Вагнер Анастасия Валерьевна
Проект по взаимодействию с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста «Наша дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28» г. Камень-на-Оби Каменского района
V муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку «Все вместе»
Проект по взаимодействию с семьями воспитанников
старшего дошкольного возраста
«Наша дружная семья»
Составила: Вагнер Анастасия Валерьевна, воспитатель
г. Камень-на-Оби
2024 год
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проект по взаимодействию с семьями воспитанников старшего дошкольного возраста „Наша дружная семья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Актуальность проекта
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят серьезные изменения. Принятие нового Закона Российской Федерации «Об образовании» введение Федерального государственного образовательного стандарта диктуют необходимость использования новых методов в работе дошкольных учреждений. Дошкольное образование рассматривается как первая ступень общего образования, как фундамент для развития личности ребенка.
Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. В первую очередь – с родителями.
«Семья – это цветок, который надо холить, лелеять, любить. Основа хорошего, яркого детства, обучение житейским мудростям, основанным на житейских заповедях». Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Мой проект - «Наша дружная семья» – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека.
Целью преобразований дошкольного образования является создание условий для развития многообразных дошкольных образовательных организаций, ориентированных на максимальное удовлетворение запросов родителей по обучению и воспитанию детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГОС ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка дошкольника. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В свою очередь, роль родителей детей дошкольного возраста определяется и в Законе РФ «Об образовании»: «Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности в младенческом возрасте».
Из вышеизложенного следует, что тесное взаимодействие детского сада и семьи, в условиях изменяющейся системы дошкольного образования, не просто необходимо, но и продиктовано многими нормативными документами.
Но до сих пор отношение к детскому саду у многих родителей чисто потребительское, основанное на рыночных отношениях: заплатил – получил услугу в полном объеме. Именно поэтому педагогами с семьями воспитанников должна проводиться постоянная работа по привлечению родителей к взаимодействию и вовлечению их в образовательный процесс.
К сожалению, личный опыт показывает, что занятость родителей в социальной сфере жизни и активная трудовая деятельность, правовая безграмотность родителей, а часто и педагогов ДОУ является серьезным препятствием для налаживания доверительных отношений, без которых невозможно тесное плодотворное сотрудничество.
В связи с этим вытекают следующие задачи:
1. Создать в группе психологически комфортные условия для эмоционального взаимодействия педагогов, родителей и детей.
2. Выявить и реализовать потребности родителей воспитанников в педагогических знаниях.
3. Установить тесное сотрудничество между педагогами и родителями воспитанников в вопросах воспитания и развития детей через подготовку, организацию и проведение творческих мероприятий для всех участников проекта.
4. Активизировать педагогические умения родителей и направить их на конструктивные партнерские взаимоотношения с педагогами ДОУ и детьми, поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Тип проекта:
• долгосрочный
• практико-ориентированный
• творческий
• коллективный
Участники проекта:
• воспитатели
• родители /законные представители воспитанников группы
• воспитанники группы
Этапы
1. Подготовительный:
• Создание проблемной ситуации
• Формулировка цели предстоящей работы
• Составление плана работы
Деятельность детей: учатся видеть поставленную проблему, формулировать вопросы, темы предстоящей работы.
Участвуют в определении последовательности работы, создают проблемную ситуацию.
Деятельность педагога: ставит цель проекта с опорой на потребности и интересы детей.
Составляет план, определяет основные этапы работы.
Деятельность родителей / законных представителей: участвуют в определении тематики предстоящей работы.
2. Основной (реализационный)
Деятельность детей: Участвуют в различных видах деятельности
Деятельность педагога: Организует и мотивирует познавательно-исследовательскую работу детей, через интеграцию различных видов деятельности Деятельность родителей: Выступают партнерами и помощниками детей в познавательно-исследовательской деятельности.
3. Презентационный
Проведение финального мероприятия - выставка всех семейных работ.
Деятельность детей: участвуют в презентации готового продукта деятельности.
Деятельность педагога: организовывает проведение выставки всех семейных работ.
Деятельность родителей / законных представителей: участвуют в презентации готового продукта.
4. Рефлексивный
• Анализ проделанной работы
• Оценка своих достижений и допущенных ошибок
Деятельность детей: Проводят пассивный анализ проделанной работы, выявляют положительные моменты и допущенные ошибки.
Деятельность педагога: подводит воспитанников и взрослых участников к рефлексии (обращение участников к себе и друг к другу в новом качестве, с высоты приобретенного опыта совместной деятельности).
Деятельность родителей: отмечают положительные и отрицательные моменты совместной работы; проводят итоговую экспертизу – дают оценку проекта: определяют соответствие полученного продукта первоначальному замыслу; принимают решение о локальном применении проектных материалов и тиражировании с целью активного внедрения в свою практику.
Формы реализации проекта
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
• «Семья»
• «Детский сад»
• «Магазин»
• «День рождения»
• «Идем в гости» и др.
Игра-драматизация по сказкам
• «Репка»
• «Гуси-лебеди»
Дидактические игры
• «Мамины помощники»
• «Ласковое словечко»
• «Я начну, а ты продолжи…»
• «Кто в домике живет?» и др.
Беседы
• «Что значит мое имя?»
• «Семейный этикет»
• «Если я один дома…»
Настольный театр (навыки безопасного поведения дома)
• «Волк и семеро козлят»
Итоговое мероприятие: познавательно-исследовательская деятельность «История моей фамилии» (рассказ ребенка)
Познавательное развитие
Познавательные беседы:
• «Как люди заботятся друг о друге?»
• «Все профессии нужны, все профессии важны»
• «Что такое родословная?»
• «Наши семейные традиции»
Итоговое мероприятие: родительское собрание в форме круглого стола «История семьи в истории города» (вклад отдельных членов семьи в развитие города)
Речевое развитие
Дидактические игры:
• «Волшебные превращения»
• «Клубочек»
• «Чем я похож на своих родителей?»
Беседы (обсуждения, составления рассказов):
• «Как мы ходили в кукольный театр (на выставку)»
• «К нам гости пришли»
• «Как мы с мамой ходили в магазин»
• «Мои домашние обязанности»
• «С кем я живу»
• «В гостях у бабушки» и др.
Чтение художественной литературы (чтение художественных произведений, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о доме, семье):
• В. Осеева «Волшебное слово», «Отомстила», «Сыновья», «Хорошее», «Просто старушка»
• З. Воскресенская «Мамины руки», «Мама»
• Э. Мошковская «Про бабушку»
• О. Высотская «Мой брат уехал на границу»
• С. Михалков «А что у вас?», «Чудо»
• В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо?»
• В. Драгунский «Денискины рассказы»
• Русские народные сказки
Итоговое мероприятие: составление фото книги «Выходной день в моей семье» (с рассказом ребенка)
Художественно-эстетическое развитие
Рисование:
• «Папа может все, что угодно…»
• «Платочек для бабули»
• «Моя мамочка - самая красивая!»
• «Портрет моей семьи»
• «Наш домашний питомец»
Лепка:
• «Печенье для гостей»
• Ваза с цветами в подарок маме»
Конструирование:
• «Наш дом»
• «Гараж для папиной машины»
Аппликация:
• Открытки ко Дню Защитников Отечества и к Международному Женскому Дню
Итоговое мероприятие: составление «Генеалогическое древо моей семьи» (с описательным рассказом ребенка)
Физическое развитие
Подвижные игры:
• «Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем…»
• «У медведя во бору…»
• «Как у бабушки Маланьи…» и др.
Пальчиковая гимнастика:
• «Семья»
• «Дружат мальчики и девочки…»
• «Солнечные лучики» и др.
Физкультурный досуг
• «Мама, папа, я – спортивная семья!»
Итоговое мероприятие: создание книги «Семейные рецепты здоровья»
Принципы взаимодействия педагогов с родителями/законными представителями:
• Доброжелательный стиль общения - умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
• Индивидуальный подход к каждому родителю - внимание к проблемам родителей, их субъективным переживаниям;
• Сотрудничество, не «над» родителем, а «вместе» с ним;
• Привлечение родителей к подготовке и участию в мероприятиях детского сада.
Основные формы работы с родителями:
• анкетирование;
• родительское собрание;
• своевременное информирование о ходе воспитательно-образовательного процесса;
• индивидуальные беседы и консультации;
• тестирование и опросы;
• информационные листы, памятки, буклеты, рекомендации;
• совместные творческие мероприятия;
• участие в конкурсах различного масштаба;
• мастер-классы, практикумы;
Ожидаемые результаты:
• создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями, педагогами.
• повышение уровня педагогической компетентности родителей;
• развитие творческих способностей детей и родителей в совместной конкурсной деятельности;
• увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий;
• создание системы комплексной работы с родителями.
Продукты проекта:
• анкеты, тесты, опросники;
• папка с памятками, буклетами, рекомендациями;
• фотоматериалы с совместных мероприятий;
• видеофильм «Наша дружная семья»
Риски:
• повышенный уровень тревожности, связанный с отсутствием теоретических знаний и практического опыта в воспитании детей дошкольного возраста;
• отсутствие коммуникативных навыков у родителей;
• трудность привлечения родителей воспитанников к участию в совместных мероприятиях (из-за отсутствия свободного времени, загруженности на основной работе и т. д.);
• участие одних и тех же семей в жизни группы.
Устранение рисков:
• снижение уровня тревожности через психолого-педогогическое просвещение родителей по вопросам социально-личностного развития детей и применение полученных знаний на практике;
• развитие коммуникативных навыков родителей, через совместную деятельность всех участников проекта;
• стимуляция и поощрение семей – участников совместных мероприятий грамотами и благодарственными письмами;
• привлечение семей всех воспитанников к участию в жизни группы через индивидуальные поручения.
Этапы проведения проекта:
• Подготовительный – 1, 2 недели сентября.
• изучение научной и методической литературы по теме проекта;
• анкетирование родителей;
• календарно-тематическое планирование в рамках проекта;
• Основной – 3 неделя сентября – 2 неделя мая.
• разработка конспектов и сценариев мероприятий и их проведение;
• регулярное обновление информационного уголка для родителей;
• реализация планов взаимодействия участников проекта;
• Презентационный – в течение года, по происшествии каждого мероприятия
• Рефлексивный – в течение года, по происшествии каждого мероприятия
Заключение Для того, чтобы наладить предложенную систему взаимодействия, детский сад должен быть открытым для семьи, действия педагогов абсолютно прозрачны и доброжелательны. Воспитатели должны, в непосредственном общении, с родителями постоянно, но ненавязчиво подчеркивать непреложную значимость семьи в воспитании ребенка, делать акцент на то, что именно родители – главные воспитатели своих детей, а детский сад выступает в роли помощника, куда можно при необходимости обратиться за любым советом. И только тогда, когда родители сами осознают, насколько важным для ребенка является семья и без сомнений примут помощь детского сада в воспитании своих детей, когда они будут уверенны в заинтересованности каждого педагога ДОУ в сотрудничестве – только тогда можно говорить о том, что семья и детский сад находятся в едином образовательном пространстве.
Список литературы
1. Зверева, О. Л. Родительские собрания в ДОУ [Текст]: метод. пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова - М. : АЙРИС-пресс, 2008. - 128 с.
2. Чиркова, С. В. Родительские собрания в детском саду: Средняя группа [Текст]: учебно-метод. пособие / С. В. Чиркова – М. : ВАКО, 2011. - 256 с.
3. Чиркова, С. В. Родительские собрания в детском саду: Подготовительная группа [Текст]: учебно-метод. пособие / С. В. Чиркова – М. : ВАКО, 2010. - 336 с.
Приложение
Мастер-класс
для родителей детей старшей группы по рисованию в нетрадиционной технике.
Цель: познакомить родителей с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста; вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
– установить эмоциональный контакт с родителями;
– раскрыть значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста;
– познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования;
– стимулировать интерес родителей к творческой деятельности.
Ход собрания
1. Вводная часть
Здравствуйте, уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча необычна. Это не собрание, не консультация, а мастер-класс, а это значит, что вы сможете проявить свою фантазию и творчество. Тема нашей встречи «Нетрадиционные техники рисования».
Предлагаю поиграть в игру «Клубочек», чтобы объединиться, задаться общей целью. Мы будем передавать клубочек друг другу и говорить одно слово, которое ассоциируется с детским садом. Начнем с меня. Я говорю слово «Радость» и передаю клубок следующему родителю, нитку клубочка удерживаю в руках, следующий родитель называет слово и держит нить в руке и т. д. (Родители передают клубок и называют по одному слову).
Посмотрите, как мы с вами связались одной нитью и эта нить у меня ассоциируется со словом «Детство». Чувствуете, как мы с вами сильны и едины! Уверена, что эту тонкую нить мы с вами не разорвем и будем дружно держаться в течение всего пребывания Ваших детей со мной!
А теперь, чтобы замотать клубок обратно, я предлагаю вам назвать по одному прилагательному, описывающему вашего ребёнка (Родители сматывают клубок, передавая его друг другу и называя прилагательное, описывающее ребенка).
2. Основная часть
Изобразительная деятельность является одним из наиболее интересных и развивающих видов деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Я уверена, что Вы рисуете с детьми, но скорее всего это карандаши и фломастеры иногда краски. Это связано с тем, что дети оставляют запачканные столы, стулья, одежду и стены. Но им в этом возрасте необходимо рисовать красками. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Сегодня я бы хотела познакомить вас с некоторыми нетрадиционными техниками рисования.
Техника рисования по мокрому листу (Демонстрация детских работ)
(Родители рассматривают работы детей)
Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кончиком кисточкой. При прикосновении кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.
Если краска не растекается значит вы не достаточно смочили лист. Если краска бесформенно растекается очень сильно, значит воды слишком много. Лишнюю воду можно убрать сухой кисточкой или губкой.
Можно не смачивать весь лист сразу, а смочить только то место где будете сейчас рисовать. Напоминаю, что рисовать по мокрому фону нужно только кончиком кисти и акварельным красками.
Что же можно рисовать по мокрому фону? Да все что подскажет фантазия ребенка! Даже простое раскрашивание различными цветами может, выльется в замысловатые красивые узоры.
Очень правдоподобными получаются рисунки, тема которых так или иначе связана с водой: рыбки в водоеме или аквариуме, море, облака с дождем. Очень живыми получаются цветы.
Можно по мокрому листу рисовать только фон для будущего рисунка. А можно с помощью трафарета нарисовать какую-то фигуру (например животное) и мокрым сделать фон только во круг этой фигуры.
Техника рисования «Кляксография» (Демонстрация детских работ)
(Родители рассматривают работы детей)
Дети любят оставлять на бумаге кляксы. Родители, недооценивая «шедевры» собственных детей, избавляются от непонятных рисунков. Но, оказывается, из оставленных клякс можно создать уникальный рисунок. Кстати, существует даже такая техника рисования — кляксография.
Для этого на лист с помощью кисти наносят большую кляксу. Важно, что краска должна быть очень жидкой. Затем с помощью питьевой трубочки начинают раздувать краску по поверхности бумаги. Желательно направлять акварель в разные стороны. Далее присмотритесь к полученному рисунку и подумайте, что он вам напоминает и завершите рисунок. Полученный рисунок при желании можно украсить оригинальной рамкой.
Первые несколько уроков ребенку может потребоваться помощь взрослых. Чаще всего малыши не могут сразу разглядеть в кляксе знакомые очертания.
Техника рисования «Печатание» (Демонстрация детских работ)
(Родители рассматривают работы детей)
Для этого можно собрать различные опавшие листья, намазать каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Затем прижать лист закрашенной стороной к бумаге и осторожно снять его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, можно получить еще один отпечаток.
Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампа. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и фартуки.
Техника рисования «Монотипия» (Демонстрация детских работ)
(Родители рассматривают работы детей)
Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток).
Это простая, но удивительная техника рисования. Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.
Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии — любое.
Для рисования в технике «Монотипия» нам понадобится: плотная бумага любого цвета, гуашевые или акварельные краски, кисти, банка с водой, салфетки.
Сейчас я бы хотела вместе с вами окунуться в прекрасный мир детства и ощутить как же это хорошо ходить в детский сад! Я предлагаю вам ещё ближе познакомиться с рисованием в нетрадиционных техниках, о которых мы сегодня поговорили. Перед вами лежат листы бумаги, кисти, краски, питьевые трубочки, листья, стоят стаканчики с водой. Вспомните, что я говорила о каждой из техник, придумайте, что бы вы хотели изобразить и приступайте к созданию своих шедевров. Если будут вопросы, не стесняйтесь и задавайте их (Родители приступают к творческой деятельности, при необходимости задают вопросы/просят помочь).
3. Заключительная часть
Наш мастер класс подошел к концу. Надеюсь, вы получили массу положительных эмоций и узнали много новой и полезной для вас информации. Рисуйте чаще со своими детьми в нетрадиционных техниках. Ведь использование нетрадиционных техник рисования - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.