Алевтина Максимова
Проект «Пожарный — профессия отважных людей» для старшей группы ко Дню пожарного
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Пожарный – профессия отважных людей».
Сроки реализации: с 25 апреля по 29 апреля 2016 года.
Тип проекта: краткосрочный, информационный, социальный, творческий.
Автор проекта: Максимова А. С.
Участники проектной деятельности: воспитатели и дети старшей группы «Семицветик», родители воспитанников.
Публикация «Проект „Пожарный — профессия отважных людей“ для старшей группы ко Дню пожарного» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Пожарный. Знакомство с профессией
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проекта. В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, он старается проявить себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того, чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
При знакомстве детей с миром профессий взрослых, а также во время реализации годового плана по ОБЖ и плана углублённой работы в старшей группе «Основы безопасного поведения детей «Азбука безопасности» заметили большой интерес детей к профессии пожарных. Девочки, папы которых работают в пожарной охране, с гордостью рассказывали о профессии своих пап: они показывали фотографии, рассказывали и отвечали на вопросы. Но вопросов со стороны детей группы о профессии пожарного было много, и не на все вопросы девочки могли ответить. Дети, не получив ответа, начали обращаться с вопросами к взрослым – воспитателям и родителям. Для удовлетворения возросшего интереса детей к данной теме мы, взрослые (воспитатели и родители, решили поподробнее познакомить детей с этой профессией отважных людей через проектную деятельность. Совместно с родительским комитетом мы обсудили предстоящую работу над проектом, поставили цели и задачи, определили ожидаемый результат, разработали план проекта «Пожарный – профессия отважных людей» и приступили к его реализации.
Цель проекта: создать условия для развития у детей интереса и уважения к людям разных профессий (пожарный).
Задачи проекта:
1. Расширять представления детей о многообразии профессий, о важности и необходимости каждой профессии.
2. Закреплять представление детей о профессии пожарного: значимость, профессиональные трудовые процессы, предметы, одежда и пожарная техника; качества пожарного.
3. Развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные.
4. Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.
5. Воспитывать чувство уважения и гордости к людям опасной профессии –пожарный.
Основные формы реализации проекта:
– игровая;
– познавательная;
– продуктивная;
– экскурсия;
– работа с родителями.
Продукт проектной деятельности:
Рисунки, макеты, стенгазета, презентация о проделанной работе.
Материально-техническое обеспечение:
– фотоальбом «Профессии моих родителей»;
– картинки, иллюстрации, альбомы с изображением разных профессий;
– художественные произведения о профессиях;
– карточки, иллюстрации, плакаты о труде пожарного;
– мультфильмы и видеофильмы о работе пожарных.
Ожидаемый результат:
1. У детей возрастёт интерес к разнообразному миру профессий взрослых.
2. У детей расширятся представления о профессии пожарного.
3. Родители проявят интерес к проекту.
4. У детей появится чувство гордости и уважения к пожарным.
Содержание проекта.
На I этапе проекта (подготовительном) подбирали методическую литературу, художественную литературу для чтения детям; плакаты, альбомы, карточки, сюжетные иллюстрации для рассматривания детьми; в интернете подбирали видео ролики, мультфильмы по теме. Большое внимание было уделено отбору дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
В группе для детей имеется стенд «Уголок безопасности», где периодически меняется тема оформления. На данном этапе тема оформления стенда соответствовала теме проекта. С помощью родителей в группе и на веранде прогулочного участка появились пожарные щиты для детей «Служба 01». Дети с удовольствием использовали предметы со щита в своих сюжетно-ролевых играх. Родители так же приняли активное участие в оформлении фотоальбома «Профессии моих родителей» - творчески подошли к оформлению своей странички. В папке-передвижке для родителей появилась информация «Осторожно! Пожар!». Одним словом, на первом этапе работы над проектом создавалась развивающая предметно-пространственная среда группы по заинтересовавшей детей теме.
II этап проекта – основной. Здесь дети играют, познают, рассуждают, наблюдают, знакомятся с новым материалом, отражают свои впечатления и представления в творчестве – здесь дети действуют.
Во время НОД, в свободной деятельности проводились беседы: «Когда огонь полезен, а когда опасен?», «Беседа о труде пожарных», «Эти предметы таят опасность!», «Действия при обнаружении пожара». Дети рассуждали на темы «Мир профессий» и «Моя будущая профессия».
Большое значение для развития детей, для формирования представлений о труде взрослых, о мире профессий имеет игровая деятельность. Дети с удовольствием играли в сюжетно-ролевые игры: «Мы – пожарные!», «Пожарные спешат на вызов», «Врач скорой помощи», «Гараж спецмашин» и другие; дидактические: «Раньше и теперь», «Горит – не горит», «Что нужно пожарным?», «Диалоги по телефону», «Какой бывает огонь?», «Опасно – не опасно», «Подбери определения к слову пожарный», «Что кому нужно для работы» и другие; подвижные: «Пожарные на учении», «Кто быстрее потушит пожар?», «Вода и огонь», «Птички в беде» и другие.
Дети нашей группы очень любят театрализованные игры, игры драматизации. Они выучили и показали детям других групп детского сада сказку «Кошкин дом». Костюмы для сказки были сшиты родителями.
После обсуждения предложенной ситуации дети распределяли роли и проигрывали небольшой отрывок. Путём рассуждения находили верный выход из создавшейся ситуации.
Также дети с увлечением слушали художественную литературу (чтение рассказов с последующим обсуждением, заучивание стихов, загадывание загадок по теме): Житков Б. «Дым», «Пожар»; Орлова Д. «Как Стобед хотел напугать волка»; Маршак С. «Пожар», «Дядя Степа», «Рассказ о неизвестном герое»; Чуковский К. «Путаница»; Остер Г. «Вредные советы»; Пермяк Е. «Сказка о том, как огонь с человеком подружился», «Саламандра - повелительница огня»; Голосов П. «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»; Вациетис О. - стихи «Спички», «Новый год»; Харинская Е. - стихи «Спичка – невеличка», «Сережа».
Дети приняли участие в литературной викторине «Загадки из спичечного коробка».
Ежегодно в детском саду два раза в год проводится учебная эвакуация. Дети учатся правильно вести себя в сложившейся обстановке, приобретают навыки безопасного поведения. В план реализации проекта так же была включена учебная эвакуация детей. Перед эвакуацией каждый год проводится экскурсия по детскому саду. Вновь прибывшие дети знакомятся с местом положения огнетушителей, пожарного щита, пожарного водоема, запасных эвакуационных выходов, с правилами поведения при эвакуации. Дети нашей группы тоже приняли участие в экскурсии - посетили означенные места с целью расширения и уточнения ранее полученных представлений.
В своих творческих работах дети передавали свои впечатления, отражали полученные знания, воплощали в рисунок свою мечту о будущей профессии.
Одним из пунктов проекта бала экскурсия в пожарную часть и поздравление пожарных с профессиональным праздником. Дети с нетерпением ждали этот день. Они готовили подарки: разучивали стихотворения, рисовали картины, совместно с родителями изготовляли макеты, помогали воспитателям в оформлении стенгазеты «Наши отважные пожарные! С праздником Вас!».
И вот этот день настал! Мы отправились по улицам села в пожарную часть, где нас встретил дежурный. Он рассказал нам, как принимаются сигналы (звонки) о случившейся где – то беде, рассказал и показал нам о спецодежде и оборудовании, применяемом пожарными во время тушения пожара. Дети с удовольствием примеряли шлемы и держали в руках оборудование.
Шофёр спецмашины рассказал и показал современные механизмы и приспособления для тушения пожара, предложил детям побыть на некоторое время шофёром этой большой и сильной машины.
Дети с восторгом и сияющими глазами наблюдали за работой пожарного, который показывал и рассказывал о том, когда необходимо тушить пеной, а когда водой.
В заключениие экскурсии дети поздравили весь личный состав пожарной части с праздником, вручили подарки и пожелали здоровья и всего хорошего.
Пожарные поблагодарили детей, пригласили их приходить почаще, пожелалидетям расти крепкими, сильными и смелыми.
По возращении в детский сад дети долго делились впечатлениями. Многие дети высказали своё желание стать в будущем пожарными. Во время заключительной беседы мы с детьми решили сделать традицией группы посещение пожарной части в канун профессионального праздника и поздравление личного состава с праздником.
III этап – заключительный.
На заключительном этапе работы над проектом мы подводили итоги:
- выставка детского творчества;
- выставка макетов;
- презентация «Пожарный – работа отважных людей».
Для детей был проведён спортивный праздник «Сильные, ловкие, смелые». На праздник в качестве жюри и почётных гостей были приглашены работники пожарной охраны.
По завершении работы над проектом мы получили результат:
1. У детей возрос интерес к разнообразному миру профессий взрослых, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей).
2. Систематизировались знания о правилах пожарной безопасности и поведения при возникновении пожара.
3. У детей расширились и представления о профессии пожарного.
4. Родители проявили интерес к теме проекта и приняли активное участие в реализации проекта: совместно с детьми изготавливали макеты, участвовали в оформлении фотоальбома «Профессии моих родителей», шили костюмы для сюжетно-ролевых игр и театральной деятельности.
5. У детей появилось чувство гордости и уважения к людям трудной профессии, желание быть похожими на них.
По достигнутым результатам проекта можно сделать вывод, что проектная деятельность является эффективной педагогической технологией в образовательном процессе.
Приложение.
Список используемой литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М. : «Мозаика-Синтез», 2015.- 64
2. Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. - М. : «Просвещение», 2015.-120
3. Петухова Е. Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ. // Дошкольная педагогика. - 2009 - №1
4. Пикулева Н. Пожарная безопасность. // Дошкольное воспитание. – 2007 - №4
5. Шорыгина Т. А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
6. Комплект карточек «Пожарная безопасность. Беседы с ребёнком».