Анна Серкова
Проект «Познаём мир, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование проекта : «Познаем мир играя»
«Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста»
(Мелёхина И. В.)
Вид проекта : групповой, познавательный, игровой, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный (с октября по апрель)
Возрастная группа: первая младшая
Участники проекта : дети первой младшей группы, родители первой младшей группы, воспитатели.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Познаём мир, играя“» размещена в разделах
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Значение сенсорного воспитания трудно переоценить, ведь оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни : предметов, их свойств и качеств.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Цель проекта : обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи проекта :
• Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
• Формировать сенсорные представления детей раннего возраста о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
• Обогащать знания детей способам обследования предметов.
• Обогатить предметно-развивающую среду дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
• Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Этапы реализации проекта :
1 этап — подготовительный этап (октябрь-ноябрь)
Задачи этапа:
• Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС.
• Разработка консультаций для родителей о сенсорном воспитании.
• Разработка содержания проекта «Познаём мир играя»
• Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
• Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.
• Подбор материала для изготовления дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
2 этап — основной (декабрь – апрель)
Задачи этапа:
• Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр.
• Подбор дидактических игр, игр с элементами экспериментирования, практических заданий, стихов, загадок.
• Проведение круглого стола с родителями «В мире сенсорики»
• Обогащение развивающей среды
• Подбор и изготовление дидактических игр
• Подбор и изготовление наглядных пособий
• Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного
развития детей
• Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию
• Проведение индивидуальной работы с детьми
3 этап: — итоговый (две последние недели апреля)
Задачи этапа:
• Анализ результатов проекта
• Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию
• Создание презентации проекта по сенсорному развитию
• Оформление фотовыставки.
• Проведение мониторинга.
• Анализ полученных результатов, выводы.
План реализации проекта
Содержание работы с детьми Задачи Сроки
Д. и. «Соберем петушку игрушку» (пирамидка). Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.
октябрь
Развивающая ситуация «В гостях у зайчихи» создать условия для совершенствования восприятия формы и цвета предметов, упражнять в умении узнавать предмет в контурном изображении.
Д. и. «Веселые матрешки»
Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
Д. и. «Соберем пирамидку»
Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.
Д. и. «Огурчики и помидорчики».
Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы. октябрь
Д. и. «Цветные колпачки»
Учить находить соответствующие вкладыши при складывание и раскладывание цветных колпачков.
Д. и. «Найди такую же фигуру»
. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
Д. и. «Разложи фигурки по домикам» Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.
Д. и. «Две коробки».
Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. ноябрь
Д. и. «Соберем
пирамидку». Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.
Д. и. «Занимательная коробка». Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы.
Д. и. «Грибы на поляне».
Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много.
Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех. Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величине Декабрь.
Дидактическая игра с элементами экспериментирования «Какой цвет у снега?» Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
Размещение грибов четырёх цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.
Дидактическая игра «Разноцветные поляны» формировать умение группировать разнородные предметы по цвету. Январь
Развивающая ситуация «Дома для медведей»
формировать умение различать и сравнивать предметы по размеру.
Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята». Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.
Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки». Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки».
Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать
Д. и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком).
Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями. Февраль.
Д. и. «Сделаем матрешки бусы». Закрепить умение чередовать предметы по цвету.
Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Разноцветные льдинки»
Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
Д. и. «Башенки для гномиков».
Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.
Д. и. «Забавные бутылочки».
Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.
Д. и. «Где Мишка?»
Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга. Март.
Д. и. «Тут и там». Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.
Д. и. «Цирковые собачки».
Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами.
Дидактическая игра «Собери квадрат»
формировать зрительное восприятие формы плоскостных фигур, учить составлять фигуру из частей.
Дидактическая игра «Что изменилось?» закреплять умение сравнивать свойства предметов, развивать внимание.
Д. и. «Поручения».
Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.
Разрезные картинки.
Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое. Апрель.
Д. и. «Что потеряли котятки».
«Чудесный мешочек». Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цветовому тождеству.
Д. и. «Пирамидки в гостях у малышей». Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.
Д. и. «Летящие бабочки».
Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету. Апрель
Д. и. «Ловись,
рыбка».
Продолжить учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи.
Д. и. «Забавные лодочки».
Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.
Работа с родителями
1. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями. В течение года
2. Подготовка консультаций для родителей по теме «Сенсорное развитие детей младшего возраста» Ноябрь 2018г.
3. Провести анкетирование родителей. Декабрь 2018г.
4. Проведение круглого стола «Путешествие в мир Сенсорики» Декабрь 2018г.
5. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Декабрь-январь
6. Проведение выставки – конкурса дидактических игр (.игрушек) изготовленных родителями Январь 2019г.
4. Доклад на родительском собрании о проделанной совместной работе. Апрель
2019г.
Журнал «Дошкольное воспитание» №2 -1992г.
2. Здоровьесберегающая система дошкольного образ
Журнал «Дошкольное воспитание» №2 -1992г.
2. Здоровьесберегающая система дошкольного образ
Список используемой литературы: Научно методический журнал «Инструктор по физкультуре», 2010г.
Ожидаемые результаты проекта :
• Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
• У детей группы сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
• Совершенствование умений детей обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
• Предметно-развивающая среда обогащена дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
• Успешное сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
• Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
• Презентация для родителей.
• Фото-коллаж «Учимся играя».
Список используемой литературы:
1. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста; учебное пособие/ Н.
2. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.
3. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук. : популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.