Ирина Бочкина
Проект «По дорожке здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, нравственного и физического развития, формируется личность человека.
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, прочность знаний, вера в свои силы, поэтому, на первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.
Публикация «Проект „По дорожке здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Массажные коврики, дорожки
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
По мнению Ноткиной Н. А. и Поповой С. В. в понятие «здоровый образ жизни» входит воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек, выработка потребности получения положительных эмоций.
В связи с этим мною был разработан проект «По дорожке здоровья»
Цель: начальное формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
-дать первоначальные представления о здоровом образе жизни.
-формировать первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека.
-способствовать укреплению здоровья детей через систему здоровье сберегающих мероприятий.
-воспитывать привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
-повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Организационный. (сентябрь)
Групповая консультация для родителей детей о целях и задачах внедряемого проекта. Дидактическое и методическое оснащение проекта
2 этап. Практический. (октябрь-июль)
Мероприятия по реализации проекта с детьми.
Привлечение специалистов к работе над проектом. Мероприятия с родителями.
3 этап. Заключительный. (август)
Диагностика детей. Анализ полученных результатов. Рекомендации родителям.
Ожидаемый результат.
Правильно организованное воспитание создаст благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы и всех других органов и систем. У детей будут сформированы навыки здорового образа жизни, правильного питания, потребности к осознанному отношению к своему здоровью, появиться потребность изучить представления о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях.
Название проекта «По дорожке здоровья» образное, а его составляющие части - это так называемые шаги. Семь шагов — отрезки времени в режиме дня, содержанием которых является разнообразная деятельность педагога и ребенка по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.
Весь проект реализуется под постоянным наблюдением и контролем старшей медсестры.
Шаг 1. «Здоровый ребенок — счастливая семья»
Цель: формировать совместно с семьей предпосылки и начальные представления о здоровом образе жизни.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждет их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей.
Но, главное, - это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Формы взаимодействия с родителями:
-родительские собрания
-индивидуальные и групповые консультации
-информация в родительском уголке, папки-раскладушки
-совместные праздники и развлечения
Шаг 2. «Утро радостных встреч»
Цель: создание положительного эмоционального фона, доброжелательного климата в группе.
С первых минут стараюсь создать положительный настрой у ребенка на проживание всего дня в детском саду, на легкое расставание с родителями.
Формы взаимодействия с детьми:
-разнообразные приветствия с использованием различных игрушек.
-коммуникативные игры
-разговор один на один
-ситуативный разговор
-детские песенки, приговорки, потешки, заклички
Шаг 3. «Я сам! Я умею!»
Цель: формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей.
Формирование к\г навыков и навыков самообслуживания - довольно длительный процесс, поэтому я планирую эту работу поквартально. Безусловно, формирование почти всех навыков осуществляется в течении всего года постоянно и практически одновременно. Однако, я составила перспективный план работы, где уточнила последовательность формирования навыков на каждый квартал, на какие именно навыки нужно обратить наибольшее внимание.
Формы взаимодействия педагога с детьми:
-ООД
-совместные действия с ребенком в процессе общения
-бытовые, игровые проблемные ситуации
-ситуативный разговор от имени игрушки, предмета
-дидактические игры
-рассматривание книг, иллюстраций
Шаг 4. «В гостях у Айболита»
Цель: дать детям элементарные знания о себе и своем теле.
Работу с детьми я строю по плану, который дает возможность вести ее системно и комплексно. Мероприятия валеологической направленности органично вплетаются в режимные моменты и деятельность детей.
Месяц
тема Задачи
1 мл. гр. Задачи
2 мл. гр.
сентябрь «Да здравствует мыло душистое!»
Уточнить знания детей о том, для чего используют мыло в повседневной жизни. Познакомить со свойствами мыла,
его разновидностями.
Подвести к понятию что «Чистота — залог здоровья»
Октябрь
«Моя кожа» Уточнить знания детей о значении кожи для человека.
Формировать представления об уходе за кожей. Познакомить с назначением и свойствами кожи. Научить обрабатывать мелкие ранки, объяснить назначение йода и зеленки.
Ноябрь
«Глаза-главные помощники человека»
Познакомить с правилами ухода за глазами.
Формировать предствление о еобходимости бережного отношения к своим глазам (правильно умываться, вытираться только чистым полотенцем, нельзя тереть грязными руками бросать песок в глаза.)
Декабрь
«Ухо — это орган слуха»
Формировать представление об органе слуха, его значении для человека, а также бережном отношении к состоянию зоровья ушей.
Закрепить знания о том, что слух — это способность воспринимать окружающие звуки.
Учить детей бережно относится к своему здоровью (через охрану слуха,
развивать умения бережно относится к слуху окружающих людей,учитывать их интересы и пожелания.
Январь
«Что есть во рту» Показать значение зубов для человека.
Познакомить с правилами ухода за зубами. Раскрыть строение и функции зубов.
Познакомить с болезнями зубов, их причинами. Учить уходу за зубами.
Февраль
«Удивительные превращения пищи» Для чего мы едим.
Полезная пища.
Вредная пища.
Правила приема пищи.
Познакомить с пищеварительным трактом. Учить понимать свой организм, его потребности. Гигиена питания.
Март
«Опора и двигатели нашего организма»
Знакомить с частями тела. Продолжить знакомить с частями тела и их функциями.
Апрель
«Изучаем своё тело» Знакомить с органами чувств. Учить называть органы чувств, рассказывать об их роли в организме и о том, как их беречь.
Май
«Если хочешь быть здоров» Способствовать формированию потребности быть здоровым. Закрепить формирование навыков гигиенического поведения. Способствовать формированию потребности быть здоровым. Закрепить представления о значении физкультуры и спорта в укреплении здоровья человека.
Шаг 5. «Мы прогулку любим очень, каждый быть здоровым хочет!»
цель: формирование двигательных умений и навыков.
Использование ежедневных прогулок как одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни для укрепления здоровья детей. Прогулка — это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка проводится в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должна соответствовать погоде и гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо менять вид деятельности.
Шаг 6. «Глазки закрываются, реснички опускаются»
Цель: снижение утомляемости детского организма, создание положительной мотивации у детей к соблюдению режима дня, «тихого часа»
Формы взаимодействия:
-спокойная расслабляющая музыка
-сказки, стихи-приговорки
-колыбельные песни
Шаг 7. «Закаляйтесь, малыши!»
Цель: оздоровление и укрепление здоровья детей.
Закаливание — один из способов оздоровления детей. При закаливании вырабатывается устойчивость организма к охлаждению и тем самым к простудным заболеваниям. Закаливание важно начинать с детского возраста, требует учета индивидуальных особенностей ребенка, состояние здоровья, его физическое развитие, перенесенные заболевания. Для закаливающих процедур используются природные факторы: солнце, воздух и вода.
Перечень закаливающих мероприятий.
В конце учебного года был проведен повторный мониторинг формирования культурно-гигиенических навыков.
Полученный результат.
У детей сформированы первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. У детей воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
Возрос интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни.