Инна Сторожук
Проект «Помним! Чтим! Гордимся!»
Предисловие
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.
Публикация «Проект „Помним! Чтим! Гордимся!“» размещена в разделах
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Великая Отечественная война глазами детей». Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы: на формирование у дошкольников первичных представлений, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках культуры.
«Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна».
(Ю. Воронов)
Тип проекта : Социально-коммуникативный.
Актуальность проекта :
Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становятся их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних экономических, политических перемен все более заметными стали проблемы нашего времени: утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, распад связей между поколениями. В результате возникает духовный вакуум, где порой нет места уважению, любви, заботливому отношению к старшим, взаимопониманию между людьми, взаимовыручке.
Поэтому гражданско-патриотическое воспитание в условиях ДОУ сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Поскольку дети с ОВЗ стали участниками всех ступеней образования, то помимо социализации детей данной группы, основной задачей ДОУ является также и воспитание нравственных качеств, путем внедрения новых технологий.
Формирование патриотических чувств ребенка, воспитание любви к близким и своему отечеству, уважения к культурным традициям и ценностям своего народа, формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, доброты и милосердия возможно через мир положительных эмоций и активного участия в процессе обязательного приобщения к культуре, истории родной страны
Проблема:
Как сформировать у подрастающего поколения патриотические чувства, любовь к Родине, как важнейшее качество личности будущего гражданина, на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне? Как воспитать толерантного человека?
Характер проекта : краткосрочный
Этапы реализации проекта.
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
Практический – реализация проекта.
Итоговый – презентация результатов деятельности.
Срок реализации проекта : с 01 по 09 мая 2021 гг.
Участники проекта :
дети группы комбинированного типа;
родители воспитанников;
Паспорт проекта
Наименование проекта «Помним! Гордимся! Чтим!»
Заказчик проекта Администрация МБДОУ.
Руководитель проекта Воспитатель детей с ОВЗ
Основные разработчики проекта Воспитатель группы комбинированного типа, специалисты ДОУ.
Цель проекта Формирование у детей гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе в Великой Отечественной войне. Воспитание у детей толерантности.
Основные исполнители проекта Педагоги, родители, дети МБДОУ.
Срок реализации проекта 1 неделя
Основные направления проводимой работы:
№ Наименование мероприятия
1 Подбор специалистов в творческую группу
2 Установление содержательных связей (с музеями, советом ветеранов ВОВ)
3 Разработка проекта, подготовка презентации
4 Реализация проекта «Помним! Гордимся! Чтим!»
5 Организация и проведение коррекционно-развивающих, досуговых, культурно – массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий с детьми
Основные направления работы с детьми:
- обогащение развивающей среды по патриотическому воспитанию;
- организованные формы обучения на тематических занятиях;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей);
- беседы о Родине, о родном городе, о героях родного края;
- целенаправленные игры;
- чтение художественной литературы на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей.
Цели и задачи проекта
Цели:
- создание условий для воспитания у детей (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) в соответствии с их возрастными возможностями чувства патриотизма, как важнейшего качества личности будущего гражданина;
- воспитание уважения к ветеранам, защитникам Родины, их подвигам во имя России через совместные мероприятия детей, родителей и педагогов на основе изучения истории своей семьи и страны;
- формирование у детей чувства исторической сопричастности к своему народу, чувства гордости за его подвиг в Великой Отечественной войне;
- создание условий для успешной социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями и их семей.
Задачи:
-проведение совместных мероприятий для детей, родителей и педагогов МБДОУ способных сформировать чувства исторической сопричастности к своему народу, ценностного отношения к Родине на основе ознакомления с историческими фактами военных лет;
- увеличение сети социальных контактов детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Методический инструментарий:
- конспекты занятий, экскурсий;
- сценарии развлечений, праздников, спортивных мероприятий;
- подборка литературы.
Предметно-развивающая среда:
Оформление уголка «Боевой славы».
Дидактические игры с патриотическим содержанием.
Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.
Подборка песен военных лет.
Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику
План работы:
Подготовительный этап:
1. Сбор и анализ литературы по данной теме
2. Беседа с детьми «Что я знаю о войне?
3. Познавательная беседа о Великой Отечественной войне;
4. Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней», просмотр фильмов для детей о войне презентаций.
Практический этап реализации проекта :
День недели Мероприятие Ответственные
Понедельник
«Мы не дрогнем в бою за Родину» 1. Прослушивание песен о войне («Синий платочек», «День Победы»);
2. Беседа по теме «ВОВ»;
3. Просмотр презентации «Военная техника»;
4. Художественное чтение «Сын артиллериста» (М. Исаковский);
5. Продуктивная деятельность
–рисование «Военная техника»;
6. Подвижная игра «Кто быстрее соберет посылку на фронт».
Воспитатель детей с ОВЗ, специалисты ДОУ.
Вторник
«Блокадный Ленинград»
1. Прослушивание и разучивание песен о войне («Синий платочек», «Катюша»);
2. Цикл бесед: «Блокадный Ленинград».
Этическая беседа о бережном отношении к хлебу.
3. Просмотр презентации о блокадном Ленинграде»;
4. Художественное чтение «И снова писем нет из дома (Рублев Р.)
5. Продуктивная деятельность: лепка «Лепим хлеб;
6. Подвижная игра «Доставь донесение»
7. Привлечение родителей к организации книжной выставки произведений о войне для детей.
Воспитатель детей с ОВЗ, специалисты ДОУ.
Родители
Среда
«От героев былых времен»
1. Прослушивание и разучивание песни «Синий платочек»;
2. Рассматривание плакатов «Воин Красной Армии»
3. Беседа о героях войны сынов-Осетии.
4. Настольно-печатные игры «Назови военную профессию»;
5. Подвижная игра «Перейди переправу»;
6. Работа с родителями: Оформление информационного пособия «О героях войны, сынах Осетии»;
Воспитатель детей с ОВЗ, специалисты ДОУ
родители
Четверг
«Детство, опаленное войной».
1. Прослушивание и разучивание песни «Синий платочек», «Катюша»;
2. Беседа на тему «Дети войны»;
3. Рассматривание фотографий «Письма с фронта»;
4. Продуктивная деятельность-рисование «Письмо с фронта»;
5. Подвижная игра «Попади во вражеский танк»;
6. Работа с родителями: организация книжной выставки для детей о войне.
Воспитатель детей с ОВЗ, специалисты ДОУ
родители
Пятница
«Этот день мы приближали, как могли»
1. Чтение худ, литературы «Что такое Победа?» (А. Усачев);
2. Спортивно-тематический праздник «Светлый праздник День Победы!»
3. Конкурс рисунков «День Победы!»
4. Подготовка к районному фестивалю «Правнуки Победы».
5. Продуктивная деятельность – рисование «Войне мы скажем - нет!», «Я рисую мир».
6. Совместная с родителями организация выставки рисунков «Войне мы скажем - нет!», «Я рисую мир».
Воспитатель детей с ОВЗ, специалисты ДОУ
родители
Заключительный этап
1. Музыкально-спортивный праздник посвященный «Дню Победы»
2. Конструирование: Макет стена памяти ко дню победы
3. Организация выставки рисунков детей совместно с родителями «Войне мы скажем — Нет!», «Я рисую мир».
Ожидаемые результаты:
- сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне;
- расширение представлений детей о подвигах народа, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
- формирование внимательного и уважительного отношения у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь;
- формирование у детей альтруистического поведения, эмпатии и гуманности;
- воспитание толерантного отношения детей групп общеразвивающего типа к детям с ОВЗ;
-осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников; их вовлечения в социально-значимые акции;
- сокращение числа детей с ограниченными возможностями, оставшихся без внимания окружающих.
Список используемой методической литературы.
1. Алексеев С., Гайдар А., Кассиль Л. Баруздин С. Рассказы об армии. – Стрекоза. 2010.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
3. Бахревский В. А. Героическая азбука. Московия. 2009.
4. Гружинскас М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
5. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Порыгина, М, 2009г.
6. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / https://www.p4c.ru/671
7. Дерягина Л. Наглядное пособие Этот День Победы. – СПб. Политиздат ТМ. 2010.
8. Любовь к Отечеству – родом из детства// Библиотека. – 2009.
9. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / https://kids-kids.ru/archives/138
10. Митяев А. Рассказы о Великой Отечественной Войне. – М., Дрофа – плюс. 2010.
11. Персесов Я., Волков В. Война народная. – М., Белый город. 2009.
12. Печерская А. Дети – герои. – М., Дрофа – плюс. 2010.
13. Платонова О. История хранит/О. Платонова// Библиотека. – 2009
14. Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий] Ребенок в детском саду, 2007, №2.
.