Елизавета Кузнецова
«Детский сад». Проект по коми языку в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по коми языку
«Детский сад»
: воспитатели
Кузнецова Елизавета Николаевна
Малахова Анастасия Николаевна
г. Сыктывкар, 2019 г.
Паспорт проекта
Тема проекта «Детский сад»
Цель проекта Формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения коми языком в устной форме по лексической теме «Детский сад»
Вид проекта Познавательно - творческий
Сроки реализации проекта 2 недели (долгосрочный)
с 14.09.2019 г. по 25.09.2019 г.
Участники проекта Дети подготовительной группы, родители, воспитатели
Назначение проекта Развитие элементарной устной разговорной коми речи для детей старшего дошкольного возраста.
Нормативно- правовые документы, регулирующие реализацию проекта - Конвенция о правах ребёнка.
- Федеральный закон от 24.07.1998г. N 124-ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05. 2015 г. N 996-р).
- «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р).
- Тематическое планирование.
- Обучение коми языку русскоязычных детей в детском саду. З. В. Остапова, Т. А. Москвина, Сыктывкар, 2002
- Программа «Обучение коми языку детей дошкольного возраста» (методические рекомендации, Сыктывкар, 1989)
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Результаты реализации проекта У детей сформированы первоначальные умения и навыки практического владения коми языком в устной форме по лексической теме «Детский сад».
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что исторический поворот в жизни народов, населяющих сегодня Российскую Федерацию, заметно изменил в национальных регионах, в том числе и Республике Коми, языковую ситуацию. Коми язык приобрёл наравне с русским языком статус государственного языка Республики.
Это изменило отношение к нему не только самих коми, но и русскоязычных людей, проживающих в регионе и контактирующих с коренным населением во всех областях жизнедеятельности. Многие из них изъявили желание, чтобы их дети овладевали коми языком, а вместе с ним приобщались к культуре коренного населения, начиная с детского сада.
Дошкольник пойдёт скоро в школу. И, конечно же, родители хотят, чтобы школьная жизнь для него началась как можно более успешно. Будущему первокласснику необходимо накопить определённый багаж знаний, умений и навыков, которые послужат базой для последующего школьного обучения. Важное место в таком багаже занимает и знание коми языка.
Обучение коми языку русскоязычных детей в системе дошкольного воспитания обладает большими потенциальными возможностями. Оно позволяет использовать психофизиологические особенности ребёнка дошкольного возраста, у которого отмечается быстрое усвоение языков в данном возрасте. Раннее обучение языкам играет положительную роль не только в развитии интеллектуальных способностей ребёнка, но и даёт возможность приобщения к национальному языку и культуре, с целью воспитания у них уважения и толерантности к носителям любой другой культуры.
Проблемы: одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день - сохранение родного языка; если язык не используется в системе образования, он обеспечен на исчезновение.
Проект предназначен для изучения детьми старшей группы коми языку в устной форме.
Цель проекта: формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения коми языком в устной форме по лексической теме «Детский сад»
Задачи проекта:
Для детей:
Образовательные:
1. Познакомить с новыми словами чача, акань, мач, машина, барабан;
2. Формировать умения произносить правильно звуки:, дж, тш, ль, сь;
3. Формировать умение понимать значение коми слов: босьтны, узьны, сьывны;
4. Формировать умения пользоваться существительными, правильно изменяя окончания существительных (Ме ворса мач н); использовать в речи послеслоги (улын, вылын);
5. Формировать умение употреблять глаголы повелительного наклонения (босьт, вай, ворс, серпасав); глаголы, обозначающие действия (ворс, локт и т. д., прилагательные (бур, мича,); слова – частицы (да, абу);
6. Формировать первоначальные умения правильно произносить следующие синтаксические конструкции: «тай + существительное», «существительное + глагол (в третьем лице ед. числа, настоящего времени);
7. Формировать умения понимать речь воспитателя, опираясь на знания активного и пассивного словаря;
8. Формировать умения пользоваться вежливыми оборотами речи; внимательно выслушивать воспитателя и партнера по общению;
9. Совершенствовать умения произносить связное описание на коми языке (монолог): Ми олам садикын. Танi ми ворсам…;
10. Совершенствовать навыки разговорной речи (диалог): - Колюк, тай мый? –Тай машина.
11. Совершенствовать умения отвечать на вопросы: К нi? Мый тай?
12. Познакомить детей с пальчиковыми играми, научить играть в них.
13. Формировать умение рассказывать стихотворение на коми языке.
Развивающие:
1. Развивать диалогическую и монологическую речь;
2. Развивать способность воспринимать своеобразие звучания коми речи, чувствовать её красоту.
3. Развивать певческие навыки, танцевально-игровое творчество.
4. Развивать речь, память и мелкую моторику пальцев, кистей рук.
5. Активизировать словарный запас.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство гордости к своему родному языку, желание изучать коми язык;
2. Воспитывать бережное отношение к игрушкам;
3. Воспитывать ребёнка как личность, уважающего добрые традиции, культуру народа коми.
Для родителей:
Привлечь родителей к совместной реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
1. Воспитанники знают коми слова: чача, акань, мач, машина, барабан
2. Воспитанники научились правильно произносить звуки:, дж, тш, ль, сь;
3. Воспитанники понимают значение слов: босьтны, узьны, сьывны;
4. Воспитанники научились правильно образовывать и употреблять в речи изученные грамматические формы;
5. Воспитанники продолжают развивать связную речь и навыки общения;
6. Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный (сентябрь)
Мероприятия Цель, задачи Сроки реализации Ответственные
1. Подбор и изучение научной, методической и художественной литературы.
2. Подбор (создание) наглядно – дидактических пособий.
3. Подбор дидактических и подвижных игр, демонстрационного материала.
4. Родительское собрание «Проектная деятельность в детском саду».
5. Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
6. Разработка конспектов проведения мероприятий. - Подобрать необходимый материал для успешной реализации проекта;
- создать условия для реализации проекта;
- привлечь родителей к реализации проекта, рассказать о проекте «ДЕТСКИЙ САД»;
- обсудить цели и задачи проекта. сентябрь Воспитатели, родители
2 этап – основной (октябрь - апрель)
Мероприятия Цель, задачи Сроки реализации Ответственные
НОД «Детский сад да челядь» (Обучение детей коми языку дошкольного возраста. Методические рекомендации, -Сыктывкар, 1989. Занятие № 1 стр. 61) - познакомить детей со словами, обозначающими игрушки (акань, барабан, мач, чача, действия (ворс, словами – частицами (да, абу);
- формировать первоначальные умения правильно произносить следующие синтаксические конструкции: «тай + существительное», «существительное + глагол (в третьем лице ед. числа, настоящего времени) Сентябрь
Воспитатели
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек» - «Шензь м н мича меш ктор».
- Проговаривание скороговорок на коми языке (кывпесан) «Дзоля Коля, гачыс кын …», «Дзиръя дорын дзоля чиб» (приложение) - научить детей поддерживать небольшой диалог;
- развивать разговорную речь, память;
- формировать умения произносить правильно звуки:, дз, сь и т. д.
- активизировать словарный запас.
Беседа «Наша группа» - «Миян групп в й комната» - совершенствовать умения произносить связное описание на коми языке (монолог): Ми олам садикын. Танi ми ворсам… Октябрь Воспитатели
Дидактическая игра «Подарки для Насти» - «Настуклы козинъяс» (приложение) - закреплять названия игрушек;
- способствовать развитию памяти, внимания, речи, мелкой моторики рук.
Серпас серти висьт «Менам чача» - использовать в речи послеслоги (улын, вылын);
- совершенствовать умения произносить связное описание на коми языке (монолог) Ноябрь Воспитатели
Подвижная игра «Туп сь нянь» («Каравай») (приложение) - продолжать знакомить с коми национальным фольклором;
- учить детей изображать движением общего круга размеры: высоко, низко, узко, широко и понимать их на коми языке;
- развивать певческие навыки, танцевально-игровое творчество
НОД «Кукла Настя в гостях» (Обучение детей коми языку дошкольного возраста. Методические рекомендации, -Сыктывкар, 1989. Занятие № 2 стр. 62) - познакомить детей с новыми словами оз, к ч, сёй, пукал, сулал, куйл Декабрь Воспитатели
Сюжетно – ролевая игра «Чачаяс н вузасянін» - закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции; использовать предметы – заместители; развивать речь.
Настольный театр «Кто в тереме живет?» - «Кодi ол Чомйын?» (приложение) - расширять запас слов, учить согласовывать существительные с
глаголами (ном лэбзис, руч воис, ош тапикась);
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь (чом дор локтiс руч, ном лэбзис, к ч пырис чомй и т. д.);
- формировать умение детей составлять простые предложения. Январь Воспитатели
Дидактическая игра «Веселый паровозик» - «Гажа паравоз» (приложение) - способствовать активизации в речи детей коми слов по теме «Детский сад. Игрушки»;
- учить детей составлять диалог «Кто это?»;
- расширять словарный запас;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
НОД «Мы играем» (Обучение детей коми языку дошкольного возраста. Методические рекомендации, -Сыктывкар, 1989. Занятие № 6 стр. 69)
- познакомить с новыми словами кот рт, сьыл, верд ;
- продолжать учить самостоятельно задавать и отвечать на вопросы Мый в ч?;
- уметь строить связные высказывания по картине Февраль Воспитатели
Фонематическая игра: «Надуваем шар» («П льтам шар») -закрепить правильное произношение звуков, дж; научить произносить слова с нужной интонацией, совмещая с игрой.
Чтение: В. Ширяев «Отсасьысь» - воспитать желание и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия. Март Воспитатели
Пальчиковые игры «Сорока - белобока» - «Катша рок пуис да пуис»; «Ладушки – ладушки» - «Кек нач» - познакомить детей с пальчиковыми играми, научить играть в них;
- развивать речь, память и мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- вызвать эмоциональный отклик у детей.
Разучивание стихотворения «Танял н мач» - формировать умение рассказывать стихотворение на коми языке;
- упражнять в правильном произношении коми звуков. Апрель
Воспитатели
Рассматривание альбома «Миян чачаяс».
- совершенствовать навыки разговорной речи (диалог): -Колюк тай мый? – Тай машина и т. д.
НОД «Игры и игрушки» - «Ворс мъяс да чачаяс» - закрепить словарь и грамматические конструкции по теме «Детский сад»
3 этап – завершающий (май)
Мероприятия Цель, задачи Сроки реализации Ответственные
Выставка «Моя первая любимая игрушка» - «Менам дона чача» - помощь родителей в оформлении выставки Май Воспитатели
Родители
Подведение итогов проекта, создание презентации проекта. - подвести итоги реализованного проекта, составить отчёт и презентацию проекта
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект НОД в подготовительной группе
«Игры и игрушки» - «Ворс мъяс да чачаяс».
Цель: закрепить словарь и грамматические конструкции по теме «Детский сад», познакомить с куклой в коми национальном костюме.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания коми слов и правильное звукопроизношение звуков.
2. Закрепить умение отвечать на вопросы при рассматривании игрушек.
3. Закрепить умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции; использовать предметы – заместители.
4. Упражнять детей в ведении несложного диалога.
5. Продолжать знакомить с коми национальным фольклором.
6. Продолжать формировать умение рассказывать стихотворение на коми языке.
Развивающие:
1. Продолжать развивать связную речь и навыки общения;
2. Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство гордости к своему родному языку, продолжать изучать коми язык;
2. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Оборудование и материал: компьютер с экраном, игрушки, выставка игрушек, кукла в коми национальном костюме, листы, простой карандаш.
Ход:
Организационный момент.
Воспитатель: Видза оланныд, челядь!
Дети: Видза оланныд!
Основная часть.
Воспитатель: Сегодня наше занятие посвятим интересной теме, а какой теме, вы скажете, отгадав загадку.
Загадка: Мишки, кубики, машинки
И конструкторы большие,
И мячи, и безделушки -
Это всё.
Дети: Игрушки. (Показ слайда)
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами вспомним, какие есть коми народные игры, закрепим знания об игрушках, и как они называются на коми языке.
Воспитатель: А как надо играть в игры и в игрушки, вы скажете в конце нашего занятия.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним названия игрушек на коми языке. «Назови игрушки». (Игрушки на полке и на экране – показ слайда)
Воспитатель: Тай код? Тай мый?
Дети: Тай акань, машина, мач, каньпи, к ч, ош, гуд к, пон, домино, шашки, руч, шур – шар, п лян, робот, в в, чань, м с, кукань…
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята, у каких игрушек нет перевода на коми язык?
Дети: шашки, шахматы, домино, лото, конструктор, компьютер, футбол, бадминтон, машина, робот. (Показ слайда)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, есть много разных игрушек. Давайте вспомним, из каких материалов делают игрушки: мягкие, деревянные, фарфоровые, железные и т. д. Они все очень красивые. (Показ слайда)
Воспитатель: Вы любите играть в игрушки?
Дети: Да!
Воспитатель: Много авторов написали стихотворений об игрушках. Какое стихотворение мы с вами учили?
Дети: про Таню
Воспитатель: Кто расскажет стих про Таню?
Несколько ребят рассказывают стихотворение.
Миян Таня б рд гора, (хором)
Мачс уськ д ма шор,
всьы, Танюк й, эн б рд,
Оз в й мачыд, кутам б р.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, скажите, где мы покупаем игрушки?
Дети: В магазине.
Воспитатель: Сейчас я вам хочу предложить поиграть в игру «Магазин»
(Ворс м «Лавкаын») Нам нужен покупатель и продавец.
Игра «В магазине»
Нывка. Видза олан, Света!
Вузасьысь. Видза олан,Аня!
Нывка. Меным кол чача.
Вузасьысь. Кутш м чача?
Нывка. Акань Барби.
Вузасьысь. На тэныд акань.
Нывка. Кымын шайта?
Вузасьысь. Ветымын шайта.
Нывка. Атть.
Вузасьысь: Н шта волы. Аддзысьлыт дз!
Воспитатель: Молодцы, девочки!
Знакомство с куклой в национальном костюме.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую куклу купила Аня?
Дети: Барби
Воспитатель: Кто скажет, какие куклы бывают?
Дети перечисляют: куклы из материи: «День и ночь», Цыганочка…
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это оберег, безликая кукла. Раньше в семьях считалось, что фигурка с человеческим лицом может сглазить ребенка, украсть его судьбу. В РК есть много мастеров, которые делают кукол. Галина Павловна Юркевич живет в Печоре, сама с Ижмы. (На экране фото и игрушки). В куклах отражены народы Ижмы. Ее куклы выставлены не только в наших музеях, но и в Германии, Финляндии, Японии, США. (Показ слайда)
Воспитатель: А сейчас я вас познакомлю еще с одной куклой, которую называют Лузяночка. В Луздор районе есть река Луза. И от этого слова получилось слово Лузяночка. Она одета в национальный костюм. На голове сорока. Лузяночка в красном сарафане, в белой рубашке. На фартуке вышит коми орнамент. На ногах сапожки.
Воспитатель: Сейчас для вас задание: раскрасить куклу и указать стрелочками детали костюма (Звучит музыка ансамбля «Майбыръяс» про реку Лузу, о Прилузье). (Показ слайда)
(у детей на столах листочки, на которых нарисованы куклы, рядом написаны детали коми национального костюма).
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием?
Дети: Да!
Музыкальная физминутка для глаз. (Показ слайда)
Воспитатель: Продолжаем занятие. Вы все из дома принесли игрушки. Мне бы хотелось, чтобы вы рассказали о своих любимых игрушках.
Рассказ об игрушке (рассказывают дети о своих игрушках)
- Менам эм чача. Тай каньпи. С й с шу ны Мурка н. Чача еджыд р ма, мича, небыд. Ме радейта ворсны тай чача н.
- Менам эм ошпи. Ошпи с шу ны Мишук. С й выль да мича. Ме радейта ворсны ошпи н.
- Оля да Таня радейт ны ворсны татш м чачаяс н. А мый н радейтанныд ворсны т, т ян чой, вок, ерт?
Воспитатель: Спасибо. Ребята, скажите, какие вы знаете коми подвижные игры?
Дети перечисляют
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Пышкай». Давайте вспомним правила игры.
Игра «Пышкай» (дети играют)
Миян гажа сад й р
Локт с пышкай да сьыл :
- Пышкай, пышкай, эн вуграв,
Код няв стас, т дмав.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу.
Заключительная часть.
Рефлексия.
- Над какой темой сегодня мы с вами работали? (Тема «Игры и игрушки»)
- Кто же расскажет, как надо играть в игры и в игрушки? (дети рассказывают про правила игры: не толкаться, уступать и т. д., а игрушки нужно беречь и т. д.)
- Что нового узнали? Что было интересным?
- Что не понравилось?
Воспитатель: Вы все сегодня молодцы! Мне очень понравилось как вы сегодня отвечали, играли дружно, рассказывали про свои игрушки, слушали друг друг друга.
Воспитатель: Теперь нам надо попрощаться.
Дети: Аддзысьлыт дз!
Воспитатель: Аддзысьлыт дз!
Настольный театр «Кто в тереме живет?» - «Кодi ол Чомйын?»
Цели:
1. Расширять запас слов,учить согласовывать существительные с
глаголами (ном лэбзис, руч воис, ош тапикась);
2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
3. Формировать умение детей составлять простые предложения.
Эта игра по знакомой всем сказке «Теремок». Дети рассказывают сказку на коми языке и помещают персонажей в теремок. Например, чом дор локтiс руч, ном лэбзис,к ч пырис чомй и т. д.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» - «Шензь м н мича меш ктор»
Цели:
1. Научить детей поддерживать небольшой диалог;
2. Развивать разговорную речь, память;
3. Активизировать словарный запас.
Ход: дети берут из мешочка игрушку, называют ее, описывают, например, тай акань, сiй мича, тай кань, сiй пашкыр. Это кукла. Она красивая. Это котик. Он пушистый.
Дидактическая игра «Подарки для Насти» - «Настуклы козинъяс»
Цели:
1. Закреплять названия игрушек;
2. Способствовать развитию памяти, внимания, речи, мелкой моторики рук.
Ход: воспитатель рассказывает детям, что у Насти День Рождения. Ей нужно выбрать подарок. Насте очень нравятся игрушки. Показывая картинки с изображениями игрушек, воспитатель вместе с детьми проговаривает названия игрушек.
Например, «Тай кодi? Тай ошпи. А Тай кодi? Тай Ур и т. д.
Дидактическая игра «Веселый паровозик» - «Гажа паравоз»
Цели:
1. Способствовать активизации в речи детей коми слов по темам «Семья», «Мои друзья», «Игрушки»;
2. Учить детей составлять диалог «Кто это?»;
3. Расширять словарный запас;
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Ход игры: Перед ребенком поезд, который отправляется в путешествие, нужно рассадить всех пассажиров по своим вагонам. Ребенок берет карточку: «Это кто?» - «Это папа»,тай бать, а тай мамук, тай чой,а тай вок и т. д., таким образом в игре закрепляется материал по темам «Семья», «Мои друзья», «Игрушки».
Подвижная игра «Туп сь нянь» («Каравай»).
Цели: продолжать знакомить с коми национальным фольклором; учить детей изображать движением общего круга размеры: высоко, низко, узко, широко и понимать их на коми языке. Развивать певческие навыки, танцевально-игровое творчество.
Ход игры:
Дети, держась за руки,стоят вокруг именинника. Воспитатель, дети поздравляют его и произносят пожелания. Затем круг, под пение детей, начинает двигаться по часовой стрелке:
-Кыдзи Таня ним лун выл,
Ми пожалiмтуп сь нянь
(Дети останавливаются, держась за руки, поднимают их)
-Эта судта…
(Дети приседают на корточки, держась за руки)
-Эта ляпта…
(Дети сужают круг)
-Эта дт м…
(Дети раскрывают круг)
-Эта пасьта…
(Дети стоят по кругу и начинают хлопать в ладоши)
-Туп сь нянь, туп сь нянь,
Кодi мусса, сiй с босьт!
Именинник выбирает себе пару, с которым исполняют пляску-импровизацию из 2-3 танцевальных движений. Дети, подбадривая, хлопают в ладоши, пляска заканчивается поклоном.
Пальчиковая игра «Катша рок.»
Лыд петк длысь лыдакыв вел діг н позь ворсны «Катша рок.», «Чуньяс» ворс мъяс н. Кывбур сюр сс петк длыны действиеяс пыр.
Катша рок пуис, пуис, пуис. (на ладошке крутить пальцем)
ти видліс, (поднести ко рту ложку)
М д солаліс, (взять щепотку соли, посолить)
Койм д гудраліс, (помешать пальцем)
Нёль д паньыштіс, (поднести ложку ко рту)
Вит дыслы эз тырмы. (развести руки)
Зэрмис да,
Кобул тюр пырис. (руки скрестить над головой и присесть).
Пальчиковая игра «Кек нач»
«Мортл н ортсыыс» тема вел діг н позь ворсны «Кек нач», «Ич тик пышкай» ворс мъяс н.
Кек нач, кек нач! (хлопаем в ладошки)
Ыджыд мамыс ломтіс пач. (показать печку)
Пу дзоля мортлы рок, (по ладошке крутить пальцем)
Шу, г сьтитны п лок. (рукой зазываем в гости)
Кек нач, кек нач!
Видлам лэбны ми вот тадз: (машем ручками)
Кек лэбис, лэбис, лэбис,
Сэсся выл, выл лыбис, (поднимаем руки)
Зарни туглы юр вылас (положить руки на голову)
Шлыв пуксис. (погладить себя по голове)
ЛИТЕРАТУРА
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". ФГОС, 2016 г.
2. Дидактические игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к коми культуре. – Сыктывкар, 1991.
3. Остапова З. В. Программа детского сада по обучению коми разговорной речи детей, не владеющих коми языком. – Сыктывкар, 1995.
4. Остапова З. В. Обучение коми языку в детском саду. – Сыктывкар, 1996.
5. Остапова З. В., Потолицына Н. Б. Коми язык в дошкольных образовательных учреждениях. – Сыктывкар, 2002.
6. Остапова З. В., Москвина Т. А. Программно-методические материалы. Часть 1, 2. – Сыктывкар, 2008.
7. Потолицына Н. Б. национальное образование в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации. – Сыктывкар, 1995.
8. Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми «Парма». – Сыктывкар, 2003.
9 Коми – роча тематический кывкуд / Лосьодисны А. Н. Карманова, Т. В. Кренделёва, М. В. Черных. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2007, - 88 л. б.
10. «Дзолюк» радиопередачаяслон каталог: 1997 – 2004 вояс / лосьодис В. А. Муравьёва. – Сыктывкар, 2008. – 8 л. б.
11. Потолицына, Н. Б., Зайцева Н. Ф. Развитие речи общения на коми языке: методическое пособие / Н. Б. Потолицына, Н. Ф. Зайцева; под науч. Ред. И. В. Макаровой; ГАОУДПО (пк) С РК «Коми республиканский институт развития образования». – Сыктывкар, 2011. – 52с.