Полина Ципилёва
Проект «Приобщение младших дошкольников к русскому народному творчеству»
Отдел образования администрации муниципального образования
Печенгский район Мурманская область
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7»
Проект : «Приобщение младших дошкольников к русскому народному творчеству»
Срок реализации проекта : 01апреля 2021года - 01 мая 2022 года
Руководитель проекта : Ципилёва П. А. 2021г.
Паспорт проекта
Публикация «Проект „Приобщение младших дошкольников к русскому народному творчеству“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
1. Название проекта «Приобщение младших дошкольников к русскому народному творчеству»
2. Вид проекта Долгосрочный, творческий
3. Сроки реализации 01апреля 2021года - 01 мая 2022 года
4. Участники проекта Дети второй группы раннего возраста, воспитатели, родители воспитанников.
5. Адресация проекта Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7», вторая группа раннего возраста «Матрёшки»
6. Проблема Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций, культурных истоков, обычаев, особенностей декоративно-прикладного творчества своей родины, своего края. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество, культуру и традиции.
7. Актуальность Детство - время развития душевных и телесных сил человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. На ценностях родной культуры у детей следует формировать духовный мир ребенка, отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству. По мнению Д. С. Лихачева, именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность, чтобы в дальнейшем ребёнок смог освоить, сохранить, развить и передать дальше своё культурное наследие, не утратив своей исторической самобытности. Именно поэтому приобщение новых поколений к традициям национальной культуры является актуальным педагогическим вопросом современности.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Формирование основ русской культуры должно пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни в детском саду и дома.
Вековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа в воспитании уважения и гордости за землю, на которой мы живём. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
8. Цель проекта Создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей младших дошкольников на основе приобщения детей к истокам русской народной культуры.
9. Задачи
Для детей:
Обучающие:
• - Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
Развивающие:
• - Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.
• - Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
Воспитательные:
• - Пробудить интерес детей к истории и культуре России.
• - Сформировать чувство национального достоинства.
Для:
- педагогов:
• - обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
• - создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
• - пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Приобщение младших дошкольников к русскому народному творчеству».
- родителей:
• - оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей.
• - способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
• - установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
• - возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений.
9. Предполагаемый результат - для детей:
• - пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
- формирование чувств национального достоинства.
• - широкое использование всех видов фольклора.
- для родителей:
• - объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
• - обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.
• - становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
- Для педагогов:
• - систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
• - повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
• - распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий.
11. Результат проектной деятельности Презентация проекта : - Представление готового продукта
Защита проекта :
- презентация «Приобщение младших дошкольников к русскому народному творчеству»
- Лэпбук «Русский народный фольклор и творчество»
Этапы реализации проекта
I этап - Подготовительный
№ Название мероприятия Сроки
Ответственные
1. Изучение методической литературы по теме проекты Апрель 2021 года
Воспитатели: Ципилёва П. А., Иванова Е. В.
2. Подбор диагностического материала Апрель 2021 года Воспитатели: Ципилёва П. А., Иванова Е. В.
3. Анкетирование родителей Апрель 2021 года Воспитатели: Ципилёва П. А., Иванова Е. В.
4. Разработка конспектов: занятий, бесед, развлечений. Подбор стихов, потешек, закличек. Апрель 2021 года Воспитатели: Ципилёва П. А., Иванова Е. В.
5. Составление паспорта реализации проекта Апрель 2021 года Воспитатели: Ципилёва П. А., Иванова Е. В.
6. Подготовка консультаций, мастер – классов для родителей На протяжении всего проекта Воспитатели : Ципилёва П. А., Иванова Е. В.
7. Разработка дидактического материала по теме проекта На протяжении всего проекта Воспитатели : Ципилёва П. А., Иванова Е. В.
8. Непосредственная деятельность по проекту (проведение бесед, народных праздников, индивидуальная работа с детьми, поэтапная оценка. На протяжении всего проекта Воспитатели : Ципилёва П. А., Иванова Е. В.
9. Совместная с детьми деятельность, самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы. На протяжении всего проекта Воспитатели : Ципилёва П. А., Иванова Е. В.
10. Диагностика. Подготовка презентации для выступления «Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре». Апрель 2022 года Воспитатели: Ципилёва П. А., Иванова Е. В.
II этап – Основной:
№ Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами Совершенствование предметно – пространственной среды
1. Беседы с детьми на выявление имеющихся знаний о народных традициях и обрядах. Беседа по теме проекта. При помощи анкетирования «Приобщение детей к устному народному творчеству» выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (Приложение №1) Картотека «Фольклорные хороводные игры» Лэпбук «Русский народный фольклор и творчество»
Показ презентации «Как одевались в старину?»
Иллюстрации «История народной одежды» Консультация «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
Книжка-малышка «Город мастеров» Изготовление дидактической игры «Русский сувенир»
Образовательная деятельность:
- Ознакомление с окружающим миром «Весёлые матрёшки»
- Развитие речи «Матрёшка в гости к нам пришла»
- Рисование «Матрёшка»
- Лепка "Украсим матрешки сарафан»
Развитие речи «Хоровод матрешки» Пополнение уголка «Русская народная ярмарка» предметами быта и рукоделия. Картотека «Народные подвижные игры» Изготовление дидактической игры «Собери матрёшку»
Разучивание и обыгрывание потешек «Водичка- водичка, умой моё личико…», «Ладушки, ладушки, испекли оладушки…», «Сорока-ворона кашу варила…», «Петушок-петушок, золотой гребешок…», «Как у нашего кота…» Консультация «Русская народная культура, как средство патриотического воспитания младших дошкольников» Изготовление дидактической игры «Наряди матрёшку»
Разучивание народных песенок-прибауток, закличек «Чики – чики – чикалочки…», «Ваня, Ваня – простота…», «Бай, качи, качи, качи» Конкурс на лучшую книжку-малышку «Потешки, песенки, заклички» Консультация «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» Картотека «Фольклорные хороводные игры»
Слушание музыки:
- Плясовая: «Ах вы сени»; «Как у наших у ворот».
- Хороводная: «Со вьюном я хожу»; «Пошла Млада за водой».
- Колыбельная: «Котя-котик-коток». Консультация «Русская народная культура, как средство патриотического воспитания младших дошкольников» Книжка-малышка «Город мастеров»
- Беседа с показом «История народной игрушки» Картотека «Народные подвижные игры»
Сюжетно-ролевая игра «Весёлый музыкальный ансамбль» с использованием русских народных музыкальных инструментов Изготовление атрибутов для уголка «Русская народная ярмарка»
Чтение и обыгрывание русских народных сказок «Три медведя», «Колобок», «Курочка Ряба», «Бычок смоляной бочок», «Теремок», «Маша и медведь»
Разучивание народных подвижных игр «Зайка беленький сидит и ушами шевелит», «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Карусели»
Разучивание хороводных игр «Заря зареница», «Мороз и волк»
Дидактические игры «Собери матрёшку», «Снаряди матрёшку», «Русский сувенир»
III этап – Заключительный:
- Ожидаемый результат:
По окончанию проекта по приобщению младших дошкольников к русскому народному творчеству цель достигнута, задачи выполнены. У детей пополнились знания о народной культуре и быте русского народа. Наблюдения и анализ проведения проекта показали, что у детей сформированы нравственные качества, они стали больше проявлять интерес к предметам быта и произведениям народного творчества; в самостоятельной деятельности по интересам стали использовать полюбившиеся народные игры, в речи употреблять устный народный фольклор, использовать народные считалки.
Успеху педагогического процесса способствовало активное взаимодействие с родителями в создании предметно-пространственной среды на основе русской культуры и родительская помощь в организации этапов проведения проекта (создании уголка «Русская народная ярмарка»).
В дальнейшем, я убеждена, что следует продолжать, расширять и совершенствовать работу в данном направлении. Только так, через интерес детей к русским - народным традициям мы научим наше будущее поколение любить свою историю, свой дом, свою Родину.
- Ожидаемый продукт: Лэпбук «Русский народный фольклор и творчество»
Презентация проекта :
- Представление готового продукта
- Защита проекта :
- презентация «Приобщение младших дошкольников к русскому народному творчеству»
- Лэпбук «Русский народный фольклор и творчество»