жили известные люди?
Дети: Да!
Воспитатель: В честь них есть улицы названные их именем. Вы знаете какие? Дети: Да, улица Кащенко и улица Сахарова.
Воспитатель: Все правильно! (слайд 10)
Жили и работали в Приокском районе такие известные личности как:
Кащенко, Пётр Петрович (1859—1920) — русский врач-психиатр, общественный и земской деятель, автор статей по психиатрии и организации психиатрической помощи. В 1889—1904 гг. — директор психиатрической больницы Нижегородского земства (колония Ляхово).
Сахаров, Андрей Дмитриевич (1921—1989) — советский физик, один из создателей советской водородной бомбы, правозащитник, диссидент. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год. С января 1980 по декабрь 1986 гг. находился в ссылке в Горьком, жил в Приокском районе в доме № 214 по проспекту Гагарина.
Домовенок: Ну вот, здесь так много улиц, что я ни когда не найду своего друга.
Воспитатель: Не расстраивайся, Кузя, в нашем районе есть еще один парк и называется он Щелоковский хутор- это лесопарк, на территории которого можно встретить остатки редких, старинных липовых лесов и дубрав. Щелоковский хутор богат озерами, на которых любят отдыхать взрослые и дети. Здесь же расположен музей деревянного зодничества. Давай- те посмотрим может Нафаня там живет?
Домовенок: Полетели же скорее в этот парк!
Воспитатель: Посмотрите, здесь музей народов быта и он очень похож на деревенскую избу. (И тут в углу около печи встречают Нафаню.)
Нафаня: Привет Кузя, иди скорее сюда!
Домовенок: Нафаня, как я рад, как долго я тебя искал. Мне ребята помогли тебя найти, знаешь они очень умные и хорошо знают свой район.
Спасибо вам ребята, теперь я буду жить здесь вместе с моим другом Нафаней. До свидания!
3. Проблемная часть:
Воспитатель: Наш район очень большой. Много улиц в нашем районе, часто так получается, что наши друзья живут далеко от нас, на других улицах. Что может помочь нам видится с нашими близкими друзьями, если у нас нет такого ковра самолета как у домовенка Кузи?
Дети: автобус, машина, такси, троллейбус, трамвай.
Воспитатель: Значит можно сделать вывод о том, что нам помогает транспорт, поэтому его так много. Ребята, а если наш друг живет в другом городе, то как до него можно добраться?
Дети: автобус, поезд, самолет.
Воспитатель: Правильно, и в нашем районе совсем не давно был построен новый автовокзал, он помогает людям на пригородных автобусах добираться до нужного им места назначения, чтобы встретится с близкими людьми.
4. часть. Стимулирование детских вопросов:
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ассоциации» (картинки с изображением фотографий учреждений и предприятий нашего района и города Нижнего Новгорода. Дети по фотографиям говорят предприятия, где оно находится в нашем районе или нет).
Игра «Веселый мячик». Дети становятся в круг, передают мяч друг другу и говорят слова: «Ты катись веселый мячик быстро, быстро по рукам, чтоб не скучно без игрушек было нам.» У кого мячик остановится, тот говорит одну из достопримечательностей приокского района.
5. часть. Символизация+ продуктивная деятельность.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карте на наш район, на что он похож как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь я предлагаю нарисовать знакомые вам места приокского района ( это может быть: детский сад, свой дом, парк, площадь и т. д.)
Следующая остановка «Промышленная» (6 слайд)
В Приокском районе много заводов и предприятий, где возможно работают ваши родители или родственники:
- «Нижегородский телевизионный завод им. В. И. Ленина» – ОАО «НИТЕЛ - одно из старейших предприятий Нижегородской области, первый завод в городе начавший производить радиотехнику. Открытый в 1917 году как телефонный, завод со временем перешел на выпуск связных радиостанций, а впоследствии на выпуск радиолокационной техники.
- Молочный комбинат «Нижегородский» (7 слайд)
- Ребята как вы думаете, что там делают?
На этом заводе делают: Молоко, молочные и кисломолочные продукты. Сливочное масло, сливки, сметана, йогурты, простокваша, десерты молочные, кефир, ряженка, творог, сырки глазированные, сыры.
- (8 слайд) «Нижегородское научно-производственное объединение имени М. В. Фрунзе» (ОАО «ННПО имени М. В. Фрунзе») - одно из старейших и, в то же время, одно из наиболее современных предприятий России в области разработки и производства радиоэлектронных приборов. Свыше 90 лет они создают аппаратуру военного и гражданского назначения.
- (9 слайд) ФГУП ФНПЦ «НИИ измерительных систем им. Ю. Е. Седакова» (НИИИС) НИИ измерительных систем им. Ю. Е. Седакова – Российский научно-производственный центр радиоэлектронного профиля в составе Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Основан в 1966 году, расположен в Нижнем Новгороде - одном из крупнейших научных и промышленных центров России.
Следующая остановка «Образовательная» (10 слайд)
В Приокском районе много детских садов и школ, а так же много институтов, где возможно учились ваши родители или братья и сестры.
- НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
НГСХА — крупнейшее высшее аграрное учебное заведение Поволжского федерального округа.
В академии учат таким профессиям: ветеринар, зоолог, агроном, инженер, геодезист и картограф.
- (11 слайд) На живописной юго-восточной окраине Нижнего Новгорода, на территории лесопарка Щёлковский хутор, расположена Нижегородская академия МВД России - высшее учебное заведение, в котором за период обучения курсанты и слушатели получают фундаментальную юридическую, экономическую и специальную подготовку. Там учатся студенты, которые после окончания могут работать полицейскими или юристами.
- (12 слайд) Нижегородская государственная медицинская академия там обучаются люди не только из нашего города но из других городов, даже из других стран, для того что бы стать врачами и помогать людям.
Остановка Музейная (13 слайд)
В Приокском районе есть музеи самые известные это
Музей-квартира академика А. Д. Сахарова
Музей-квартира А. Д. Сахарова расположен в типовом двенадцатиэтажном доме, в котором с 1980 по 1986 год жил, находясь в ссылке академик Андрей Дмитриевич Сахаров. Экспозиция рассказывает о жизни одного из создателей советской атомной бомбы, ставшего впоследствии лауреатом Нобелевской премии мира.
(14 слайд) Музей Приокского района - в этом месте много всего интересного, где можно узнать историю района.
15 слайд
Музей деревянного зодчества.
Ребята, а здесь можно окунуться в мир старины и узнать, как жили раньше наши предки.
Подъезжаем к остановке отдыхаем (16 слайд)
Физкультминутка (игра Город и жители).
На территории Приокского района есть парк культуры и отдыха, который называется парк «Швейцария». Этот парк был заложен более 100 лет назад учениками гимназии и их родителями. Название парк получил из-за характера местности, на которой он расположен. На откосах этого парка открывается красивый вид на реку, напоминающий швейцарские Альпы.
Так же в Приокском районе можно встретить лесопарк, который называется «Щёлковский хутор». На территории Щёлковского хутора можно встретить остатки редких, старинных липовых лесов и дубрав. Так же Щёлковский хутор богат озёрами, на которых любят отдыхать взрослые и дети.
-Ребята, как вы думаете, что такое ипподром? (21 слайд)
Ипподром – это специально оборудованный участок для конных скачек и бегов. И в нашем районе есть такой участок, где проходят такие соревнования. На ипподроме можно не только посмотреть на скачки, но и покататься на лошадках, покормить этих удивительных животных.
Остановка «известные люди» (23 слайд)
В нашем районе жили выдающиеся люди: это Кащенко Пётр Петрович (23 слайд) он был русским врачом. Он оказывал помощь людям, а также писал различные статьи.
(25 слайд) Сахаров Андрей Дмитриевич – он был советским физиком, создавший водородную бомбу. Так же он был лауреатом Нобелевской премии мира. В доме, где он раньше жил, теперь находиться музей, где сохранилась его мебель, его записи, книги, сохранилось все то, чем он раньше пользовался.
26 слайд
Наше путешествие подошло к концу пора возвращаться в детский сад.
3-я часть. Проблемная.
В: Ребята, как вы думаете, что бы было, если в нашем районе не было бы парков, памятников?
4-я часть. Стимулирование детских вопросов.
Дидактическая игра: «Волшебный сундучок» (в нё м могут быть картинки: Завода, Парк Швейцария, продукцию заводов, Ипподром, Щёлковский хутор). (продумать вопросы что могут спросить дети)
5-я часть. Символизация + продуктивная деятельность
Дидактическая игра «На что похож твой район»
В: Ребята, давайте опять вернёмся к нашей карте. Ребята как вы думаете, на что похож наш Приокский район?
Д: (придумывают на что похож).
В: Ребята, а теперь с помощью карандашей покажите, что же вам больше всего понравилось в нашем путешествии.
Подведение итогов – вывешивание детских работ на стенд, обсуждение работ с детьми.
Список рекомендуемой литературы:
1. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2007. – 208 с. – (Растим патриотов России)