Муратова Регина
Проект «Поиск вредных микробов»
Актуальность проекта.
Инфекции, попадая, в организм через грязные руки могут вызвать опасные заболевания. Невидимые простым глазом микроорганизмы очень сильно влияют на наше здоровье. И чтобы оградить себя от этих заболеваний, дети должны с малых лет знать, как бороться с этими инфекциями. Должны усвоить культурно – гигиенические навыки, которые обезопасят их здоровье.
Дети дошкольного возраста, любят играть в разные игры, экспериментировать с игрушками и конечно их исследовать (на запах, на вкус, на свойства и т. п.). Детям стали объяснять, что там живут микробы. У детей появилось множество вопросов: «Это кто?», «А где они живут?», «Почему их не видно?» и т. д. Поэтому было принято решение сделать с детьми проект на данную тему.
Постановка проблемы.
Нехватка знаний у детей о том, что большинство заболеваний происходит от попадания микробов в организм человека через грязные руки и грязный снег.
Тип проекта: краткосрочный (с 5.11.2024-15.11.2024гг)
Цель проекта: формирование представлений у детей о микробах, оказывающее вредное влияние на их здоровье.
Задачи:
1. Сформировать представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, дышат) и их влиянии на организм.
2. Развить практические умения через исследовательскую деятельность о том, что через грязные руки, снег в организме появляются вредные микробы.
3. Закрепить знания о культурно-гигиенических навыках и желании, заботиться о своем здоровье
Ожидаемые результаты.
1. Дети имеют простейшие представления о микроорганизмах, их свойствах и влиянии на организм человека при попадании.
2. Применять полученные знания в свободной деятельности со взрослыми и сверстниками.
3. Иметь осознанное отношение к своему здоровью.
План реализации проекта.
№ Название мероприятия Сроки проведения Участники проекта
Подготовительный этап
1. Изучение литературы на данную тему 05.11.2024г Воспитатели группы
2. Подбор наглядного материала, составление плана мероприятий 06-07.11.2024г Воспитатель группы
3. Анкетирование родителей «Микробы друзья или враги?» 05.11-07.11.2024г Родители, воспитатели
Основной этап
1. ООД: «Кто такие микробы?»
Чтение художественной литературы К. И. Чуковский «Мойдодыр».
Консультация для родителей: «Гигиена рук в жизни ребенка». 08.11.2024г Воспитатели группы совместно с детьми
2. Просмотр познавательного мультфильма «Фиксики. Микробы».
Проблемная ситуация: «Для чего нужно мыть руки» 11.11.2024г Воспитатели группы совместно с детьми
3. Беседа: «Как передаются микробы?»
Игровая ситуация: «Как защититься от микробов?».
Проблемная ситуация: «Еду в автобусе с больной». 12.11.2024г Воспитатели совместно с детьми
4. Д/и: «Где живут микробы».
Опыт: «Наличие микробов на предметах». 13.11.2024г Воспитатели группы совместно с детьми
Заключительный этап
1. Создание картотеки опытов «Где живут микробы?» 05-13.11.2024г Родители совместно с детьми, воспитатели
2. Беседа: «Профилактические меры, чтобы вредные микробы не попали в организм человека» 14.11.2024г Медицинская сестра
3. Развлечение: «Вредный микроб» 15.11.2024г Воспитатели совместно с детьми
Приложение 1.
Анкетирование родителей.
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе.
1 Часто ли ваш ребёнок болеет вирусными инфекциями (ОРВИ, ОРЗ, грипп
и т. д. ?
А). Нет, почти никогда
В). 1 раз в год
С). 2-3 раза в год
D). Чаще трёх раз в год.
2 Проводите ли Вы своему ребёнку профилактику инфекционных
заболеваний?
А). Да
В). Нет.
3 Какие методы профилактики Вы используете?
А). Закаливание
В). Приём витаминов
С). Прививки
D). Правильное питание
E). Всё выше перечисленное.
4. Как вы думаете почему ребенок заболевает?
А). Заражается от других детей
В). Слабый иммунитет
С). Другая причина
5. Считаете ли вы, что большинство заболеваний происходит от попадания микробов в организм человека через грязные руки?
А). Да
В). Нет
С). Затрудняюсь ответить.
6. Хотели ли бы предпринять меры по профилактике попадания микроорганизмов в организм вашего ребенка совместно с детским садом?
А). Да
Б). Нет
С). Скорее да, чем нет
Приложение 2.
ООД «Кто такие микробы?»
Цель: дать знания о микробах, их свойствах (растут, дышат) и их влиянии на организм.
Задачи:
- воспитать у детей правильное отношение к здоровью; расширять представления о том, что полезно и что вредно для здоровья;
- познакомить детей с инфекционными болезнями и их возбудителями (микробами, вирусами);
- продолжать расширять знания о предметах личной гигиены.
Ход занятия.
На столе лежит яблоко. В группу входит Незнайка и хочет это яблоко взять.
Воспитатель: Незнайка, что ты делаешь? Не бери его. Яблоко немытое, его нельзя есть.
Незнайка: Почему? Оно же чистое, на нем ничего нет.
Воспитатель: Оно покрыто микробами.
Незнайка: Микробы? А кто это такие?
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что такое микробы? Хотите узнать о них? Ответы детей: ….
Воспитатель: Так что такое микробы? Вернее, кто такие микробы?
Ответы детей: ….
Воспитатель, обобщая ответы: Правильно, микробы – это очень маленькие живые существа. Они не видны простым глазом. У них нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа. Нет желудка, сердца, легких. Это просто шарики и палочки. Но они также, как мы, едят, дышат, передвигаются.
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран.
Воспитатель: Что едят микробы?
Ответы детей: ….
Воспитатель, обобщая ответы: Правильно, микробы едят все. Хлеб, фрукты, овощи, суп, листья деревьев, краску, землю. Сейчас я вам покажу кусочек хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются плесенью. Как вы думаете опасна ли она для человека?
Ответы детей: ….
Воспитатель, обобщая ответы: Правильно. Как вы думаете, все микробы опасны для человека?
Ответы детей: ….
Воспитатель, обобщая ответы: Когда в человека селится вредный микроб, что с ним происходит?
Предполагаемый ответ детей: Человек заболевает.
Воспитатель: Человеку нравится, когда его ест микроб?
Предполагаемый ответ детей: Нет не нравится.
Воспитатель: Что делает человек?
Предполагаемый ответ детей: Борется с микробами.
Воспитатель: Как человек борется, как помогает себе?
Предполагаемый ответ детей: Пьет лекарство, делает укол.
Воспитатель: Как вы думаете кто кого победит?
Ответы детей: ….
Воспитатель, обобщая ответы: Конечно, в конце концов побеждает человек. Но болеть все равно неприятно. Человек теряет силы, у него поднимается температура, болит голова, горло. Это микробы специально стараются ослабить человека, чтобы им было легче справиться с ним.
Как вы думаете, микробы в человеке селятся всегда одинаковые?
Предполагаемый ответ детей: Нет.
Воспитатель: Чем они отличаются?
Предполагаемый ответ детей: Если поселились в горле – ангина, если в ухе – воспаление уха, если в кишечнике – болит живот.
Воспитатель: А как микробы от одного человека переходят к другому? Ответы детей: ….
Воспитатель, обобщая ответы: Правильно. Когда человек чихает или кашляет, бактерии разлетаются вокруг и у них появляется возможность попасть ко многим другим людям, заразить их.
Как вы думаете, на кого в первую очередь нападают микробы?
Предполагаемый ответ детей: на слабых, кто переохладился, пил холодную воду, съел немытые фрукты, не мыл руки, не делал гимнастику, не закалял себя.
Воспитатель: Конечно. Самое главное – быть крепким, здоровым, закаленным, приучить себя и к жаре, и к холоду, содержать в чистоте помещение и самого себя.
Физкультминутка.
Воспитатель: Дети:
Льется чистая водица - Движение руками сверху вниз
Мы умеем чисто мыться - Имитируем умывание лица
Порошок зубной берем, - Имитируем чистку зубов
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши, - Имитируем мытье шеи, ушей
После вытремся посуше. - Имитация вытирания полотенцем
Поверни головку вправо, - Поворот головы вправо
Поверни головку влево, - Поворот головы влево
Опусти головку вниз - Наклон головы вниз
И тихонечко садись. - Садимся
Воспитатель: Кроме того, что микробы могут двигаться, есть, дышать, у них есть еще одно интересное свойство. Они могут размножаться. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Как думаете, почему?
Предполагаемый ответ детей: Там тепло, много еды, много влаги.
Рефлексия. Так ли уж опасны микробы? (ответы детей)
Воспитатель, обобщая ответы: Конечно, нет, потому что человек научился с ними бороться. Поэтому, несмотря на то, что вокруг много микробов, люди побеждают их.
Воспитатель : Скажите, что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
Гигиена рук в жизни ребенка
Г. Красноярск 2024г
Зачем мыть руки, если они всё равно испачкаются?
Никто не спорит: руки у детей действительно сильно
пачкаются при игре на улице, во дворе и даже дома – иначе и быть не может.
Но чем больше они пачкаются, тем чаще их нужно мыть, потому что оставлять руки грязными опасно для здоровья.
Если случайно потереть грязными руками глаза, они могут воспалиться от попавших частиц грязи; если взять грязные пальцы в рот, то болезнетворные микробы, которых полным-полно на грязных руках, вызовут расстройства желудка или кишечника, боль в животе или понос. Поэтому родители следят за тем, чтобы их дети держали свои руки в чистоте и мыли их достаточно часто.
Вот в каких случаях нужно мыть руки:
- можно играть сколько угодно и пачкать руки чем угодно, но нельзя тереть глаза и брать пальцы в рот, пока самым тщательным образом не вымыть руки с мылом.
- необходимо мыть руки перед посещением туалета, а потом ещё раз после туалета.
- не забывать мыть руки перед едой.
- вымыть руки и после еды, если пальцы запачкались чем-то липким или жирным, иначе можно оставить некрасивые следы на дверях, стенах и мебели.
- помыть руки перед тем, как лечь спать. Это обеспечит безопасный сон ребенка с точки зрения здоровья. Если лечь в кровать с грязными руками и уснуть, то можно не заметить, как во сне сунуть грязный палец в рот или потереть глаза.
Сколько раз в день нужно мыть руки? Перед едой и иногда после еды: примерно шесть раз. Возвращаясь домой с прогулки: скажем, ещё два раза – всего восемь. Перед посещением туалета и после: предположим, ещё четыре раза – всего двенадцать. И, наконец, перед сном. Всего тринадцать раз.
Многовато по-моему. От такого частого мытья кожа на руках может совершенно испортиться, если только не мыть очень мягким мылом с показателем рН, близким к показателю кожи. Тереть руки щёткой совершенно необязательно – это необходимо сделать только в том случае, если после игры на улице грязь с рук никак не сходит.
Правила мытья рук
-Начинать мытье рук следует с того, что надо снять с рук все украшения, часы,
затрудняющие мытье.
-Руки надо мыть водой с мылом с внутренней и наружной стороны.
-Для мытья рук надо: открыть кран, помыть руки, после чего ополоснуть ручку крана с мылом и снова намылить руки, после чего можно спокойно закрывать водопроводный кран.
ПОМНИТЕ!
-Намоченные и не отмытые руки облегчают размножение микроорганизмов, вместо их удаления.
-При использовании мыла в кусках должны использоваться мыльницы, позволяющие высыхать мылу между мытьем рук.
-Чем больше пенообразование мыла, тем больше его эффективность при обработке рук. -Полотенце для рук должно быть не только чистым, но и сухим и менять его следует как можно чаще.
Приложение 3.
Беседа на тему:
«Как передаются микробы?».
Цель: формировать представления о том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер; дать разъяснения, что каждый человек в состоянии сам уберечь себя от болезней; воспитывать желание быть здоровыми.
Ресурсы: картинки с изображением микробов, игрушечная кошка.
Организационный момент:
-Знаете ли вы, что слово «здравствуйте» не только вежливое слово-приветствие, но и слово-пожелание, пожелание здоровья. Я желаю вам здоровья! Здравствуйте! Будьте здоровы! А здоровье нам сейчас очень понадобиться, ведь на улице осень. Холодно. В осенний период люди часто болеют.
Беседа о микробах.
Педагог берёт игрушечную кошку.
Кошка: Мяу-мяу, помогите.
Со мной приключилась большая беда,
Сметану холодную ела всегда,
И вот такая картина:
Ко мне привязалась ангина.
Педагог: кошечка, да на тебя просто напали микробы!
Дети, а вы видели микроба? (ответы детей.)
-Я вам сейчас его покажу и расскажу, а вы слушайте внимательно:
Не будь он так вертляв и мал,
Я бы для вас его поймал.
И вы бы увидали сами
Микроба мордочку с усами,
Шесть быстрых ног и три хвоста.
Ужас или красота?
Ответы детей.
Педагог показывает картинку с изображением микробов.
Педагог. Ребята микробы-существа могущественные. Стоит только им пробраться в тело человека, сразу же начинают безобразничать и размножаться внутри. Человеку становиться плохо, он заболевает. У него начинается озноб, он кашляет и чихает. А вы случайно не знаете, микробы могут попасть к нам в организм? А как? (Если есть немытые овощи и фрукты, человек рядом с нами кашляет и рот не прикрывает рукой, если ребёнок сосёт палец….)
Кошка: Мне не нравится болеть.
Если так случилось,
Буду горло себе греть,
В носочки класть горчицу.
Врач придёт ко мне домой,
Выпишет лекарства.
Не хочу болеть-
Кашлять и сморкаться.
Педагог: Дети, нужно обязательно помочь кошечке избавиться от микробов. Со многими микробами помогает справиться обыкновенное мыло. Мы с вами сейчас узнаем, что нужно делать. Поможет нам синяя ленточка. Это цвет свежести и чистоты. Вставайте в круг, и ты, кошечка, с нами.
Физкультминутка: «Умывалочка»
Надо, надо нам помыться. Хлопают в ладоши.
Где тут чистая водица? Ладони вверх.
Кран откроем -ш-ш-ш. Показывают как открывают кран.
Ручки моем -ш-ш-ш Имитируют мытьё рук.
Щёчки, шейку мы потрём, Сверху в низ поглаживают щёки и шею.
Их водичкой обольём Показывают обливание.
И на стульчики пройдём.
Педагог: (пока дети проходят на стульчики.)
Не зря в народе говорят: «Чистота- залог здоровья». А ещё, кошечка, мы с ребятами можем научить тебя делать специальный оздоровительный массаж для профилактики простудных заболеваний. Ты будешь его выполнять и перестанешь болеть. Это ещё один путь к спасению от микробов.
Оздоровительный массаж:
Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
(гладят)
Чтоб не кашлять, не чихать,
Надо носик растирать.
(растирают крылья носа.)
Лоб мы тоже разотрём,
Ладошку ставим козырьком.
(рука ладошкой вниз приставляется ко лбу.)
«Вилку» пальчиками сделай,
Массируй ушки ты умело.
(растирают пальцами мочки ушей)
Знаем, знаем, да-да-да!
Нам простуда не страшна.
(хлопают в ладоши)
Педагог: От простуды и ангины нам помогут витамины. И к ним нас поведёт зелёная ленточка, лента цвета сочной зелени.
(Педагог вместе с детьми подходит к столику, на котором стоит закрытая корзина с овощами и фруктами.)
-Чтобы наши органы хорошо работали, кости, и мышцы нормально росли и развивались, необходимы витамины. Эти витамины находятся…как вы думаете, в каких продуктах (в овощах и фруктах.)
Педагог открывает корзину и по очереди достаёт фрукты или овощи. Дети называют его.
-Это вам подарок от доктора Айболита, чтобы вы не болели! Мы возьмём корзину и вернёмся на стульчики.
А сейчас проверим, хорошо ли вы, ребята, и ты кошечка, запомнили, что же нам помогает бороться с микробами? Если то, что я скажу, правильно, вы хлопаете в ладоши один раз, а если я скажу что-то неверно, вы машите головой.
Игра: «Правда или нет.»
-Чтоб с микробами не знаться, надо, дети, закаляться. (правда)
-И от гриппа и ангины нас спасают витамины. (правда)
Никогда чтоб не хворать, нужно целый день проспать. (неправда)
-Будешь кушать лук, чеснок - тебя простуда не найдёт. (правда)
Педагог: Ну что ж, пора прощаться!
Кошечка: А горлышко моё уже почти не болит. Оно разогрелось! Спасибо ребята. Мне пора уходить. Досвидание.
Приложение 4.
Дидактическая игра «Где живут микробы»
Цель: сформировать у детей представление о здоровом образе жизни, дать элементарные знания о микробах, где они живут и как с ними бороться.
Для игры понадобятся: микроб и картинки, на которых изображены, как микробы могут пробраться в организм человека (через грязные руки, игрушки, немытые овощи и фрукты и. п.)
Ход игры: дети рассматривают картинки и определяют, где живут микробы, и объясняют, почему так делать нельзя.
Опыт «Наличие микробов на предметах».
1. Взять ватной палочкой пробу с какого-либо предмета, например перил лестничной клетки.
2. Поместить образец в пробирку и убрать в тёплое, тёмное место.
3. Через один день ватная палочка изменит цвет, что говорит о присутствии вредных бактерий, а через три дня она станет тёмной.
Вывод: на предметах вокруг нас очень много различных микробов, поэтому необходимо мыть руки.
Приложение 5.
Развлечение: «Вредный микроб».
Ведущий: В глубоком, чёрном подземелье
Микробы страшные живут,
И терпеливо днём и ночью,
Они детей не мытых ждут.
С не мытых рук пролезет в рот
Противный, маленький микроб.
Пролезет тихо, как шпион,
И натворит такого он…
…Но только не надо бояться,
Надо сопротивляться!
Ведь эта страшная сила
Боится простого…. МЫЛА!
Под музыку входит Микроб.
Микроб: Я - известный Микроб!
И скажу всем: «Стой!
Ну зачем Вам расти,
Ну зачем развиваться!
Лучше хилым быть, худым,
Невеселым и больным!
Ведущий: Ты откуда появился в нашем детском саду!
Микроб: Я оттуда, где грязные руки, немытые фрукты и овощи, где болезни!
Ведущий: Ты что это- хочешь напугать нас своими вирусами и болезнями? Ничего у тебя не получится!
Наши дети моют руки с мылом душистым. (М. начинает дрожать).
Кушают только мытые фрукты и овощи. (М. дрожит сильнее).
Пьют только кипячёную воду. Ничего мы не боимся! Скажем всем болезням- нет, спорту- да!
А чтобы быть здоровыми, с чего надо начинать каждое утро?
Дети. С зарядки!
Ведущий Кто с зарядкой дружит смело,
Кто с утра прогонит лень,
Будет сильным и умелым,
И весёлым целый день!
Не зевай, не ленись,
На зарядку становись!
(Ритмическая гимнастика «Солнышко лучистое»)
Микроб: Ах, спорт! Вот это - да! Всех сейчас я проучу! Я, я сейчас…
Ведущий: Дети, ногами затопаем,
В ладоши захлопаем!
Лучше ты, Микроб, уходи,
Не встречайся на пути! (М. пугается и убегает).
Ведущий: Все ли вы здоровые? А знаете, что нужно делать, чтобы быть здоровыми всегда? (Ответы детей).
Игра «Да и нет»:
Каша – вкусная еда.
Это нам полезно?
Лук зелёный иногда
Нам полезен, дети?
В луже грязная вода
Нам полезна иногда?
Щи – отличная еда.
Это нам полезно?
Фрукты – просто красота!
Это нам полезно?
Овощей растёт гряда.
Овощи полезны?
Съесть мешок большой конфет
Это вредно дети?
Лишь полезная еда
На столе у нас всегда!
А раз полезная еда –
Будем мы здоровы?
Ведущий: Будем силы укреплять,
Лёгкие тренировать!
Нам, ребята, воздух нужен-
Мы вдохнули все поглубже,
Задержали мы дыханье,
Не спешите, все внимание!
Чтоб здоровым, крепким быть,
Будем с воздухом дружить!
Дыхательное упражнение «Аромат цветов».
(Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и, продолжительно выдыхая, произносят: «А-ах!»).
Ведущий: Что я вижу?
Сундучок, позолоченный бочок.
Клад, конечно, в нём лежит.
Как же нам его открыть?
Ведущий:
Мы 3 раза топнем-1,2,3!
И 3 раза хлопнем-1,2,3!
Головой покачаем-1,2,3!
И снова повторяем! (Сундучок открываем)
(Открывает сундучок и зачитывает "Правила здоровья", которые находились в сундучке)
"Правила здоровья".
Если хочешь быть здоров - закаляйся,
И холодною водой умывайся!
Запомнить нужно навсегда:
Залог здоровья - чистота!
Чтобы крепким, сильным быть
Надо с физкультурою дружить -
Бегать, прыгать и скакать
И с ребятами играть.
Есть салаты на обед
И любить велосипед!»