Светлана Кочетова
Проект по развитию мелкой моторики рук детей второй младшей группы «Умелые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Темочки:
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2024
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Развитие мелкой моторики рук так же напрямую связано с мышлением, вниманием, наблюдательностью, памятью, воображением, координацией. Очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Поэтому, для детей 2 младшей группы «Буратино», был разработан проект «Умелые пальчики».
Цель проекта : развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности с использованием традиционных и нетрадиционных методов.
Задачи проекта :
• создание условий для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста;
• пополнение развивающей предметно-пространственной среды по сенсомоторному развитию дидактическими материалами;
• повышение уровеня компетентности родителей по вопросу мелкой моторики путем привлечения их к реализации проекта.
Тип проекта : - познавательный, творческий, среднесрочный.
Срок реализации: декабрь - март 2024г.
Целевая аудитория: педагоги, дошкольники (дети 3-4 лет) и их родители.
Срок реализации: февраль - апрель 2024г
Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Разработчики проекта : Кочетова С. А., воспитатель.
Ожидаемый результат:
1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня соответствующего данному возрасту.
2. Пополнение предметно - развивающей среды, т. е. создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.
3. Обогащение опыта родителей необходимыми знаниями и умениями для развития мелкой моторики ребёнка, художественного творчества.
План реализации проекта
I этап (I – IV неделя февраля)
Подбор материала для детей и родителей. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.
II этап (– V неделя марта)
Проведение мероприятий.
III этап (– IV неделя апреля)
Подготовка к итоговому мероприятию, проведение родительского собрания, мастер класса с родителями «Мастерим вместе».
Взаимодействие участников
Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
I этап Пробор материала, привлечение родителей к процессу, прогнозирование результата. Активное участие, посильная помощь воспитателю и родителям Активное участие в создании предметно-развивающей среды
II этап Изготовление игр для развития мелкой моторики детей Творческое участие в художественной деятельности. Проведение совместных мероприятий дома, совместная творческая деятельность с детьми
III этап Организация и проведение мероприятий Творческое участие детей в мероприятиях Помощь в организации и активное участие в мероприятиях
Этапы реализации проекта
Месяц I этап (организационный)
Тема мероприятия Цель мероприятия
февраль 1. Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата. Изучение игровых технологий, методов и приемов для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
2. Подборка дидактических игр Создание предметно-развивающей среды в группе
3. Обсуждение с родителями проекта Выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
II этап (основной)
Тема мероприятия
для детей Цель Совместная деятельность с родителями
Март
1. Разучивание пальчиковых игр.
2. Игры с крупами, горохом, фасолью.
3. Игры с крышками от бутылок.
4. Игры с прищепками.
5. Шнуровка.
6. Геоборд, бизиборд
7. Камешки Марблс.
8. Игры с помпонами. Пополнение дидактических игр.
Упражнять детей в умении соотносить действия со словами 1. Познакомить родителей с пальчиковыми играми для малышей.
2. Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки).
Апрель
1-2 неделя
1. Нетрадиционное рисование ватными палочками
2. Пластилинография. Развивать ритмичность движений. Закреплять знание основных цветов, побуждать детей называть их. Вызвать интерес к художественной деятельности.
Апрель
3-4 неделя этап (заключительный)
1. Родительское собрание.
Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей младшей группы»
2. Подведение итогов по проекту
Отчёт о проделанной работе по проекту. 1. Буклет «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет».
2. Папка-передвижка «Пальчиковые игры для малышей».
3. Рекомендации родителям «Развитие мелкой моторики рук».
Результаты проекта.
В процессе работы над данным проектом с целью развития мелкой моторики рук детей младшего возраста, мы добилась определенных результатов. После повторного выявления уровня развития мелкой моторики в конце проекта прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук. С высоким уровнем развития 36 %, со средним 60 % и с низким 4 % воспитанников.
Кисти и пальцы рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В продуктивной деятельности дети демонстрируют большую включенность в процесс, заинтересованность в получении хорошего результата. Дети ознакомлены с нетрадиционными методами рисования и лепки. Были разучены пальчиковые игры.
Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей как речь, память, внимание, воображение. Способствовали воспитанию эстетического восприятия, познавательного интереса, любознательности и творческой активности. Воспитанники стали более аккуратны, усидчивы, старательны, проявляли желание выполнять работу до конца.
Отношения педагогов с детьми улучшились и стали более доверительными.
За время реализации проекта родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками, Они стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами деятельности своих детей, эмоционально поддерживать своего ребёнка.
Развивающая предметно – пространственная среда была обогащена различными дидактическими играми и пособиями. Были разработаны и составлены картотеки пальчиковых игр и гимнастик по различным темам, картотеки физкультминуток и динамических пауз. Разработаны консультации для родителей по теме развития мелкой моторики. Удалось достигнуть положительных результатов взаимодействия педагогов с родителями, родители принимали активное участие в реализации проекта. Научились способам изготовления игр из бросового материала, делились своим опытом по изготовлению развивающих игр.
Таким образом, задачи исследования решены, были сделаны выводы, ожидаемые результаты выполнены.
Список использованной литературы и интернет ресурсов:
1. Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»
2. Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
3. Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»
4. Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. 3-4 года»
5. Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи.
6. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
7.https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-raboty-po-razvitiyu-melkoi-motorikivtoraja-mladshaja-grupa.html
8. Тимофеева Е. Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб:, Корона-Век, 2007
9. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. - М. : ЭКСМО, 2007.
10. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
11. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 17. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
13. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
14. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
15. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
16. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.