Ольга Марьясова
Проект «По сказочным тропинкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Кирбинский детский сад "Ручеек"
Проект
"По сказочным тропинкам"
2015 г.
Паспорт проекта
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : информационный, творческий.
По числу участников проекта : групповой
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ, социум – библиотека.
Публикация «Проект „По сказочным тропинкам“» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
По профилю знаний: межпредметный (по разделам образовательной программы «Детство»).
По типу объекта проектирования : социальный.
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Руководитель проекта : воспитатель – Марьясова Ольга Владимировна
Актуальность проекта :
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
В группе было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.
Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Цель проекта : Воспитание правильного отношения к книге, как к объекту получения знаний и удовольствия. Формирование представлений о нравственном смысле литературных произведений.
Задачи проекта :
Подвести к мотивационной оценке поступков и характеров героев книг.
Закрепить знания о жанровых особенностях книг.
Активизация творческого мышления детей.
Расширить возможности сотрудничества с библиотекой, активизировать посещение библиотеки.
Познакомить детей с творчеством детских писателей и поэтов.
Познакомить детей со своеобразием творческой манерой иллюстраторов детских книг.
Этот проект значим для всех участников проекта :
У детей формируются навыки самостоятельности, активности по взаимоотношению с книгой.
Расширяются нравственные представления о содержании произведений детских авторов.
Педагог продолжает осваивать метод проектирования — метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника.
Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Воспитатель — организует НОД по произведениям детских авторов, оформление фотовыставки по итогам проекта, размещение проекта на сайте детского сада.
Дети - участвуют в познавательной деятельности, создают творческие работы.
Родители совместно с детьми — ищут произведения, читают, делают поделки своими руками.
Обеспечение проектной деятельности :
Материально — техническое
Аудиозаписи, мультфильмы, книги, иллюстрации, игры и игрушки, материал для творчества.
Диагностика — дидактический:
Конспекты непрерывной образовательной деятельности.
Предполагаемый результат
Внешние продукты:
1. Выставка творческих работ детей (рисунки, поделки, книжки-малышки, отреставрированные книги)
2. Пополнение библиотеки группы.
3. Выставки.
Внутренние продукты:
Дети научились давать мотивационную оценку поступкам героев книг, понимают жанровые особенности книг. Увеличилось количество заученного литературного материала.
Проявление потребности посещать библиотеку.
Этапы работы над проектом
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач.
Составление плана проекта.
Реализация проекта.
Подведение итогов проекта.
Образовательная работа в рамках проекта
Дни недели Образовательная область Непосредственная образовательная деятельность Задачи Ответственные
1 день проекта
«День смеха» Социально-коммуникативное
развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие 1. НОД «Юмор в стихах и сказках» (знакомство с художественной литературой)
2. НОД «Кто изготовил книгу?» (социальный мир)
3. НОД «В гости к литературным героям» (Н. Носов «Фантазёры) (физическая культура) - Инициировать поиск детей выразительных средств для выражения радости;
— вызвать интерес к книгам различных жанров;
— развивать чувство гордости за то, что ребёнок умеет читать книги;
— продолжать работу над формированием нравственного чувства;
— продолжать знакомить детей с новыми произведениями Воспитатель
Марьясова О. В.
2 день проекта Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Театрализованная деятельность 1. НОД «Из какой сказки эпизод?» (рассматривание иллюстраций из сказок А. С. Пушкина знакомство с художественной литературой)
2. НОД «Нарисуй сказочного персонажа, мы отгадаем сказку» (изобразительная деятельность)
3. НОД Костюмированная сценка «Сказка Репка» (театр- игра)
4. НОД Игра н/п «Собери картинку» -Познакомить с поэтами и их произведениями
— вызвать интерес к книгам различных жанров;
— развивать чувство гордости за то, что ребёнок умеет читать книги;
— продолжать работу над формированием нравственного чувства; Воспитатель Марьясова О. В.
3 день проекта Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие 1. НОД Викторина «Дорогой сказок»
2. НОД Игры дидактические «Кто есть кто»?«Отгадай загадки», «Вспомни сказку по отрывку».
3. НОД «Рукам забота – сердцу радость» «По страницам любимых сказок» (Лепка)
4. НОД Викторина детективная:
Игра творческая «Словесный портрет», Игра сюжетная «Следственное дознание». - Познакомить с поэтами и их произведениями
— вызвать интерес к книгам различных жанров;
— развивать чувство гордости за то, что ребёнок умеет читать книги;
— продолжать работу над формированием нравственного чувства; Воспитатель
Марьясова О. В.
4 день проекта Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие 1. НОД «В гости к сказке» (математика)
2. НОД «Книжкина больница» (отбор материала для лечения «больных» книг, ремонт книг)
3. «Кошачьи сны» — стихи для детей Светланы Сон, знакомство с творчеством. Выступление библиотекаря.
4. Кроссворд «Герои сказок» - Познакомить с поэтами и их произведениями
— вызвать интерес к книгам различных жанров;
— развивать чувство гордости за то, что ребёнок умеет читать книги;
— продолжать работу над формированием нравственного чувства; Воспитатель
Марьясова О. В.
5 день проекта Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие 1. НОД Сказка «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсена (развитие речи).
2. НОД Спектакль «Кот в сапогах» (театр-настольный + игра)
3. НОД Игра творческая «Сказочное досье»
4. НОД «Рукам забота -сердцу радость». Сказка «Дикие лебеди» (аппликация) - Познакомить с поэтами и их произведениями
— вызвать интерес к книгам различных жанров;
— развивать чувство гордости за то, что ребёнок умеет читать книги;
— продолжать работу над формированием нравственного чувства; Воспитатель
Марьясова О. В.
Результат проекта :
1. В результате совместной деятельности воспитанников и педагогов ДОУ дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о детских книгах, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, изготавливать книги своими руками. Дети познакомились с творчеством художников-иллюстраторов.
2. Родители воспитанников получили информацию о том, как воспитать у ребёнка любовь к чтению.
3. Проектный метод развил познавательный интерес к различным областям знаний у детей, сформировал навыки сотрудничества.