Ирина Писарева
Проект по экологическому воспитанию дошкольников в средней группе «Природа глазами детей!» (часть 2). Цикл занятий
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ.
ТЕМА: «Путешествие в осень».
Цели: помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку, учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок и самовыражение в музыке.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию дошкольников в средней группе „Природа глазами детей!“ (часть 2), Цикл занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: экскурсия в парк, наблюдения в природе сезонных изменений, беседы на тему осени, чтение стихотворений
А. Пушкина на осеннюю тему; беседа по содержанию репродукций (художественных открыток) картин известных художников-пейзажистов (например «Осень» А. Саврасова, «Осень» И. Остроухова, «Осенние листья» И. Бродского и др.); дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Одинаковые - разные».
Материал: дорожки (узкая и широкая, картины осени, картина лужайки, краски, кисти.
Словарная работа: осень, страна, приметы.
Ход
Путешествие в страну Осень
Сейчас мы отправляемся в чудесную страну, страну загадочную, полную тайн. Мы пойдем искать Осень.
Но в эту страну не идут поезда,
И самолет не летает туда,
Как же страну эту назвать?
Страну, до которой рукою подать!
- А здесь простой секрет. Смотри, все замечай и ничего не пропускай! Ну, отправляемся в путь. Идем в страну мы по дорожке, где шагали чьи-то ножки. (Дети и воспитатель идут по дорожке.) Но будьте внимательны. Дорожки нужно менять. Слушайте слова и действуйте вслед за стихами.
Маленькие ножки идут по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.
Маленькие ножки бегут по дорожке,
А большие ноги бегут по дороге.
Маленькие ножки прыг-скок по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.
- Послушные у нас ножки. А куда же мы идем? Да, у каждого времени года есть свои приметы. Сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени.
Игра «Да или нет» (дайте правильный ответ):
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Вы знаете приметы осени, значит, можно дальше идти.
Дидактическая игра «Цветик - семицветик.»
- Попали мы с вами на лужайку, где много цветов. А это что за странный цветок, разный каждый лепесток?
Цветок: Найдите у меня цвета осени. Скажите заклинание, но быстро-быстро, иначе не подействует, и мы не попадем к осени (скороговорка).
Осень просекой прошла,
Краски свои разлила.
Демонстрация картины осени.
Волшебные краски
Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Осень».
Воспитатель обращает внимание детей на красоту природы, краски, оттенки.
- Вот как много у осени работы! Все листики надо позолотить, ни одного не пропустить. Какую краску выбрала осень? А как рисовала? (Волшебная кисточка и музыка ей помогали.)
Стихотворение осени:
На опушке осень краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
- Кисточка сама под музыку плясала с листика на листик и все позолотила. Затем дети сами составляют рассказ по картине.
Песенка осени:
Долго осень рисовала,
Прилегла она, устала!
Баю-бай, отдыхай!
- Устала осень, уснула. А мимо ветер пролетал, краски взял и все смешал. На один листик брызнул оранжевой краской, а на этот пролил красную краску. Попросим его (дети говорят):
Ветер, ветер, не шали,
Краски взял, так положи!
Танец листиков (воспитатель говорит, дети изображают)
- Не хочет вернуть ветер краски. Предлагает нам поиграть с ним, ему ведь скучно одному. (Дети танцуют под музыку, изображая листики.)
Листья дубовые, листья кленовые
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики тихо.
Так заставляет летать и кружиться,
Так он играет и веселится.
Листья танцуют свой хоровод,
Снова вернутся лишь через год.
Дождик появился,
Хоровод на землю приземлился.
- Полил сильный дождь. Упали капли воды на листики, и потекла краска, смешались все цвета. Ой, какая красота! (Демонстрация картины!
- Листик был простой, а теперь он золотой. Вот она, осень: полюбуйтесь, как хороша! Такой ее увидел художник. Как переливаются краски. Деревья надели золотой наряд.
Всю зелень леса взяла и перекрасила,
Добрая волшебница все вокруг украсила,
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
Все вокруг искрится,
Все переливается.
Как же это чудо в природе называется?
Дети хором: Осень!
А теперь осень приготовила для вас загадки. Отгадайте загадки и покажите на картинках соответствующее дерево:
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза.)
Богатырь в лесу растет.
Много лет он проживет.
Украшает лёс родной
Он своею красотой. (Дуб.)
Это ель или сосна?
В длинных шишках вся она,
А иголки мелки, тонки
И, конечно, очень колки. (Ель.)
Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел - и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь.)
Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива.)
Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья-звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен.)
Летом знойным зацветёт
-Сразу пчёл к себе зовёт.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар.
Кто то дерево узнал? (Липа.)
Не береза, не сосна
-В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина.)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина.)
Итог
- Мы будем маленькими художниками, передадим красоту осени в своих рисунках. Вот осень приготовила вам листики, краски, кисти. Помните, как рисовала осень? (Дети рисуют под музыку.)
Рекомендации для родителей: обратите внимание ребенка на то, как изменились растения: начинает желтеть трава, отцветают цветы, появились первые желтые и красные листики на деревьях. Объясните, что начинается листопад. Понаблюдайте за тем, как кружатся в воздухе разноцветные листья. Предложите ребенку изобразить, как кружатся в воздухе листочки. Помогите малышу сделать вывод, что с наступлением осени становится холоднее, солнышко уже не греет так, как летом, небо закрывают тучи, чаще дует холодный ветер, идет дождь.
Выразительно прочитайте ребенку стихотворение об осени и предложите выучить, но сначала выясните, все ли слова и выражения он понял, что значит колючий дождь, что такое слякоть.
Осенью
Вдруг закрыли небо тучи,
Начал капать дождь колючий.
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть.
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.
ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕПКЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА.
ТЕМА: «Петя-петушок, золотой гребешок».
Задачи. Учить детей создавать выразительный образ петушка из пластилина и природного материала. Показать варианты сочетания художественных материалов:
1)туловище с головой из пластилина, хвост и крылья из природного материала;
2)туловище с головой из природного материала, хвост и крылья из пластилина.
Развивать способности к формообразованию композиции. Воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в художественном творчестве.
Предварительная работа.
Занятия с природным материалом.
Разложите вместе с детьми природный материал - камешки, жёлуди, плоды каштана, крылатки клёна и ясеня, шишки ели и сосны, листья разных деревьев. Предложите внимательно рассмотреть каждый камешек и рассказать, на что он похож или что напоминает: облако, крону дерева, мороженое, башмак, конфету, кошку или что-то другое. Затем покажите детям один камешек в разных ракурсах и «удивитесь» тому, как изменяется образ: вот так камешек похож на голову собаки, так - на теле-фон, а если перевернуть вверх ногами - вылитая лягушка.
Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, подставки, природный материал (шишки, жёлуди, плоды каштана, осенние листья, крылатки клёна и ясеня, лепестки цветов, зубочистки, спички, трубочки для коктейля, стеки, салфетки бумажные и матерчатые.
Рекомендуемые учебно-методические материалы, наглядность.
Плакат «Дубрава. Лесные поделки».
Книга «Старичок-лесовичок» (автор И. А. Лыкова).
Рекомендации для родителей.
Сходить вместе с детьми на экскурсию в лес. Собрать природный материал для изготовления поделок (осенние листья, шишки, желуди, плоды каштана, крылатки клена и др.). Понаблюдать вместе с детьми за осенними сезонными явлениями. Обсудить, чем отличается осенний лес от летнего.
Ход
Воспитатель читает или напевает русскую народную песенку «Как у наших у ворот»:
Как у наших у ворот
Петух зёрнышки клюёт,
Петух зёрнышки клюёт,
К себе курочек зовёт:
- Вы, хохлушечки!
Вы, пеструшечки!
Я нашёл для вас орех,
Разделю орех на всех
По крупиночке,
По восьминочке.
Затем педагог показывает детям художественные и природные материалы, приготовленные для занятия, и предлагает смастерить петушка - нарядного, задорного, весёлого, голосистого.
Показывает разные варианты сочетания материалов:
1)туловище с головой из пластилина, хвост и крылья из природного материала;
2)туловище с головой из природного материала, хвост и крылья из пластилина.
Воспитатель берёт две природные формы, например, шишку и жёлудь, чтобы пояснить детям некоторые особенности объёмных поделок.
Объёмные фигурки могут по-разному размещаться в пространстве: горизонтально, вертикально или наклонно. Тот или иной ракурс определяет образ поделки. Даже отдельные части или детали образа приобретают новый вид в зависимости от своего расположения. Голову можно прикрепить к туловищу сверху, сбоку или снизу и присоединить прямо к туловищу или на шее, которая делается из палочки, трубочки для коктейля, веточки, проволочки (воспитатель по-разному приставляет голову-жёлудь к туловищу-шишке). Шея может быть разной длины - от очень короткой до непомерно длинной. В результате различного размещения частей можно не только создавать разные образы, но и придавать различные позы одному и тому же персонажу. Если лапы или ноги прикрепить перпендикулярно туловищу на одинаковом расстоянии друг от друга, выйдет статичная фигурка. Если же прикрепить их под углом, изменив расстояние, будет казаться, что фигурка прыгает, бегает, сидит или лежит.
Всё зависит оттого, какого петушка мы задумали - большого или маленького, хвастливого или доброго, нарядного или простого по украшению. В соответствии с задуманным образом подбираем природный материал для будущей поделки. Или же делаем наоборот. Рассматриваем природный материал, который есть под рукой, и «слушаем», что он сам подскажет. Из шишки, жёлудя, ореха, каштана, картошки сделаем туловище. Из перышек, крылаток клёна (ясеня, ракушек, красивых листочков или травинок приладим крылышки. Из ягодки или желудя смастерим голову. Голову прикрепим прямо на туловище или сделаем шею. Придумаем, что делает наш петушок, - сидит на заборе и голосисто поёт, клюёт зернышки или разгребает лапой землю в поисках червяка, а может быть, дерётся с другим петухом-драчуном. В зависимости от этого составим композицию.
Основой (фоном) для композиций из таких поделок могут быть вазоны с настоящими растениями, коробки, дно которых устлано мхом или посыпано песком, красивые срезы деревьев, ветки, камни, раковины - что угодно, в зависимости от характера образов, величины поделок, полёта фантазии и реальных возможностей.
Если задумана сложная композиция из нескольких фигурок, нужно продумать их взаимное размещение. Фигурки располагают так, чтобы стало ясно: разговаривают ли они, ссорятся или вместе что-то делают. В единой композиции все фигурки должны соответствовать друг другу по размеру. Главные персонажи обычно крупнее прочих и располагаются в центре.
После занятия.
Завершение оформления отдельных поделок и коллективных композиций.
Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Песня петуха»:
Я - красавец петух!
Создан для парада!
Перья - пух! Перья - пух!
Гребешок? Что надо!
Глазки - щёлки!
Очи зорки!
Перышки куриные!
Эх, вы, шпоры!
Шпоры петушиные!
Я - горнист!
Я - горнист!
Зореньку встречаю!
Голосист! Голосист!
Солнце величаю!
Глазки - щёлки!
Очи зорки!
Голосок соловушки!
Полюбуйтесь! Полюбуйтесь
На цветные перышки!
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
ТЕМА: «В нашем саду».
Цели: дать представление об урожае плодов в саду; побуждать детей к самовыражению в художественных образах; развивать артистические способности и двигательную активность детей; познакомить со сказкой «Фруктовый спор»; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Материал и оборудование: декорации фруктового сада (деревья: яблони, груши, сливы, вишни, виноград); ваза и муляжи плодов (яблоки, груши, сливы, вишни, виноград); корзина.
Предварительная работа: дидактические игры «Фрукты-овощи», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек». Обследование и описание разных фруктов. Рассматривание плакатов: «Фрукты», «Деревня».
Рекомендации родителям: развивая память и мышление ребенка, предложите ему вспомнить, какие овощи и фрукты он видел в саду и огороде, на рынке ив магазине. Пусть перечислит их названия, расскажет, какие они по цвету, форме, вкусу.
Загадайте ребенку загадки об овощах и фруктах, пусть отгадает их и объяснит, как он это сделал.
Ход
Воспитатель приглашает детей в «осенний сад». Звучит вальс. Под его звуки дети проходят между декораций-деревьев и подходят к столу, на котором лежат в вазе фрукты: яблоки, груши, сливы, вишни, виноград (муляжи). Воспитатель спрашивает детей, нравится ли им в саду. Дети по желанию называют фрукты и ягоды, берут понравившиеся плоды. Проводится игра «В нашем саду». Роль фруктов играют дети, роль хозяйки воспитатель.
Игра «В нашем саду»
Хозяйка. Пришла хозяйка в сад
(Дети стоят стайкой, расставив «руки-ветви».)
И видит - фрукты спелые висят.
(Хозяйка обходит сад.)
На деревце качаются,
(Дети покачивают руками с зажатыми в них плодами.)
На деревце качаются,
Упасть с него хотят.
Хозяйка к дереву идет,
(Хозяйка подходит к деревцу-ребенку.)
Себя оно пусть назовет.
(Ребенок называет себя (яблонька).)
- Теперь с него сорву плоды,
(Хозяйка подставляет корзину.)
Не пропадут мои труды.
(Ребенок кладет в него свой плод (яблоко).)
Пришла хозяйка снова в сад
(То же повторяется с другим деревом.)
И видит - фрукты там висят,
На деревце качаются,
На деревце качаются,
Упасть с него хотят.
Хозяйка к дереву идет,
Себя оно пусть назовет.
- Теперь и тут сорву плоды,
Чтоб не пропали все труды.
(После того как хозяйка обойдет все деревья и наберет целый таз плодов, игра продолжается.)
Хозяйка (показывает и достает плоды по одному, обращаясь к детям). Что это? (Яблоко.) Кто тут яблочко? Выходи! (Ребенок-яблочко выходит.)
Ну-ка, яблочко, дружок,
(Ребенок-яблочко танцует.)
Поверни-ка свой бочок,
Вот этак да вот так,
Поверни-ка свой бочок.
Мы похлопаем чуток,
(Дети хлопают.)
И еще один разок.
Ты в кругу своих друзей
Попляши веселей.
А это что? (Груша.) Кто тут у нас груша? Выходи! (Ребенок-груша выходит.)
Ну-ка, груша, дружок,
(Ребенок-груша танцует.)
Поверни-ка свой бочок,
Вот этак да вот так,
Поверни-ка свой бочок.
Мы похлопаем чуток,
(Дети хлопают.)
И еще один разок.
Ты в кругу своих друзей
Попляши веселей.
Игра проводится со всеми желающими детьми, которые выступают в роли различных фруктов и ягод.
После игры хозяйка приглашает детей к себе в гости. У нее в домике дети садятся на лавочке и слушают сказку про фрукты и ягоды, которую выразительно рассказывает воспитатель.
Сказка «Фруктовый спор»
Жили-были фрукты и ягоды. Выросли они в одном саду. Пришло время, и все они поспели. Стали румяными яблоки, сочными - вишни и сливы, пожелтели груши, стал сладким виноград. Начали фрукты и ягоды спорить, кто из них вкуснее. Стали хвастаться. Первыми сказали яблоки: «Мы всех вкуснее. Поглядите, какие красные наши бока!» Потом закричали вишни: «А у нас вкус очень нежный! Мы самые сочные». Сливы сказали: «Нет, лучше слив ничего не бывает. Мы не очень сладкие, но зато крепкие, да и соку в нас немало». Виноград в это время спал. Но от крика сразу проснулся: «В чем дело? Я - самый вкусный из всех. Я красивый, такой прозрачный, что видны косточки». Фрукты и ягоды стали спорить еще громче, и если бы не Миша, который вышел в сад погулять, то неизвестно, чем бы это все кончилось.
Этим утром мальчик Миша встал пораньше, быстро сделал зарядку и вышел во двор. Он почувствовал, какой аромат доносится из сада. Миша подошел к яблоне, протянул руку и сорвал спелый плод. Миша сказал: «Какое спелое яблочко! Оно самое вкусное!» Потом подошел к груше, попробовал ее плоды и сказал: «Какие спелые груши! Они самые вкусные!» Недалеко стояла вишня. Миша подошел к ней и съел две вишенки. «Ах, - сказал он, - какие спелые вишни, нет ничего вкуснее!»
Потом Миша увидел вьющийся виноград и попробовал его. «Самый вкусный на свете - виноград», - решил мальчик.
В окно за ним наблюдала хозяйка, мама мальчика. Она сказала: «Ну что, Миша, какие фрукты сорвать тебе на завтрак?» Миша растерянно оглянулся. Фрукты стали наперебой кричать: «Возьми меня! Я самый сладкий! Я самый спелый!» Миша спросил у мамы: «Что же мне делать? Мне нравятся все фрукты и все ягоды. Все они самые спелые и вкусные». Фрукты так обрадовались, что Миша их похвалил. Они перестали спорить и стали ждать, кого же он выберет. Мама предложила: «Миша, если взять понемногу всего, то получится вкусный компот. В нем будут яблоки, груши, сливы, вишни, виноград - все то, что выросло в нашем саду. А самое главное в этом компоте будет много витаминов, ведь все фрукты и ягоды очень полезные».
Вот так и кончилась эта сказка, и все в ней были довольны. Миша был доволен своим выбором и маминым компотом. Мама была довольна тем, что кончился спор. Фрукты и ягоды были довольны тем, что они оказались самыми спелыми, самыми вкусными, самыми полезными.
Драматизация сказки «Фруктовый спор» по ролям. Воспитатель предлагает детям показать сказку, одевает шапочки фруктов, распределяет роли. На себя берет роль мамы.
После сказки воспитатель спрашивает, понравилась ли сказка. Дети отвечают на вопросы по ее содержанию. Занятие заканчивается веселой песней (об урожае, о дружбе).
КОНСПЕКТ РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ТЕМА: «Овощи и фрукты».
Цели: упражнять детей в составлении слов из двух букв, счете до двух; учить детей обращаться к взрослым на «вы», называть однородные вещи одним словом, находить пару к различным картинкам; объяснить слово «пара»; определять на вкус овощи и фрукты; развивать интерес к природе; оказывать помощь взрослым; учить рисовать фруктовое дерево; упражнять в ориентировке в пространстве.
Оборудование: буквы; муляж или картинки овощей и фруктов; сырые фрукты и овощи, готовые к употреблению;
разрезанные картинки овощей, фруктов.
Ход
I. Проговаривание чистоговорки
Ехал грека через реку,
Видит грека: в речке - рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку - цап.
II. Дидактическая игра «Составь слово из двух букв»
Буквы: в, ы, м, ы, т, ы, л, я, щ, и. Дети составляют слова, читают их, считают количество букв в каждом слове. По мере составления местоимений воспитатель беседует с детьми об их употреблении в разных ситуациях (к взрослым обращаться на «ВЫ», к друзьям - «ТЫ»; «играю не один я, а МЫ вместе»).
III. Дидактическая игра «Найди пару»
Для игры предлагаются разрезанные на две части картинки с изображением фруктов и овощей. Когда пара найдена, воспитатель беседует с детьми о знании этого слова и просит детей назвать фрукты и овощи.
Воспитатель предлагает рассмотреть муляжи фруктов и овощей. Дети называют отдельно каждый плод, затем обобщают.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая! (Морковка.)
Воду пьет - себя торопит.
И растет, и листья копит.
Набирает вес кубышка -
В середине кочерыжка. (Капуста.)
В огороде перед нами
Куст усыпан колпачками.
Каждый пламя прячет.
А кто съест - заплачет. (Перец.)
Черная мышка
Сидит в домишке.
Ушки зелены,
Торчат из земли. (Редька.)
- А какие фруктовые деревья видели дети?
Веселая старушка
Обвешалась игрушками,
Лампочки повесила,
Лампы не горят –
Их собирают и едят. (Груши.)
Парами и тройками
На веточке висят.
И ароматом чудным они нас не манят.
Зато красивы и сочны.
Ты на варенье их нарви. (Вишня.)
Золотой его бочок
Мне попал на язычок.
Круглый год мы их едим,
Сад за то благодарим. (Яблоко.)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко растет на яблоне.)
Осенью в саду созрели
Синевою заблестели.
Сладкие, полезные,
Лакомкам известные. (Сливы.)
В чай кладу его порой.
Чай становится такой
Вкусный, ароматный,
Витамином С богатый. (Лимон.)
Воспитатель предлагает нарисовать фруктовое дерево, уточняет приемы, последовательность.
IV. Дидактическая игра «Узнай плод на вкус»
Дети с закрытыми глазами едят небольшой отрезанный кусочек, называют плод и обобщающее определение. Беседа о том, где растут фрукты и овощи. Воспитатель предлагает собрать урожай овощей, выращенных на огороде, подводит итог трудовым действиям детей.
V. Подвижная игра «Съедобное-несъедобное»
Дети стоят по кругу, ведущий с мячом в кругу. Он бросает мяч, называя любое слово (стул, арбуз, камень, молоко и т. д.). Если слово означает то, что можно есть, то есть съедобное, то мяч ловят, а если несъедобное, то отбрасывают к ведущему. Ведущий меняется после пяти слов.
VI. Подвижная игра «Вверху внизу»
Воспитатель называет овощи и фрукты вперемешку, а дети показывают движениями, где эти плоды растут («фрукты» - руки вверх, «овощи» - присесть на корточки) и говорят: «вверху», «внизу».