Папки-передвижки

Проект по финансовой грамотности «Юные экономисты»

Надежда Травникова
Проект по финансовой грамотности «Юные экономисты»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение №1 «Ленинец»

Проект по Финансовой Грамотности

для старших дошкольников:

«Юные экономисты»

Воспитатель:

Травникова Н. А.

г. Тутаев

2021 г.

Содержание:

Пояснительная записка…. …. …. 3

Цель, задачи проекта…. …5

Участники проекта ….…. ….6

Этапы проекта…7

Формы организации обучения и воспитания ….8

Ожидаемые результаты…. ….10

Публикация «Проект по финансовой грамотности „Юные экономисты“» размещена в разделах

Тематический план работы с детьми….11

План работы с родителями, педагогами…13

Список литературы…. 14

Приложение…. 15

Пояснительная записка:

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) :

полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;

приобщение детей к социокультурным нормам;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования:

учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Данный проект реализован с воспитанниками старшей группы МДОУ №1 «Ленинец».

Новизна проекта :

Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками.

В практике МДОУ №1 «Ленинец» вопросы формирования финансовой грамотности использовались эпизодически. В рамках данного проекта предполагается осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности.

Постановка проблем:

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях : экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта :

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

• Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

• Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

• Совершенствовать коммуникативные качества детей;

• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

• Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

• Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).

Участники проекта :

• дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет);

• воспитатели группы;

• родители.

Целевые группы участников

Целевые группы участников Субъекты проекта Содержание деятельности

Реализаторы (непосредственные) Педагоги групп старшего дошкольного возраста 5-6 лет Проведение в форме игровых заданий диагностики знаний детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) : знание ребенком потребностей семьи; представления о труде родителей; представлений об экономических понятиях; проявление интереса к окружающим явлениям современного общества для решения задач:

• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);

• оптимизации работы с группой детей.

Непосредственная реализация проекта в соответствии с тематическим планом, интеграция в образовательном процессе всех видов детской деятельности.

Реализаторы (опосредованные) Родители (законные представители) Создание домашнего развивающего пространства, поддержка ребенка и педагога в реализации проекта, обмен опытом по организации детской деятельности в домашней среде и установлении собственных взаимоотношений с ребенком. Участие в конкурсах, анкетировании.

Непосредственные участники Дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет Непосредственное участие в проекте «Юные экономисты». Посещение тематических занятий и квестов.

Сроки реализации проекта : краткосрочный 3 недели (22.03.2021 г. – 11.04.2021 г.)

Вид проекта : познавательно - практический, групповой.

Этапы проекта :

1этап – Организационный:

• изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

• информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту.

• подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

• подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

• Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме открытого занятия.

Методы формирования финансовой компетентности

Методы формирования финансовой компетентности можно представить четырьмя группами: методы, повышающие познавательную активность; методы, повышающие эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции и уточнения представлений детей о мире.

Методы, повышающие познавательную активность:

• элементарный и казуальный анализ;

• сравнение;

• метод вопросов;

• метод повторения;

• решение логических проблем;

• экспериментирование и опыты.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о мире:

• игровые;

• сюрпризы и моменты новизны.

Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

• перспективное планирование.

Методы коррекции и уточнения представлений детей о мире:

• индивидуальная беседа,

• сравнительный анализ,

• оценка,

• разъяснение,

• воображаемая ситуация,

• совместный поиск выхода из ситуации,

• проигрывание положительных ситуаций,

• обсуждение способа действия,

• прием опосредованного воздействия.

Одним из ведущих методов обучения является – игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).

Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе проекта различными методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.

Ожидаемые результаты:

1. Дети понимают и ценят окружающий предметный мир: уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества; признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие ; ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях; контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

2. Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.

3. Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Перспективный план:

Дата Мероприятия

22 марта

пн Беседа «Что такое труд?», «Труд – основа жизни».

Д/И «Кто, что делает».

Чтение сказки «О финансовой грамотности, или про то, как Емеля царём стал»

23 марта

вт НОД «Путешествие в страну профессии»

СРИ «Магазин игрушек»

Д/И «Кому что нужно?»

Чтение В. В. Маяковского «Кем быть?»

24 марта

ср НОД Рисование «Моя будущая профессия»

Д/И «Что сделано руками человека?»

П/И «Мамины помощники».

Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».

25 марта

чт НОД Игровое занятие «Цветик – Семицветик»

Беседа «Зачем всему надо учиться?»

Д/И «Береги всё, что нас окружает».

Чтение сказки «Петушок и два мышонка».

26 марта

пт Чтение сказки «Лисичка со скалочкой».

Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».

СРИ «Ярмарка»

Д/И «Где можно взять товар?»

29 марта

пн Беседа «Семейный бюджет: расходы и доходы»

Просмотр презентации «Семейный бюджет»

СРИ «Супермаркет»

Д/И «Какие ошибки допустил художник?»

30 марта

вт НОД «Экономия тепла, света, воды».

Д/И «Охотники за сокровищами».

Беседа «Учимся экономить».

Чтение сказки «Про доверчивого мышонка и мамину зарплату»

31 марта

ср НОД Развитие речи/рисование «История денег».

Д/И «Домино «Русские деньги»».

Просмотр презентации «История денег».

Чтение Л. Толстого «Приключения Буратино».

Словесная игра «На чтобы я потратил деньги».

1 апреля

Чт

Беседа «Моя копилка»

Магнитная игра «Мои деньги».

СРИ «Кафе»

Чтение сказки «Жадная старуха»

2 апреля

пт Экспериментирование «Монета – банкнота»

Д/И «Разложи по полочкам».

Просмотр мультфильма «мешок яблок»

П/И «Мы строим дом»

5 апреля

пн Развлечение «Мы бережливые».

Беседа «Что такое цена товара?»

СРИ «Сберкасса. Банк».

Просмотр мультфильма «Три кота. Поход в магазин».

Д/И «Собери продуктовую корзину».

6 апреля

вт

НОД Рисование «Копилка».

Чтение сказки Б. В. Минина «Доверчивый зайчик»

Д/И «Угадай профессию».

Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама».

П/И «У кого монетка?»

7 апреля

ср НОД «Приключения девочки Настеньки».

Беседа «Карманные деньги у детей»

П/И «Помоги собрать урожай».

Д/И «Что в каком магазине продаётся?»

8 апреля

чт НОД «Путешествие денежки»

Чтение сказки «Про умный рубль».

Д/И «Парк аттракционов».

Д/И «Можно – нельзя»

9 апреля

пт НОД «Конструирование «Кошелек»

Беседа «Хорошо - плохо» о рекламе товара.

СРИ «Магазин» Детский мир».

13 апреля

вт Открытое занятие «Помоги Буратино вернуть золотые монеты».

Награждение грамотами детей и родителей, участвующих в конкурсе «Лучшая копилка».

План работы с родителями:

1. Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамота».

2. Родительское собрание: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

3. Консультация «Учим детей считать деньги».

4. Папка – передвижка «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

5. Буклет «Финансовая грамотность в ДОУ».

6. Участие (совместно с детьми) в конкурсе «Лучшая копилка».

План работы с педагогами:

1. Семинар для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников»

Список литературы:

1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.

2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.

3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.-106 с.

4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

5. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред. Е. А. Курака. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.

6. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику : Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.

7. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-256с.

8. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике : Методические рекомендации. -М. :ТЦ Сфера, 2009.- 96с.

Приложение

Публикации по теме:

Конспект занятия по финансовой грамотности «Юные экономисты»Конспект занятия по финансовой грамотности «Юные экономисты» Конспект ООД по финансовой грамотности в средней группе «Белочка» «Юные экономисты» Подготовила: Воспитатель Курбанова Я. В. Цель: раскрыть.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности»Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Многофункциональное пособие по обучению финансовой грамотности «Банкомат» в рамках работы по программе «Юные финансисты»Многофункциональное пособие по обучению финансовой грамотности «Банкомат» в рамках работы по программе «Юные финансисты» Обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста является актуальным направлением современного образовательного процесса.

НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги»НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» Конспект НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» в старшей группе Цель: SSS 61482; раскрыть сущность понятия «деньги», «монета»,.

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.

Проект по финансовой грамотности «Моя реклама» в старшей группеПроект по финансовой грамотности «Моя реклама» в старшей группе С целью формирования представлений о рекламе – как продукте деятельности человека, как средства сообщения информации о различных товарах,.

Консультация «Детям о финансовой грамотности»Консультация «Детям о финансовой грамотности» Помню, в детстве, мама оставила мне денег на молоко. Путь в магазин пролегал мимо стихийного базарчика, где торговали всем тем, что вырастили.

Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности»Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности» Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по финансовой грамотности «Юные экономисты»
Опубликовано: 16 августа 2021 в 13:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по финансовой грамотности «Юные экономисты»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Травникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД