Наталья Мосиевских
Проект «Поклонимся великим тем годам», посвященный 70-летию Победы в ВОВ
Тип проекта : информационно-творческий.
Вид проекта : групповой.
Актуальность темы:
«…Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!»
Юрий Воронов,
Участник блокады Ленинграда.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не испытывает чувства гордости за свой народ, не стремится внести свой вклад, (хотя бы небольшой, во благо Родины.
Публикация «Проект „Поклонимся великим тем годам“, посвященный 70-летию Победы в ВОВ» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Великая Отечественная Война – это событие, отражающее величайшую любовь к Родине, неистовое желание сохранить свою родную землю для своих потомков, пусть даже ценой своей жизни.
В настоящее время взрослые в разговорах со своими детьми редко касаются темы Великой Отечественной войны, либо вообще ее не затрагивают. В итоге дети дошкольного возраста почти ничего не знают об этом страшном событии, о героях, о подвигах, о силе духа нашего народа.
Дети даже не догадываются, какой ценой досталась нашей стране Великая Победа.
Мы, педагоги, просто обязаны донести до детей кусочек истории военных лет, чтоб не терялась связь поколений, чтоб мы берегли и ценили мир. Естественно, в силу детского возраста и такого малого жизненного опыта, дети не смогут понять всей горечи и масштаба события, но достаточно простую идею, известную им по сказкам – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра мы, педагоги, донести им сможем.
Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Познавательное развитие:
*расширять и обобщать имеющиеся знания о ВОВ,
* расширять кругозор детей о традициях нашей страны: праздновании Дня Победы, проведении парада Победы.
Социально-коммуникативное развитие:
* воспитывать у детей уважение и благодарность к ветеранам ВОВ,
* формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, силу воли,
любовь к Родине, гордость за свой народ,
*привлекать родителей к совместной работе над проектом.
Художественно-эстетическое развитие:
*познакомить детей с музыкальными произведениями о войне,
*привлечь к участию в выставке рисунков, посвященной ВОВ,
*вызвать у детей эмоциональный отклик на события ВОВ.
Речевое развитие:
*познакомить с литературными произведениями, посвященными ВОВ, разучить стихотворения о войне,
*пополнять словарный запас детей,
*учить самостоятельно, последовательно рассказывать о родственниках-участниках ВОВ,
*продолжать работу над звукопроизношением.
Физическое развитие:
*продолжать работу по сохранению осанки, зрения, развитию мелкой моторики руки, координации движений.
Сроки проведения: 2 недели
Участники проекта : воспитатели, родители, дети 5- 6 лет.
Предполагаемый результат проекта :
1. Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России.
2. Привлечение к совместной работе родителей.
3. Расширение и систематизация знаний о ВОВ.
4. Уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты, письма и др.)
5. Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.
Методы оценки эффективности:
1. Наблюдение.
2. Опрос.
3. Анкетирование.
Предполагаемый результат:
Дети должны получить необходимые представления о детях-героях и героях ВОВ, подвигах, которые они совершили.
Родители должны принять участие в работе по расширению кругозора детей о Великой Отечественной войне.
Дети должны иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на воспитание патриотических чувств (Парад Победы, Салют, возложение цветов и венков к обелискам и памятникам, встречи с ветеранами).
Воспитание чувства гордости за свою Родину, за своих героев.
Методическое обеспечение проекта :
1. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л. А. Кондрыкинской ТЦ Сфера, 2013.
2. Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов»
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. М., 2008.
4. Белоусова Л. Е. «Рассказываем детям о войне»
5. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа). Учебное пособие. Издание второе – М., Центр педагогического образования, 2008.
6. Шорыгина Т. А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной Войны. – М. : ТЦ Сфера, 2015.
План реализации проекта
Подготовительный этап (первая неделя).
1. «Я горжусь…» - исследовательская работа детей и родителей по подбору материала о своих родственниках-участниках и свидетелях ВОВ (фотографии, письма, награды, газетные вырезки, книги, рассказы биографии и т. д).
2. Подборка книг о ВОВ.
3. Участие в выставке «Парад военной техники».
4. Беседа «Наша армия нас бережет», «Когда хлеб дороже золота…»
Основной этап (вторая неделя).
1. Оформление фотоальбома «Как это было… 1941-1945гг» .
2. Сообщения о родственниках – участниках и свидетелях ВОВ на тему «Я помню и горжусь» (рассказывают дети).
3. Прочти книгу о войне (домашнее семейное чтение).
4. Прослушивание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, «Катюша» М. Влантера, «Прощание славянки» В. Алкина.
5. Оформление мини-музея «Полочка боевой славы».
6. Просмотр документальных фильмов о ВОВ, презентаций. (Обязательно просмотреть фильм заранее и исключить сцены, травмирующие психику детей)
7. Проведение сюжетно-ролевых игр: «Полевой госпиталь», «Пограничники» и т. п., подвижных спортивных игр, требующих ловкости, сноровки.
8. Беседы: «День Победы», «Что такое героизм», «Дети в годы войны», «Мы помним героев».
9. ОД: «День Победы - его мы приближали, как могли…»,
Аппликация «Открытка ветерану»,
Лепка «Военная техника»,
Д/И «Ордена и медали»,
Конкурс рисунков «Этих дней не смолкнет слава».
Заключительный этап
1. Участие в утреннике «Этот День Победы»
2. Приглашение других групп для посещения мини-музея.
3. Рисунки на асфальте «Салют Победы».
4. Посещение «Вечного огня» (каждый ребенок со своими родителями).
Приложение 1
Конспект образовательной деятельности по развитию речи
в рамках реализации краткосрочного
проекта «Поклонимся великим тем годам»
Тема: «Священная война»
Программные задачи:
Познавательное развитие.
Уточнять временные и пространственные представления;
Обобщить материал по теме «День Победы»;
Развивать у детей мышление, память.
Речевое развитие:
Упражнять детей в словообразовании, составлении рассказа
по представлению, в образовании глаголов совершенного
и несовершенного вида;
Активизировать словарь по теме;
Социально коммуникативное развитие:
Вызвать чувство уважения и гордости за свой народ, желание быть
смелыми, отважными.
Художественно-эстетическое развитие:
Продолжать формировать у детей умение рисовать по замыслу,
передавать свои чувства на бумаге;
Развивать чувство цвета, композиции.
Физическое развитие:
Развитие артикуляционного аппарата;
Снятие мышечного напряжения в режимных моментах.
Материал.
Сюжетные картинки по теме «День Победы», предметные картинки (ордена, медали, салют, букет, памятник, Вечный Огонь, георгиевская лента.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций на тему войны, беседы о подвигах советского народа в годы войны, рассматривание иллюстраций с изображением различных наград.
Словарная работа.
Ветераны, герои, подвиг, памятник, Великая Отечественная война, торжественный парад.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Игра: «Повтори – не ошибись»
Смелый – храбрый – сильный;
Умный – геройский – отважный;
Решительный – бесстрашный – отважный;
Храбрый – геройский – мужественный;
Смелый – отважный – сильный;
Молодой – старый – юный;
Отважный – сильный – умный;
Геройский – бесстрашный – отважный.
II. Основная часть.
1. Педагог:
- Ребята, как вы думаете, к какому празднику относятся все эти слова?
Педагог показывает картинку с изображением салюта и радостных и счастливых людей.
Педагог:
- Как вы думаете, чему радуются все и дети и взрослые?
- С кем была война? (Необходимо уточнить, что не с немцами, а с фашистами)
- Вспомните, сколько лет она длилась?
- Почему мы с вами до сих пор празднуем этот день?
Прошло много лет после этой войны, но люди до сих пор помнят о героях, их подвигах; им посвящено много фильмов, картин, рассказов, песен, стихов.
2. Послушайте стихотворение.
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди. (С. Михалков)
Педагог показывает картинки с изображением орденов и медалей.
- За что давали награды русским воинам?
- Ордена и медали получали только мужчины?
- Живые и павшие получали различные награды, значит, они были какими?
3. Физкультминутка.
Педагог:
- Давайте представим с вами, что мы вырастили цветы для героев. Давайте покажем как мы это делали.
( Имитация движений: копка земли, рыхление почвы, посадка, полив, срезание цветов и вручение их герою).
- А теперь покажите, какие лица были у ветеранов.
Игра «Подбери родственные слова».
Дети подбирают родственные слова к словам победа, герой.
- Давайте посчитаем сколько наград получили герои. (Дети считают – один орден, два ордена и т. д. ; одна звезда героя, две звезды героя и т. д. ; одна медаль, две медали и т. д.)
Педагог:
- Долгой и тяжелой была война, много погибло людей. Я уже говорила, что этой войне и этой победе было посвящено много песен, стихов, рассказов, фильмов. Мы с вами тоже не должны оставаться в стороне и предлагаю вам стать художниками и нарисовать каждому картину на тему «Священная война»
Дети рисуют по замыслу на тему «Священная война»
III. Итог занятия.
Дети выбирают самый лучший рисунок и первым его вывешивают
на стенд для выставки.
Приложение 2
Стихи ко Дню Победы
«Что такое день победы?»
Что такое день победы?
Это песни за столом.
Это речи и беседы.
Это дедушки альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы?
Это, значит, нет войны.
Что такое День Победы?
Это утренний парад…
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют.
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Богатыри.
На лбу бывают шишки,
Под глазом – фонари.
Уж если мы мальчишки,
То мы богатыри.
Царапины, занозы…
Нам страшен только йод.
Тут, не стесняясь, слезы
Сам полководец льет.
Пусть голова в зеленке
И в пластырях нога,
Но есть еще силенки, чтоб разгромить врага.
Победой кончилась война.
Победой кончилась война,
Те годы позади,
Горят медали, ордена
У многих на груди.
Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто за подвиг трудовой
В своем родном краю.
Праздник «День Победы»
Сегодня праздник – День Победы,
Счастливый праздник – день весны,
В цветы все улицы одеты,
И песни звонкие слышны.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит,
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир для всей планеты!
Слава героям!
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
В жарких битвах закалённым!
Слава павшим и живым,
От души спасибо им!
«День победы»
Майский праздник – День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовет дорога
На торжественный парад,
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
«День Победы»
Много лет тому назад
Был великий день победы.
День Победы помнят деды,
Знает каждый из внучат:
Светлый праздник день Победы
Отмечает вся страна.
Наши бабушки и деды
Надевают ордена.
Мы про первый День Победы
Любим слушать их рассказ
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас!
«Вставай, народ»
Вставай, народ!
Услышав клич земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
За Днепр, за Волгу шли солдаты в бой.
Сражались за любимый край родной,
За каждый город, каждое село,
За все, что на земле моей росло,
За детскую улыбку, светлый час,
За мир и счастье каждого из нас!
«День Победы – это праздник!»
День Победы – это праздник,
Это вечером салют,
Много флагов на параде,
Люди радостно поют.
Ветераны с орденами вспоминают о войне,
Разговаривают с нами о победной той весне.
Там, в Берлине, в сорок пятом,
После натиска атак
Взвился соколом крылатым
Высоко советский флаг!
«Салют!»
Алые букеты в небе расцветают,
Искорками света, лепестки сверкают.
Вспыхивают астрами
Голубыми, красными, синими, лиловыми –
Каждый раз все новыми!
А потом рекою золотой текут.
Что это такое?
Праздничный салют!
«Пусть не будет войны никогда!»
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города,
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над твоей головой.
Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!
«Наша столица»
До чего ж ты красива столица!
В это светлое майское утро!
За окном заливаются птицы,
Отливает листва перламутром.
Ветеранам мы дарим гвоздики
Вспоминаем отважных бойцов,
Не забудем мы подвиг великий
Наших дедов и наших отцов!
«Рокот самолета»
Слышен рокот самолета
В нашем небе будто кто-то
На огромной высоте, в облаках и в темноте.
Но безлунными ночами от зари и до зари,
Небо щупают лучами боевые фонари.
Тяжело лететь пилоту – луч мешает самолету.
А с земли навстречу гулу поднимают пушки и дула:
Если враг – он будет сбит!
Если друг – пускай летит!
«Сестричка»
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка: «Давай поддержу,
Рану твою я перевяжу!» -
Все позабыла: опасность и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла!