Приложение МААМ

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (2 фото)

Елена Гусева
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Актуальность проекта:

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Использование в работе с старшего дошкольного возраста и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.

Цель проекта:

Развитие патриотизма, интереса к жизни русского народа, его истории и культуре, творческих способностей у детей 5-7 лет.

Задачи проекта :

• Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;

• Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

• Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;

• Освоение истории – культурного наследия России через памятные даты народного календаря;

• Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;

• Приобщение к эстетической культуре;

• Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;

• Обогащать словарный запас детей.

• Ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Ожидаемые результаты проекта:

• Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;

• Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;

• Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

• Знакомство с жизнью и бытом русского народа.

• Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

Условия реализации проекта

• Создание предметно - развивающей групповой зоны по поликультурному

развитию детей, включающей в себя предметы быта русского народа.

• Сформированность у детей устойчивого интереса к культуре и традициям русского народа.

• Создать условия для развития этнической толерантности в процессе ознакомления с национальными достижениями, народными промыслами и прикладным искусством

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

• Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;

• Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;

• Составление плана работы с детьми по проекту.

• Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

• Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

• Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

2 этап. Практический. Перспективное планирование с детьми по проекту

Содержание работы с детьми Задачи

Беседа «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса»

Знакомство с образом жизни людей в старину. Рассказ воспитателя сказки о князе Юрии Долгоруком. Познакомить с загадками»

Занятие НОД: Развитие речи

«Как жили славяне»

Чтение стихотворения Дж. Родари «Всеобщая история» Формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей.

Рассматривание иллюстраций в книгах

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Формировать представления о предметах быта в Русской избе. Познакомить с пословицами и поговорками

Занятие НОД: ФКЦМ

«История русского костюма»

Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Рассматривание иллюстраций мужской и женской одежды

Хороводные игры:

«Пошла млада за водой»

«Ходит царь» Воспитать у детей интерес к народной культуре, народной музыке. Обобщать и систематизировать представления детей о происхождении, историческом развитии и особенностях народного танца.

Познакомить с детей с народными плясовыми песнями.

Занятие НОД: Рисование «Русский национальный костюм»

Дидактические игра: Народные промыслы. Пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека. -обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин. Формировать умение различать декоративные элементы русского орнамента. Помочь понять символику цвета и расположение орнамента в русском народном костюме

Закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Беседа «Идет волшебница - зима»

Слушание русской народной песни «Здравствуй, гостья - зима» Расширять представление детей о зимних явлениях и приметах. Разучивание поговорок о зиме.

Занятие НОД :Развитие речи рассказ «Пришла Коляда – отворяй ворота»

Рассказ воспитателя об обычае колядования. Загадывание загадок.

Музыкальный досуг «Колядки» Знакомство детей с оычаями русского народа через музыкальную деятельность.

Рассматривание картин русских художников «Ярмарка», Масленица» Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах. Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями. Воспитывать интерес к фольклору

Рисование «Русский самовар» Приобщать детей к истокам народного творчества. Воспитывать любовь и интерес к русскому фольклору

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят» Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

Беседа: «Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен. Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

Русские народные подвижные игры «Прялица», «Башмачник»

Познакомить детей с русскими народными играми.

Мастер-класс с детьми «Обрядовая кукла» Знакомство с обрядовой куклой. Изготовление обрядовой куклы

Праздник «Широкая масленица» Знакомство детей с праздником «Масленица»

«Встреча весны»

Разучивание песенки «Галочка - ключница» Создать у детей радостное весеннее настроение. Используя фольклор; воспитывать любовь к народной песне.

Чтение стихотворения А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»

Познакомить детей с тем как выращивали хлеб в старину; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Беседа :«Русские народные промыслы»

Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Побуждать восхищаться народными умельцами, и предметами их народного творчества. Рассматривание игрушек: Дымки, Каргополь, Филимонова, Жостово.

Конструирование из бумаги

«Русская матрёшка»

Продолжать учить детей изготавливать игрушки из конусов. Формировать умение пользоваться рисунками в качестве образцов.

Совершенствовать умение украшать ирушки самостоятельно изготовленными деталями.

Дидактические игры : «Чей сувенир?» «Собери матрешку», «Укрась поднос» Углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел. Пробуждать интерес к талантам народных умельцев

Занятие НОД: Развитие речи

«Русская изба» Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др. Развивать связную монологическую речь через устное народное творчество; Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.

Конструирование из бумаги :

«Русская печь» Формировать представление об облике русской избе, закреплять знания о том, что русская печь – часть русской национальной культуры.

Презентация : «Культура и быт русского народа» Приобщение детей к культуре и традициям русского народа.

Лэпбук «Культура и быт русского народа» У детей формируется представление о обычаях русского народа,искусства в жизни общества. Через народное творчество ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни русского народа, приобщается к его культуре. Знакомство с народным творчеством развивает интерес к окружающему миру, воспитывает художественный вкус, формируются нравственные привычки.

3 этап. (заключительный) Лэпбук – «Культура и быт русского народа»

Воспитание подрастающего поколения на художественных традициях способствует расширению кругозора, развитие художественного вкуса, любви к Родине, родному краю. Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний становится предпосылкой их устойчивого интереса к народному искусству, способствует лучшему пониманию его необходимости и ценности. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям

Реализация данного педагогического проекта по приобщению к русской народной культуре воспитывает общечеловеческие нравственные ценности. В век разносторонней информации нелегко убедить ребенка в необходимости быть добрым. Но если в нем зародилась искорка любви, уважения к ближнему, значит такая работа не напрасна и обязательно принесет свои плоды.

Используемая литература

1. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

2. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси».

3. С. В. Бурдин «Народы мира».

4. В. Мазаев «Ковчежок».

5. В. И. Даль «Пословицы русского народа».

6. Журнал «Дошкольное образование» № 3, 2004 год.

7. Журнал «Дошкольник» № 6, 2005 год.

Фото «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Публикации по теме:

Опыт работы музыкального руководителя по парциальной программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Опыт работы музыкального руководителя по парциальной программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» .

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 10 февраля 2025 в 13:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гусева (УИ 1909085) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД