Татьяна Маркинова
Проект по познавательному развитию «Разноцветное лето» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Лето – замечательная пора! Именно в этот период дети много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, сопротивляемость заболеваниям, создание положительных эмоций.
Цель проекта :
Темочки:
- Лето. Проекты летние
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
1. Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей с учетом их индивидуальных особенностей; полностью удовлетворить потребности растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.
Задачи проекта :
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Реализовать мероприятия, направленные на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активизации, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков.
3. Осуществлять педагогическое и социальное просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
4. Повышать активность родителей в организации летней оздоровительной работы в детском саду.
5. Полноценное физическое развитие детей, повышение эмоционально-положительного настроя с помощью организации тематических праздников и развлечений.
6. Формировать у дошкольников осознанное отношение к своему здоровью.
7. Способствовать развитию двигательной самостоятельности, двигательного творчества, инициативы и сообразительности.
8. Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире, мире природы).
9. Воспитывать у детей позицию созидателей и помощников природы.
10. Развивать способности детей в различных видах художественно - эстетической деятельности.
Реализация проекта предусматривает несколько этапов и должна проходить по разработанному плану.
Пояснительная записка
На первом этапе работы необходимо повышение уровня самообразования, формирование понимания актуальности работы по развитию познавательного интереса у детей. Необходимо прежде всего хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть верным и адаптирован для детского восприятия - подбор необходимого материала:
Второй этап работы предусматривает создание предметной развивающей среды в группе. Мышление дошкольника наглядно- образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую среду ребенка предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Для решения этой задачи в группе необходимо создать специальные зоны:
- центр «Природа», содержащий материал по ознакомлению с природой своей Родины;
- зона с книго-выставкой «Красота родного края»
- папка-передвижка о родном поселке (наглядные пособия, дидактический материал о родном городе, его достопримечательностях, о красивых уголках города);
-папка-передвижка о лете;
Третий этап работы по реализации задач предусматривает активное взаимодействие с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей, - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей можно говорить об успешной реализации проекта в дошкольном образовательном учреждении.
Ожидаемые результаты:
- Снижение уровня заболеваемости среди детей;
- Развитие социально-нравственных, коммуникативных качеств ребенка;
- Повышение интереса к прекрасному миру природы, к ее познанию;
- Проявление таких качеств, как доброта, милосердие, забота.
Оздоровление и физическое развитие. Утренняя гимнастика. Гимнастика после сна. Народные и подвижные игры. Спортивные игры с элементами футбола, пионербола, баскетбола.
Закаливающие процедуры. Хождение босиком. Солнечные ванны. Обливание и мытье ног. Походы на близкие расстояния.
Развитие любознательности. Наблюдения. Экскурсии. Экспериментальная деятельность.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Аппликация. Театр.
Трудовые навыки. Цветник. Огород. Уборка территории. Поделки.
Работа с родителями. Рубрика «Вам интересно, детям полезно», Консультации: "Игры на природе", "Солнечный удар", "Будьте осторожны".
Срок реализации: 1,5 месяца.
Вид проекта : информационно-практический с элементами творчества.
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
2. А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.
3. М. М Борисова. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.
4. Л. И. Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
5. Л. Д. Глазырина. Физическая культура – дошкольника – М. : Просвещение, 1990.
6. Е. А. Тимофеева Подвижные игры для детей – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
7. Г. С. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи – М. : Просвещение, 1988.
8. С. Н. Николаева. «Юный эколог» – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
9. «Мы» программа экологического образования детей.
10. Ю. Г. Илларионова «Учим, детей отгадывать загадки»
11. Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. «Чего на свете не бывает» – М. : Просвещение, 1990.
12. Л. В. Черемошкина. Развитие памяти детей. – М. : Просвещение, 1989.
13. Л. В. Артемова. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
14. О. В. Дыбина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. –ТЦ Сфера,2010.
План реализации.
Этапы.
Подготовительный этап включает в себя:
1. Подбор необходимой литературы по теме.
2. Подбор двигательных упражнений и подвижных игр.
3. Информирование родителей о реализации проекта.
4. Разработка плана проекта.
Основной этап реализует недельные темы:
Июнь «Лето в яркие цвета одето»
Темы недель:
«Лето», «Красивые цветы», «Деревья, кустарники, травы», «Насекомые».
Июль «Безопасное лето», «Моя семья», «Животные, птицы летом», «Опасности вокруг нас», «Дорога и дети».
Беседы
«Лето и мы» познакомить детей с характерными признаками лета, побеседовать о них.
«Ох, лето красное, любил бы я тебя.» расширять представления детей о пользе и вреде солнца (тепловой и солнечный удары, распространение инфекций).
«Труд людей летом» формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях, летних хлопотах человека.
«Летние забавы» формировать положительно – эмоциональное отношение детей к красоте летней природы и отдыха на лоне природы.
«Как мы летом одеваемся» расширять представления детей о летней одежде, материалах, необходимых для её пошива.
«Цветы» расширение представлений детей о цветах луговых, уточнить знания детей о том, что растения вырастают из семян.
развивать познавательный интерес, мыслительную активность, память, внимание, мышление, воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
«Садовые цветы» расширение представлений детей о цветах садовых, воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
«Цветы в стихах и загадках» развивать познавательный интерес, мыслительную активность, память, внимание, мышление, воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
"Цветок" расширять представления детей о растениях, о простейших взаимосвязях в живой природе, о свойствах воды.
Уход за комнатными растениями. расширять представления детей о комнатных растениях.
«Насекомые» дать знание о правилах поведения при встрече с насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых.
«Бабочки» расширить знания детей о бабочках. Познакомить с некоторыми бабочками. Закрепить знания детей о развитии насекомого. Словарь: голубянка, бабочка Павлиний Глаз, бабочка Адмирал. Воспитывать интерес к жизни бабочек.
«Божья коровка» расширить и уточнить знания детей о божьей коровке. Закрепить знания о насекомых и их развитии. Развивать интерес к жизни насекомых. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать бережное отношение
«Муравей». познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Развивать мышление. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о жизни насекомых.
«Стрекоза» познакомить детей с особенностями внешнего вида и образом жизни стрекозы. Закрепить знания детей о строении насекомого: три пары ножек, пара усиков, тело состоит из трех частей – голова, грудь, брюшко. Учить детей понимать образные выражения.
«Деревья и кустарники» учить различать деревья и кустарники.
Беседа о деревьях и кустах. закреплять знания детей по теме недели; развивать речь, учить рассказывать по картинкам, отличать дерево от куста.
«Для чего нужны деревья, польза от деревьев» обогащать знания детей о пользе растений.
«Деревья, кустарники, травы». закреплять представления о том, что растения – живые модели.
«Беседа культурные и дикие растения» способствовать обобщению представлений о растениях.
«Что такое семья» объяснить детям, что семья – это любовь, забота друг о друге, самое любимое и надёжное место на земле. Воспитывать любовь и уважение к старшим: бабушке, дедушке, маме, папе.
«Моя семья» продолжать формировать представления детей о семье и её членах. Учить правильно называть членов семьи. Дать понятие «семья». Развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
«Моя семья в пословицах и поговорках» закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи).
Воспитывать желание заботиться о близких.
«Люблю я мамочку мою» систематизировать представления детей о семье : закрепить умение называть членов своей семьи, понимать роль взрослых и детей в семье. Воспитывать привязанность ребенка к своему дому, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к близким людям; развивать диалогическую форму речи.
«Семья в загадках» формировать представление детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей.
«Опасные ситуации на улице и во дворе» учить детей правильно вести себя в ситуациях обнаружения незнакомых предметов и при встрече с незнакомыми людьми. Развивать умение объективно оценивать положительные качества людей. Воспитывать у детей внимательность, осторожность.
«Опасности на улице и во дворе». учить детей быстро реагировать в чрезвычайных ситуациях. Формировать общественное сознание гражданской позиции об опасностях на дороге, в детском парке и около дома.
«Один дома» формирование у детей навыков безопасной жизнедеятельности; учить предупреждать возможные негативные ситуации для ребёнка, если он находится один в доме.
«Опасные предметы в быту» закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.
«Опасные предметы» закрепить знание детей правил пожарной безопасности. Закрепить знание детей об опасных предметах, встречающихся в окружающем пространстве.
«Безопасная дорога» воспитывать уважение к профессиям. Закреплять с детьми правила дорожного движения. Знать цвета светофора. Развивать внимание, ориентировку на местности. Знать, что играть на проезжей части дороги нельзя. Учить детей соблюдать правила дорожного движения.
«Правила поведения в транспорте» закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте.
«Посмотри налево, посмотри направо». закрепить знания детей о том, как правильно переходить дорогу
«Пора не пора – не ходи со двора». разъяснить детям, что у дорог играть нельзя.
«Мы знакомимся с улицей». познакомить детей с улицей, ее особенностями; закрепить правила поведения на улице: надо быть внимательным, идти только по тротуару, по правой его стороне, переходить улицу только по специально выделенному переходу - «зебре», если нарушишь эти правила, можно попасть под машину.
"Знай и выполняй правила дорожного движения " закрепить с детьми знания правил уличного движения (знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на тротуаре нельзя; транспорт ездит по правой стороне мостовой; знать назначение и сигналы светофора; уметь определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей).
«Знакомство с пешеходной дорожкой - тротуаром» закреплять знания о правилах поведения на улице; воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве.
«Путешествие в лес». обобщить и систематизировать представление об экосистеме – лес.
«Лето красное. Растения и животные летом». закреплять названия летних месяцев, называть их в правильной последовательности; продолжать знакомить с народными приметами; подвести к пониманию того, что для укрепления здоровья летом можно купаться, ходить босиком, греться на солнышке.
«Почва - живая земля.» Беседа «Кто создаёт почву?» ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли.
«Кто живет в пресной воде?». формирование представлений об обитателях пресных водоемов (рек, озер, их образе жизни и значении.
«Кто живет в земле?» обобщить знания детей об обитателях земли.
Подвижные игры:
«Мяч через сетку» (бросание и ловля мяча). учить детей соревноваться. Упражнять в бросании мяча через сетку двумя руками снизу и из-за головы.
«Найди где спрятано» (ориентировка в пространстве) учить ориентироваться в комнате или на участке, выполнять действия по сигналу.
«У медведя во бору» (бег) приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).
«Найди и промолчи» (на ориентировку в пространстве) учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.
«Самолеты» (бег) развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.
«Цветные автомобили» (бег) развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе.
«Лиса в курятнике» (прыжки) развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
«Птички и кошка» (бег) развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.
«Зайцы и волк» (прыжки) развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
«Лошадки»
«Найди себе пару»
(бег) развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.
«Кегли» (катание шара) учить детей основным правилам игры. Упражняться в сильном и резком катании шара в кегли правой рукой. Развивать глазомер.
«Подбрось-поймай» (игра с бросанием и ловлей мяча) учить детей соревноваться. Упражнять в бросании мяча двумя руками снизу вверх и ловить его.
«Ловишки» (бег) учить бегу в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
«Птицы и бабочки»
Опытно – экспериментальная деятельность
«Строение растения». расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растения «Где прячутся детки?»
выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.
«У кого какие детки?»
выделить общее строение семян (наличие ядрышка). Побудить к называ-нию частей семян. «Как развивается растение?»
выделить циклы развития растения : семя – росток – растение- -цветок – плод – семя.
«Что любят растения?»
установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. Опыт №1 показать, что в почве есть воздух.
Опыт 2 показать, что в результате вытап-тывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухуд-шаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоя-тельно прийти к выводу о необходи-мости соблюдения правил поведения на отдыхе. Опыт 3 показать, что при сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)
Опыт 4 показать, как проис-ходит загрязнение почвы; обсудить возможные послед-ствия этого. «Почему птицы могут летать?» найти особенности внешнего вида неко-торых птиц, позволя-ющие приспосо-биться к жизни в окружающей среде.
«Кто живет в воде?» найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. «Как спрятаться бабочкам?» найти особенности внешнего вида неко-торых насекомых, позволяющие прис-пособиться к жизни в окружающей среде.
Игровая деятельность
Дидактические игры Сюжетно – ролевые игры
1.«Узнай на вкус» развивать вкусо-вой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягодах
2. Магазин научить детей класcифицировать пред-меты по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей : ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
3.«Узнай по запаху» развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией.
4. Аптека расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт кассир-продавец, заведующая аптекой расширить словарный запас детей
5."Кто где живет?" закрепление знаний о местах проживания насекомых. 6. Строим дом познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчаю-щей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей,
7.«Отгадай, какое это насекомые» описать характерные особенности задуманного насекомого.
8. Зоопарк расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании
9.«Кто здесь лишний?» закрепление знаний об отличительных чертах насекомых.
10. Детский сад расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
11.«Что есть у дерева?»
(строение дерева) закрепить знания детей по теме
12.«Деревья, кустарники, травы», развивать память, речь, пополнять словарный запас детей.
13. Парикмахерская познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
14.«Сварите вкусный борщ» учить детей называть старинную посуду (горшок, миска, ложка, кувшин) учить выбирать нужные овощи для борща; развивать логическое мышление, внимательность.
15. Семья формировать пред-ставление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
16.«Что где растет» расширять и уточнять представления детей об овощах и фруктах, развивать память, речь
17. В кафе учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта
18.«Витамины – это таблетки, которые растут на ветке» расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.
19. На дорогах города закрепить знания детей о правилах дорожного движения, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
20.«Летняя одежда». показать умение детей классифицировать одежду по сезону.
21. Правила дорожного движения продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей
22.«Назови профессию» словообразование существительных, обозначающих лиц мужского и женского рода по их профессиям.
23. На станции технического обслуживания автомобилей расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.
24.«Назови ласково» учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные формы слов
Консультации для родителей:
Закаливание детей дать родителям несколько практических советов, чем занять ребёнка в летний период с пользой для здоровья, для установления доверительных отношений детей с родителями.
Летние занятия
Лесная прогулка
Найдите время, чтобы быть вместе…
Пословицы и поговорки Летние приметы
Одна пчела много меду не наносит.
Лето дождливое - зима будет снежная, морозная.
Клади по ягодке - наберешь кузовок.
Месяц в тусклой дымке - к затяжному ненастью.
Июльское приволье — для пчел раздолье.
Красноватая луна - на большой ветер.
В июле на поле густо, а в амбаре пусто.
Соловей всю ночь поет - перед солнечным днем.
В июле стрекоза и муравей не понимают друг друга: муравей трудится, а стрекоза красуется.
Воробьи среди дня нахохлились - быть дождю; вороны под тучами летали, галки разыгрались в воздухе - к ненастью.
Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает.
С вечера туман опускается, ложится на землю - на следующий день можно не ждать дождя.
У коровы молоко на языке.
Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана - к ненастью.
Если утром трава сухая - к ночи ожидай дождя.
Если летом часто были туманы - грибов было много.
Больше гроз - больше грибов.
Загадки
Солнце печет, липа цветет, рожь колосится, золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Летом.)
Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все. (солнце).
Неизвестно, где живет, налетит - деревья гнет.
Засвистит - по речке дрожь. Озорник, а не уймешь. (Ветер.)
Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем - ищем, ищем, не найдем. (Роса.)
Меня ждут не дождутся, а как завидят - разбегутся. (Дождь.)
Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес - прохудился и исчез. (Туча и дождь.)
Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния.)
На дворе переполох - с неба сыплется горох. (Град.)
Крашеное коромысло над рекою повисло. (Радуга.)