Коваленко Дарья Дмитриевна
Видео и проект «Помоги потратить мудро» по экономическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Современное общество нередко испытывает затруднения с рациональной реализацией финансовых ресурсов. Данное явление происходит ввиду отсутствия экономической грамотности, которая должна закладываться еще в детстве.
Нынешним дошкольникам предстоит осваивать новую картину мира, которая складывается, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте детьми приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа будущего экономического мировоззрения.
Темочки:
- Видео
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Актуальность данного проекта, на мой взгляд, открывается в том, что необходимость дать детям дошкольного возраста возможность развития познавательных навыков в сфере экономики и финансов достаточно велика. Начать способствовать развитию данных навыков сейчас, в детском саду – значит, создать в будущем экономически грамотных людей с правильным отношением к финансовым продуктам.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», и т. д. Поэтому необходимо задать познавательному интересу ребенка правильное направление и обеспечить создание всех условий для развития у него реального экономического мышления.
Однако,проблемой здесь выступает то, что к сожалению, в детских садах почти не происходит обучение финансовой грамотности. Педагоги не обладают достаточными практическими знаниями в данной области, что не дает им возможности так же обмениваться опытом с молодыми специалистами. Методы, приемы и средства, необходимые для экономического воспитания, недостаточно распространены. В образовательных программах не уделяется должного внимания по данному вопросу. Необходимый план мероприятий, не разработан и не реализован.
Анализ анкетирования родителей показал, что 48% родителей считают, правильное отношение к деньгам закладывается в детстве и экономическое воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста. 52% родителей затрудняются ответить на поставленные вопросы (Приложение 1)
Изучая данную проблему, у меня возникла идея разработки проекта «Помоги потратить мудро», который позволит систематизировать работу нашей дошкольной организации по направлению «Экономическое воспитание дошкольников».
Цель проекта: Разработка и реализация комплекса мероприятий по экономическому воспитанию для формирования элементарных экономических представлений и развития познавательных навыков у дошкольников старшего возраста.
Задачи:
1. Организовать взаимодействие с родителями по направлению «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста»
2. Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста элементарных экономических представлений.
3. Организация работы с педагогами старших групп детского сада по экономическому воспитанию дошкольников.
Деятельность по реализации проекта
Проект «Помоги потратить мудро» направлен на воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их индивидуальных особенностей, воспитателей и родителей. Срок реализации проекта 1 год.
1 Организационный этап (Сентябрь – Ноябрь 2019)
1.1 Анкетирование родителей с целью выявления необходимости проведения комплекса мероприятий по направлению «Финансовая грамотность» для детей дошкольного возраста (Взаимодействие с родителями)
1.2 Проведение презентационной площадки «Откуда деньги пришли»
1.3 Проведение консультации для педагогов старших и подготовительных групп о необходимости внедрения экономического воспитания в образовательный процесс.
1.4 Проведение экскурсии в мини – маркет с целью формирования теоретической основы экономических понятий через ознакомление с профессиями.
1.5 Разработка дополнительной образовательной программы «Помоги потратить мудро». Организация творческой группы.
2 Практический этап (Ноябрь 2019 – Апрель 2020)
2.1 Тематическая неделя «Финансовая грамотность». В рамках тематической недели проводятся занятия, направленные на развитие у детей элементарных экономических представлений.
2.2 Сюжетно – ролевая игра «Торговый центр». Диагностика знаний и умений детей, полученных в ходе предыдущей работы в данной области.
2.3 «Наша творческая мастерская» Изготовление воспитателями и родителями с детьми новогодних поделок и рисунков к ярмарке
2.4 Ярмарка «В гостях у Гнома – эконома». В рамках ярмарки дети учатся «покупать» и «продавать» путем обмена поделок и рисунков на условные средства
2.5 Образовательный web – квест «Путешествие по Денежному городу с Гномом – экономом»
2.6 Создание папки – передвижки «Стоимость и цена товара» для взаимодействия с родителями
2.7 Подготовка УМК для дополнительной образовательной программы «Помоги потратить мудро»
3 Заключительный этап (Апрель – Май 2020)
3.1 Презентация дополнительной образовательной программы «Помоги потратить мудро» для родителей и педагогов
3.2 Интерактивный мини – спектакль «Помоги потратить мудро» (в процессе постановки спектакля и его просмотра дети уясняют необходимость обдумывания своих трат, получают возможность приобретения навыков бережливости и грамотного расходования средств)
3.3 Проведение акции «Бережем природные ресурсы». Обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
3.4 Проведение акции «Бережем природу вместе» на городском уровне. Обмен опытом с педагогами старших и подготовительных групп других дошкольных образовательных организаций
Предполагаемые результаты
1. Взаимодействие с родителями. Выявление заинтересованности родителей путем анкетирования и вовлечения в мастерскую, ярмарку и акции.
2. Выявление с помощью наблюдения и диагностики у дошкольников признаков формирования элементарных экономических представлений и развития познавательных навыков (Приложение 2).
3. Выполнение методической работы – подготовка УМК и дополнительной образовательной программы, апробация форм работы.
Список используемой литературы
1. Азбука бережливости для дошкольников / авт. -сост. И. П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с
2. Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учеб. пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2006. – 98 с.
3. Дополнительная образовательная программа «Клуб маленьких финансистов» от 5 до 7 лет// Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №50 «УМКА», г. Домодедово
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты» - Электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/materials/materialy-dlya-doshkolnikov/
5. Левчук З. К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и перспективы//Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2006. – с. 158 – 161.