Раиса Белецкая
Проект по краеведению «Кукла тряпичная — игрушка отличная»
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика проекта.
Матерчатая или тряпичная кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в скалку (закрутка, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, разноцветная одежда из лоскутков. Безликое лицо: считалось, что в живую куклу мог вселиться злой дух. Кукла изготавливалась без иглы и ножниц. Этим можно было причинить вред владельцу куклы, а она была оберегом. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия. Игрушки никогда не разбрасывались по избе, а хранились в корзинах или коробах. Брали их на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Куклы были частью жизни человечества с древних времен. Вероятно, их тогда создавали из простых материалов: глины, меха, дерева и использовали для изображения религиозных персонажей или в качестве игрушек. Кукол, сделанных из плоских кусков дерева, разрисованными разными узорами, часто находили в египетских захоронениях. В египетских гробницах богатых семей находили глиняных кукол. А традиционной игрушкой в быту русской деревни, даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В настоящее время появилось «новое» увлечение – изготовление тряпичных кукол по русским канонам и традиция. И мы подумали: «А не смастерить ли нам с детьми, каждому, свою неповторимую игрушку - куколку?». И через год узнаем, что из этого получилось. Так родился наш педагогический проект.
Публикация «Проект по краеведению „Кукла тряпичная — игрушка отличная“» размещена в разделах
- Игрушки. Проекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мой край, мой город. Краеведение
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Актуальность проекта :
-участие педагогического проекта в экспериментальной площадке дошкольного образовательного учреждения;
- проектная деятельность как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
- новые формы работы с семьёй – создание семейных мастерских «Рукам - работа, душе - праздник!» на основе сотрудничества и взаимного партнёрства родителей и детей - дошкольников.
Вид проекта : ручной труд и познавательное развитие
Продолжительность проекта : 1 год
Участники проекта : дети 3-4 лет, родители.
Цель:
познакомить дошкольников с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.
Задачи:
образовательные:
исследование народных традиций, связанные с историей русской тряпичной куклы;
изучение классификации тряпичных кукол;
обогащение активного словаря ребенка через знакомство с тряпичной куклой;
освоение технологии изготовления кукол;
изготовление образцов кукол-оберегов;
знакомить детей младшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;
формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;
обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире.
развивающие:
развивать познавательную и творческую активность через разные формы работы: ООД, развлечения, беседы, мастер-классы.
развивать интерес у детей и их родителей к изучению истории и создания русской народной тряпичной куклы;
способствовать развитию совместной деятельности взрослого и ребенка в изготовлении тряпичной куклы;
развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т. д.);
развивать эстетический вкус и творчество детей.
воспитательные:
воспитание на народных традициях чувства уважения к обычаям нашего народа, интереса к декоративно-прикладному творчеству;
воспитание на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;
воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям;
воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;
воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы.
Методы и приемы работы:
1. Беседы с детьми.
2. Чтение художественной литературы.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Показ презентаций.
5. Заучивание стихотворений, потешек, песен, колыбельных.
6. Информационные листы, консультации для родителей.
7. Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
8. Анкетирование.
9. Игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
10. Трудовые поручения, действия.
11. Инсценировка сюжетов.
12. Анализ литературы по декоративно-прикладному творчеству.
13. Обобщение, моделирование, систематизация.
Этапы реализации проекта :
I подготовительный
1. Дидактическое и методическое оснащение проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
- подбор художественной литературы по теме;
- подбор фотографий, иллюстраций;
- подготовка материала для творчества: ткань, нитки, вата, тесьма и т. д. ;
- подбор дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, подвижных игр;
- подбор потешек, песен на тему русского быта;
4. Разработка конспектов ООД по теме.
5. Разработка мастер- класса по теме.
6. Подготовка консультаций для родителей.
7. Анкетирование родителей.
8. Привлечение родителей к работе по теме (подбор художественной литературы, иллюстраций, игр, фотографий).
II основной
1. Разработать план мероприятий в соответствии интеграции образовательных областей.
2. Продолжить работу по проекту в соответствии плана.
III заключительный
1. Презентация «Кукла тряпичная - игрушка отличная»
3. Совместные мастер-классы для родителей с детьми по изготовлению тряпичных кукол.
4. Выставка тряпичных кукол, изготовленных детьми и родителями совместно «Куколка тряпичная - игрушка отличная».
5. Создание мини-музея «Русская народная тряпичная кукла».
Инновации проекта :
- организация продуктивной творческой деятельности дошкольников, направленной на овладение умением сравнивать, давать оценку традиционной куклы как элемента национальной культуры через овладение приемами её изготовления;
- развитие памяти, глазомера, мышления, навыков работы с новыми материалами;
- использование нетрадиционных для детского сада материалов (ткань, трикотаж, мех, нитки, нетканые, отделочные и декоративные материалы и др.)
Предполагаемый результат:
- приобщение детей к истории русского народа, его обычаям и традициям;
- развитие познавательной активности в изучении истории родного края, русского народа;
- развитие стремления к самостоятельному творчеству, к изучению мира предметов и вещей;
- развитие умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к помощи взрослых;
- развитие мелкой моторики рук;
- расширение и активизация словарного запаса: «фартук», «кайма», «рукодельница», «безликая», «оберег», «лоскут», «тряпичная» и др.
- совершенствование профессионального мастерства педагогов по теме;
- развитие творческого воображения, индивидуального самовыражения при изготовлении тряпичной куклы, заинтересованности историей возникновения куклы;
- взаимодействие с краеведческим музеем;
- участие родителей в организации работы по проекту;
- совершенствование познавательно - исследовательской деятельности дошкольников.
Оценка результатов проекта :
- создание центра по работе с нетрадиционными (для детского сада) материалами: ткань, текстиль, мех, кожа, нитки, картон, пенопласт, поролон;
- создание семейных мастерских;
- формирование знаний и умений, а также интереса к истории русского народа;
- установление партнёрских взаимоотношений между родителями и детьми в процессе совместного труда;
- воспитание взаимопомощи, трудолюбия, усидчивости, аккуратности, прилежания, чувства коллективизма;
- воспитание любви к своей Родине;
- создание мини – музея «Русская народная тряпичная кукла»
Перспективное планирование.
№ пп Месяц Содержание занятия Техника исполнения Материалы
1 Сентябрь Кукла – мотанка Лоскутная
техника, мотание. Нитки, ткань, вата
2 Октябрь Кукла - птичка Лоскутная
техника, мотание Нитки, ткань, вата
3 Ноябрь Кукла - десятиручка Лоскутная техника, мотание Нитки, ткань, вата
4 Декабрь Кукла «Рождественский ангел» Лоскутная техника,
мотание Нитки, ткань, вата
5 Январь Кукла – травница Лоскутная техника Нитки, ткань, синтепон
6 Февраль Кукла – Масленница, панно «Зимняя рябина». Лоскутная техника,
торцевание Ткань, картон, пенопласт
7 Март Кукла – веснянка, лоскутные пасхальные яйца Лоскутная техника, мотание Лоскутная техника, мотание, вата, синтепон
8 Апрель Групповое панно «Страна Кукляндия» Лоскутная техника Ткань, пенопласт, декор
9 Май Куклы «Неразлучники» Торцевание Ткань, нитки,палочка
Примечание: в связи с долгосрочностью проекта темы могут изменяться и добавляться.
Продукт проектной деятельности :
- лоскутные поделки, панно, тряпичные игрушки, тряпичные куклы.
Презентация:
-презентации в рамках экспериментальной площадки ДОУ
- непосредственно образовательная деятельность;
- выставки в ДОУ поделок совместного творчества родителей и детей;
- участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.
- отчёт – презентация по проекту «Кукла тряпичная - игрушка отличная»
Центр познавательного развития:
- тематические занятия, ручной труд
- совместная деятельность с родителями
- чтение сказок: «Дары ангелов», «Звёзды в соломенной шляпе», «Долгая зима» (автор - Светлана Савицкая, «Василиса Прекрасная» «Аленький цветочек», «Принцесса на горошине», «Крошечка – Хаврошечка», русских народных потешек, стихов, пословиц и поговорок;
- создание мини – музея кукол;
- организация экскурсий по мини – музею в рамках экспериментальной площадки;
- беседы: «Куклы наших предков», «История русской народной тряпичной куклы», «Куклы - игрушки», «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего», «Тряпичная кукла», «О дружбе и взаимопомощи», «Что такое оберег?», «Из бабушкиного сундука»
Центр игровой деятельности:
- Подвижные игры: «Весёлые ниточки», «Наперсток», «Куда иголка, туда и нитка», «Храбрый портняжка», «Игла и ёжик», «Светофор», «Маша и медведь»;
- Дидактические игры: «Пазлы «Золушка», «Мелкая мозаика», «Цветные завитки», «Одень куклу», «Кубики – мякиши «Животные Африки»,«Пазлы», «Кубики – мякиши «Профессии», развивающий коврик;
- Творческие игры: «Таня идёт в гости», «Мастерица», «История одной куклы», «Новое платье короля», «Одеваем принцессу», «Мой утюжок», «Дочки – матери», «Ждём гостей», «Надевай правильно».
Центр художественной деятельности:
- рисование: «Ковер - самолет», «Ваза с цветами», «Зимнее дерево», «Кленовый лист» и др.
- аппликация: из ткани, нетканых материалов «Военная тема», «Зебра», «Кораблик», «Снеговик», «Весенние цветы».
- лепка с применением ткани: «Солнце», «Дом», «Парусник», «Цыплёнок», «Помидор», «Морковь» «Птицы», «Цветной ковёр», «Животные»
- поделки с применением других материалов: лоскутные панно на пенопласте, тряпичные куклы, лоскутные игрушки, белые ангелы, лоскутные новогодние игрушки.
Центр музыкального развития:
-прослушивание русских народных песен, запевок
- музыкальные занятия
- совместная музыкальная деятельность
- разучивание песен, танцев
- развлечение «Кто в куклы не играет - тот счастья не знает!»
Список литературы:
1. Берстенева Е. В., Догаева Н. В. Кукольный сундучок, Белый город, 2010 г.
2. Волкова Яна, Детские куклы и обереги - Издательство: Хоббитека, 2017 г.
3. Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество: Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству, работа с соленым тестом, аппликации из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток. - Волгоград: Учитель, 2009.
5. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М. : Культура и традиции, 2007.
6. Долгова Виталина, Славянские куклы-обереги своими руками -Издательство: Феникс, 2016 г.
7. Колпакова Ирина, Возвращение мудрости предков -Издательство: Формат-М, 2016 г.
8. Кретова Марина, Лоскуток. Методика изготовления тряпичных кукол с детьми 5-8 лет - Издательство: Сфера, 2016 г.
9. Лыкова И. А., Лоскутные куколки. Любимые игрушки своими руками- Издательство: ИД Цветной мир, 2012 г.
10. Лыкова И. А., Мои куколки. Мастерим игрушки из лоскутков - Издательство: ИД Цветной мир, 2013 г.
11. Москин Д., Яшкова Т. Загадка народной куклы. Петрозаводск: Периодика, 2010 г.
12. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 70000 слов/ Под ред. Шведовой Н. Ю. – 22-е изд. стер. – М. : Русский язык. 1990.
13. Чуксина С. Н. Русская народная тряпичная кукла. Златоуст, 2010 г.
14. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла. Детство-пресс, 2011 г.
15. Юрина Н. Куклы. Москва. Слово, 2002 г.