Ирина Лодыгина
Проект по речевому развитию «Развиваем речь через игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по речевому развитию на тему : «Развиваем речь через игру».
Проблема
Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки - аудиосказка с магнитофона или диски с
Темочки:
видеофильмами. Резкими темпами снижается живое общение взрослого с ребенком, что тормозит не только речевое, но и общее развитие ребенка.
Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных
выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.
Введение
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребёнком родного языка, становления и развития всех сторон речи.
Обучение дошкольников родному языку и развитие речи является одной из важнейших педагогических задач работы дошкольной образовательной организации. Практически каждая деятельность ребенка сопровождается речью.
Основная целевая направленность в решении задач речевого развития воспитанников ДОО сформулирована в ФГОС дошкольного образования. Основная образовательная программа дошкольного образования ставит перед педагогом следующие задачи по развитию речи ребенка :
- овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Овладение связной, грамматически правильной речью – одна из главных задач речевого развития дошкольника и высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Владение связной речью вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической и фонетической.
Наиболее из эффективных средств развития речи в дошкольном возрасте является игра. Через игру дошкольники знакомятся с окружающим миром, учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения, проявлять инициативность и активность, самостоятельность и независимость, проявлять творчество.
Игра дает возможность детям воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Именно в игре дошкольники учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи.
Игровая деятельность – самое интересное, доступное для ребёнка занятие. Именно через игровую совместную деятельность детей и педагога возможно расширять и активизировать словарь детей, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, так как количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя, а так как игра – это ведущий вид деятельности дошкольников, то я считаю актуальной и необходимой тему использования игр в развитии речи дошкольников.
Объект проекта : развитие речи детей дошкольного возраста.
Предмет проекта : игра как метод развития речи дошкольников.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : средней продолжительности (сентябрь-декабрь).
Продукт проекта : Пополнение речевого уголка новыми дидактическими играми, направленными на всестороннее речевое развитие детей.
Изготовление лэтбука «Развиваем речь»
Изготовление картотеки речевых, пальчиковых игр.
Цель: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Задачи:
- формировать умения детей выстраивать связную речь; формулировать связные высказывания;
- способствовать развитию связной речи у детей 4 – 5 лет посредством дидактических игр;
- воспитывать интерес к собственной речевой деятельности; уважительное отношение к речевому высказыванию, к субъекту;
- развивать все компоненты устной речи детей в процессе игровой деятельности;
- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Ожидаемые результаты:
В работе с детьми.
- Повышение уровня словарного запаса детей.
- Формирование умения составлять связные высказывания.
- Повышение уровня развития связной речи у дошкольников.
- Развитие речевой активности, инициативности и самостоятельности в речевой деятельности детей.
- Развитие у дошкольников интереса к театрализованной деятельности.
В работе с родителями.
- Активное включение родителей или законных представителей воспитанников в педагогический процесс МБДОУ средствами активных форм взаимодействия: родительский клуб, тренинги, семинары-практикумы, досуги и др.
- Повышение уровня педагогических знаний у родителей или законных представителей по вопросам речевого развития у дошкольников и игровой деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда проекта :
- Дидактические игры;
-Музыкальные инструменты;
- Костюмы, декорации, атрибуты для театрализованной деятельности;
- Атрибуты для разных видов театров;
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, предметы заместители.
Этапы реализации проекта
1 этап: Подготовительный
- Создание предметно-развивающей среды через пополнение уголка театрализованной деятельности:
изготовление пальчикового, конусного театра.
- Подбор и изготовление речевых дидактических игр.
- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
- Подбор и классификация дидактических, подвижных игр со словами.
- Чтение сказок,
- Беседы по сказкам.
- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр:
халат и шапочка для с-р/и «Больница»,
подбор предметов заместителей для игры в «Магазин».
Работа с родителями:
Проведение беседы с родителями на тему «Роль родителей в развитии речи детей».
Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра; атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Консультация на тему «Игра и её роль в развитии ребёнка»
Папка передвижка на тему «Во что поиграть с детьми дома»
2 этап: Практический.
Дидактические игры:
«Отгадай и расскажи сказку»
«Я начну, а ты продолжи»
«Подбери пару»,
«Подскажи словечко»,
«Из чего сделано?»,
«Назови и отгадай»,
«Где, что лежит»,
«Назови одним словом»,
«Скажи наоборот»,
«Один – много»,
«Назови ласково».
Пальчиковые игры:
«Моя семья»,
«Весёлые ребята»,
«Сказки»,
«Дружба».
«Вышли пальчики гулять»
«Считалка для мышки»
«Прогулка»
«Осень»
Подвижные игры со словами:
«У медведя во бору»,
«Мы - веселые ребята»,
«Гуси – лебеди»,
«Кошка и мыши»,
«Гори - гори ясно»,
«Мышеловка»,
«Пастух и стадо».
Игры-драматизации:
«Теремок»
«Репка»
«Три медведя»
«Колобок»
Настольный театр:
«Волк и семеро козлят»
«Курочка Ряба»
«Маша и медведь»
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин»
«Больница»
«Семья»
«Кафе»
«Автобус»
Работа с родителями:
- Консультация «Развитие связной речи детей посредством дидактических игр»
- Привлечь родителей к изготовлению конусного театра по сказке «Три медведя»
- Мастер-класс «Играя, развиваем речь».
- Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр.
- Семинар-практикум: «Пальчиковые игры и их роль в развитии речи ребёнка».
3 этап: Заключительный
- Уголок речевого развития пополнен дидактическими речевыми играми.
- Изготовлены картотеки речевых, пальчиковых игр.
- Изготовлен лэтбук «Развиваем речь»
- Изготовлены маски для игр драматизаций.