Приложение МААМ

Проект по ознакомлению дошкольников и их родителей с правами ребенка «Узнаем про права и обязанности»

Марченко Анастасия
Проект по ознакомлению дошкольников и их родителей с правами ребенка «Узнаем про права и обязанности»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальности проекта :

Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.

Публикация «Проект по ознакомлению дошкольников и их родителей с правами ребенка „Узнаем про права и обязанности“» размещена в разделах

В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Исчезает культура семейного воспитания, в наше время начинает уходить связь между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер, машину, иметь квартиру и т. д. Существует такая сторона (если можно так сказать) воспитания – пренебрежительное отношение к нуждам собственного ребенка. Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.

Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на наш взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям. Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами России. И мы убеждены, что, воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.

Проблема – недостаток информации у родителей о правах ребенка и документах, в которых говорится об этих правах;

Цель проекта – ознакомление дошкольников и их родителей с документами о правах ребенка, в доступной форме разъяснить значение каждого права.

Задачи:

Для детей:

• расширить представления детей о своей принадлежности к человеческому сообществу, о правах детей в мире, дать элементарные представления о свободе личности;

• формировать чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности за другого человека.

Для родителей :

с помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста.

повысить правовой уровень культуры родителей;

активизировать интересы детей и родителей в области прав и обязанностей;

подчеркнуть роль взрослого в формировании поведения ребенка, ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей.

Участники проекта – дети, воспитатели, родители.

Тип проекта – информационно-практико-ориентированный, долгосрочный

Продолжительность -2 года

Виды деятельности:

1. Консультирование родителей по интересующих их вопросам

2. Обновление развивающей среды

3. Выступления на родительских собраниях

4. Создание информационного уголка для родителей

5. Оформление буклетов, брошюр

6. Родительское собрание дистанционно

Формы реализации:

1. Занятия по познавательной деятельности.

2. Беседы с детьми и родителями.

3. Игровая деятельность.

4. Продуктивная деятельность.

5. Чтение специально подобранной литературы.

Основные средства:

· Информирование родителей о задачах и содержании проекта.

· Оформление наглядного материала для родителей.

· Обогащение предметно-развивающей среды.

· Включение детских работ в эстетически развивающую среду, окружающую детей.

Ожидаемый результат:

Для детей:

• Появятся представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о правах детей в мире, элементарные представления о свободе личности;

Осознание своих прав и свобод, чувство ответственности за другого человека.

Для родителей :

Ознакомлены с правами ребенка и своими обязанностями;

Понимание своей роли в формировании поведения ребенка, ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей.

Этапы работы над проектом :

1 этап – подготовительный 2 этап – основной 3 этап

Создание условий для проведения проекта

Подбор методической литературы

Составления плана

Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте- консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.

При реализации проекта были использованы такие формы работы, как занятия, беседы, игры, развлечения, игровые проблемные ситуации, рассматривание изображений по теме

Игра для родителей,

«Права вашего ребенка»

План-схема

Мероприятия Цель Сроки

1. Знакомство с правами детей (совместное занятие с соц. педагогом).

Беседа: «Права детей».

Просмотр презентации: «Ваши права, дети!»

Просмотр мультфильма: «Смешарики - азбука прав ребенка».

2. Изучение Конвенции и нормативно-правовых документов по правам ребёнка в РФ.

3. Создание подборки методической литературы и пособий.

4. Ознакомление родителей с проектом.

5. Анкетирование родителей : «Знаете ли Вы права ребёнка Разработка программы проекта по ознакомлению родителей и их детей с правами ребёнка.

сентябрь

«Право на имя».

1. Беседа: «Значение имён».

2. Составление рассказа: «Моё имя».

3. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снегурочка».

4. Д/ И: «Имена на букву.».

5. Рисование: «Я».

6. Огадывание загадок о сказочных героях.

7. Подвижная игра: «Угадай, кто позвал».

Консультации для родителей :

«Права ребенка». Закрепление знаний о том, что у каждого человека есть имя, на которое он имеет право.

октябрь

«Право на семью».

1. Беседа: «Моя семья».

2. Беседа: «Как зовут твоих родителей

3. Чтение сказки «Гуси - лебеди».

4. Составление рассказа: «Члены моей семьи».

5. Д/ И: «Кто что делает»; С/р игра «Семья»

6. Пословицы о семье.

7. Рисование: «Моя семья».

8. Совместная деятельность с родителями дома «Семейный коллаж».

Консультация для родителей «Соблюдение прав ребенка в семье»

Закрепление и расширение представлений о семье.

ноябрь

«Право на жизнь».

1. Беседа: «Я родился».

2. Чтение сказки: «Серая шейка».

3. Игра: «Собери пазл».

4. Словесная игра: «Закончи предложение».

5. Обсуждение ситуаций: «Опасно для жизни».

6. Инценировка сказки: «Волк и семеро козлят».

Консультация - игра для родителей дистанционно. Нарушение прав ребенка «на примере сказок и мультфильмов» Закрепление знаний детей о правилах безопасной жизни.

ноябрь

«Право на жильё и его неприкосновенность».

1. Беседа: «Дом, в котором мы живём».

2. Чтение сказки: «Три поросёнка».

3. Беседа: «Где живёт человек».

4. Конструирование: «Мебель для моего дома».

5. Д/ И: «Чей дом».

6. Игровое упражнение: «Назови свой адрес».

7. Театр «Теремок»

8. Конструирование своего дома из кубиков и конструктора

Консультация с родителями «Как можно провести выходные дома с детьми» Расширение представлений детей о праве на жильё и неприкосновенность.

декабрь

«Право на медицинский уход и сохранение здоровья».

1. Беседа: «Почему человек болеет?»

2. Чтение: «Айболит».

3. Беседа: «Защита здоровья».

4. Лепка: «Если хочешь быть здоровым».

5. Игра: «Вредная и полезная еда».

6. Подвижная игра: «Съедобное, несъедобное».

7. Д/ И: «Четвёртый лишний».

8. С/ РИ: «На приёме у врача».

Консультация для родителей «Права и достоинства ребенка» Формирование убеждений о необходимости сохранения здоровья.

январь

«Право на защиту от жестокого обращения, всех видов насилия и эксплуатации».

1. Беседа: «Я наказан».

2. Чтение сказки: «Золушка».

3. Чтение сказки: «Дюймовочка».

4. Рисование: «Спасатели в сказке Красная шапочка».

5. Д/ И: «Хорошо, плохо».

6. Решение проблемной ситуации: «Меня наказали».

7. Беседа: «Почему нельзя обзываться».

8. Игровое упражнение: «Цвета и ассоциации».

Консультация для родителей «Можно ли наказывать ребенка Предоставление возможности подумать о различных формах насилия и выработать правила ответственного и безопасного поведения.

февраль

«Право на отдых».

1. Беседа: «Отдых человека».

2. Беседа: «Мои любимые праздники».

3. Составление рассказов: «Отдых моей мечты».

4. Чтение стихотворения: Е. Благинина «Мама спит, она устала».

5. Рисование: «Подарок другу».

6. Составление рассказов: «Я придумал праздник, которого нет».

7. Пожвижная игра: «Поздравляем с днём рождения».

8. Фотовыставка: «Отдыхаем с семьей».

9. НОД «цветочки для моей бабушки и мамочки» Расширение представлений о том, что отдых необходим для сохранения здоровья.

март

Заключительные мероприятие:

1. Игра с детьми «Права и сказки»

2. Родительское занятие «Права ребенка, обязанности родителей»

Обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях

апрель

Пояснительная записка

Воспитание, как один из важнейших видов человеческой деятельности, осуществляется самыми разнообразными средствами. Это слово, с которым воспитатель обращается к воспитаннику, организация уклада жизни воспитанников, и труд, которым они занимаются.

Особая роль в воспитании принадлежит праву. Правовое воспитание — это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний, и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

Процесс правового воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного. Выделенные критерии (знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности, показатели (полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Правовое воспитание старших дошкольников является сложным процессом: он включает не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально-оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности.

Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка — формированию сознания, познавательных интересов, способности к самостоятельным умозаключениям и правовому поведению.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

Правовое воспитание старших дошкольников, предусматривает широкое использование разнообразных средств и методов: этические беседы, чтение художественной литературы (рассказов, стихотворений, сказок, рассматривание иллюстраций, репродукций, литографий русских художников, составление рассказов, организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, организация игровой деятельности (сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, игр-драматизаций); проблемное обучение, наблюдение и самонаблюдение, упражнение, приучение, повторение, прямое разъяснение отрицательных поступков, шутка, юмор, индивидуальная работа с детьми.

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, которые любят свою Родину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению. К сожалению, как отмечают многие исследователи и собственные педагогические наблюдения, сами дети не имеют достаточно полного представления о своих правах. Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть система образования, т. к. именно в этот момент, наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний.

Проанализировав литературу по теме работы, я определили, что оптимальным возрастом формирования правовой грамотности является дошкольный возраст, т. к. именно в это время закладывается основа личности, в том числе ее правовой стороны. Наряду с этим отмечается недостаточная разработанность методической и дидактической базы для изучения прав ребенка : отсутствуют специальные материалы, отводится недостаточно времени для изучения прав ребенка.

Проведенное исследование проблем преподавания прав ребенка позволило выявить существующие проблемы и необходимость изучения данной правовой проблемы. Определение уровня знаний дошкольниками своих прав показало, что общее представление о своих правах имеют далеко не все дети.

Таким образом, обобщая все вышесказанное хочу отметить, что проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, со стороны родителей.

Проведенное исследование не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников, но позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка и использовать разработанные и представленные в работе материалы.

Список литературы

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Веракса Н. Е. Васильева М. А., Комарова Т. С. / Издательство: Мозаика-Синтез, 2019

2. Этические беседы с детьми 4-7 лет Петрова В. И., Стульник Т. Д. 2012 г

3. Владимирова, О. О чем говорят рисунки ребенка [Текст]/ О. Владимирова// Мой маленький. 2007.- №9- С. 20-22

4. Вопнярская, И. Современный Семейный Журнал/ Ирина Вопнярская. [Электронный ресурс]. –

5. Всеобщая декларация прав человека [Текст]// Принята и провозглашена резолюцией 217(III) Генеральной Ассамблеи (10.12.1948г.). – М. : Просвещение, 2002.

6. Голицына, Н. С., Огнева, Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка [Текст]/Н. С. Голицына, Л. Д. Огнева. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

7. Давыдова, О. И., Вялкова, С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка [Текст]/ О. И. Давыдова, С. М. Вялкова – М. : ТЦ Сфера, 2008.

8. Декларация прав ребенка [Текст]// Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи (20.11.1959г.).- Ростов /Дон, «Феникс», 2002.

9. Доронова Т. Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка : координация усилий семьи и дет. Сада [Текст] : пособие для работников дошк. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова, А. Е. Жичкина, Л. Г. Голубева и др. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

10. Закон РФ "Об образовании" [Текст]// текст с изм. и доп. На 2010 год. – М. : Эксмо, 2010.

Тематический план

по ознакомлению детей подготовительной группы с основами правового сознания

Сентябрь «Калейдоскоп сказок»

Воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним. Закрепить знание детей о «Всеобщей декларации прав ребенка» и о «Конвенции о правах ребенка».

Октябрь Дискуссия «Мое право» 2. Отношение к больному человеку

Дать определение понятия «право», объяснить, какими правовыми документами оно закреплено. Научить понимать ценность своей личности. Учить замечать боль других, сопереживать, совершать по собственной воле добрые поступки по отношению к детям – инвалидам. Формировать у детей представления о значимости образования в жизни каждого. Закрепить статью о праве ребенка – инвалида на особую заботу и обучение. Расширять опыт познания, интеллектуальные способности, создать эмоциональный комфорт. Воспитывать уважение к правам человека.

Ноябрь «Детству солнце подарите»2. «7+Я =Семья»3. «Я уважаю твое право»

Познакомить родителей с «Конвенцией о правах ребенка». Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи. Показать различные типы семей. Познакомить с правом ребенка на семью. Дать элементарные представление о механизме защиты прав ребенка в РФ. Закрепить знания детей о правах ребенка. Воспитывать чувство любви и уважения к своей семье

Декабрь «Права ребенка» (развлечение с родителями)2. «Три символа на фоне истории»3. «Машина времени» (вечер-развлечение)

Формировать у ребенка представление о гербе, флаге, дать представление об истории флага Родины. Закрепить знания детей о правах ребенка. Познакомить родителей с правами ребенка

Январь «Это мое право»2. Символы нашей страны

Раскрыть суть десятого принципа Декларации. Научить детей разбираться в таких понятиях, как гуманность, доброжелательность. терпимость, а также определять жестокое обращение и уметь находить защиту от него. Развивать у детей познавательные способности. Закрепление знаний символов нашей страны

Февраль Три цвета российского флага2. Узоры чувашского флага3. Воспитание у детей любви к Родине4. Дети разных национальностей

Раскрыть сущность расположения полос на российском и чувашском флагах. Раскрыть суть 10-го принципа Декларации. Воспитывать чувство патриотизма. Приобщение к культуре родного края. Выявить у детей своей этнической принадлежности, их отношение к сверстникам разных рас и национальностей

Март «С чего начинается Родина2. «Вместе жить веселее»3. «Я имею права»

Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи. Закрепление статьи №16 «Право на создание семьи». Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, представление о значимости образования в жизни каждого и дать понятие «право на безопасные условия жизни», «право не подвергаться жестокому обращению». Воспитание чувства долга и любви к близким

Апрель «Мы тоже имеем права» (вечер-развлечение)2. «Знамя победы»3. «Космический полет» (игра-инсценировка)

Формировать у ребенка чувство долга и личной ответственности за судьбу Родины. Закрепление знаний о Всеобщей декларации прав человека. Закрепление знаний прав ребенка. Воспитывать гражданина своей страны

Май Олимпийские игры2. Турнир знатоков по правам ребенка3. «Моя семья» (вечер-развлечение)

Формировать представление детей об Олимпийских играх как соревнованиях в целях физического совершенствования. Выявить уровень правовой культуры родителей, подчеркнуть значение знаний прав ребенка

Июнь «В стране детства» (развлечение)

Создать у детей чувство радости, защищенности.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Большие права маленького ребенка» для дошкольниковДидактическая игра «Большие права маленького ребенка» для дошкольников Дидактическая игра «Мои права и обязанности» Цель: воспитывать гражданское самосознание; введение детей в проблематику правового просвещения.

Консультация для родителей «Права ребенка»Консультация для родителей «Права ребенка» «Права ребенка» .Консультация для родителейелей[/h3] Документы, регламентирующие Права ребенка: Декларация прав ребенка;.

Фотоотчёт «Большие права и обязанности маленьких детей»Фотоотчёт «Большие права и обязанности маленьких детей» Фотоотчёт «Большие права и обязанности маленьких детей»С 09. 03 по 18. 03 в комбинированной группе «Божьи коровки» прошла неделя правовой.

Фотоотчёт о Дне конституции в ДОУ «Наши права и обязанности»Фотоотчёт о Дне конституции в ДОУ «Наши права и обязанности» Фотоотчёт о Дне Конституции в ДОУ «Наши права и обязанности» 12 декабря наша страна отмечает День Конституции РФ. В нашем детском саду.

Конспект НОД в старшей группе «Ваши права и обязанности, дети»Конспект НОД в старшей группе «Ваши права и обязанности, дети» Конспект НОД в старшей группе на тему: «Ваши права и обязанности дети» Цель: Уточнить знания детей об их правах и обязанностях. Задачи:.

Конспект занятия «Мои права и обязанности» для детей 12–17 лет с ОВЗ Цель: дать детям понятие, что такое конвенция о правах ребенка. Задачи: 1. Познакомить с понятиями: конвенция, права и обязанности. 2. Закрепить.

Круглый стол для родителей «Права ребенка» Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца! В. А. Сухомлинский Януш Корчак утверждал: «Дети в обществе - главная страдающая сторона.

Лэпбук «Мои права и обязанности»Лэпбук «Мои права и обязанности» Лэпбук дает возможность воспитанникам познакомиться с новыми для них темами. В игровой форме, с помощью ярких картинок воспитанники играют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по ознакомлению дошкольников и их родителей с правами ребенка «Узнаем про права и обязанности»
Опубликовано: 25 июня 2024 в 13:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по ознакомлению дошкольников и их родителей с правами ребенка «Узнаем про права и обязанности»» (включая файлы) размещена пользователем Марченко Анастасия (УИ 2299272) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД