Юлия Ватулина
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Утро начинается с улыбки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по адаптации детей
младшего дошкольного возраста
«Утро начинается с улыбки»
Педагог-психолог: Ватулина Ю. С.
Актуальность проекта
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Публикация «Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста „Утро начинается с улыбки“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка
Соответственно, одна из главных задач заключается в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.
Задачи проекта :
1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения.
4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.
Вид проекта : краткосрочный.
Разработчик: педагог-психолог Ватулина Ю. С.
Время реализации проекта : сентябрь, октябрь.
Методы проекта :
Исследовательские: проблемные вопросы.
Наглядные: тематические картинки, дидактические игры, мультимедийные презентации.
Словесные: беседы; чтение литературы; консультации для родителей; объяснения; указания; словесные инструкции.
Предполагаемые результаты проекта :
1. Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
3. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Основное содержание и этапы проекта :
1. Организационный этап:
-подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
-разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
-разработка анкет для родителей;
-составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Основной этап:
-реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
-анализ проведенной работы;
-диагностика адаптации детей к условиям ДОУ.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование. С родителями и педагогами я провожу консультационные и просветительские мероприятия, касающиеся вопросов психического развития детей, результатов диагностических исследований. Это может быть в индивидуальной или групповой форме, в виде консультаций в определенные дни; «психологических пятиминуток» при утреннем приеме детей или вечером, когда забирают детей; выступлений на родительских собраниях; тематических встреч (консультации, семинары-практикумы и т. д.) по заранее выбранной проблеме.
Темы консультаций:
«Первые дни ребенка в детском саду».
«Роль родителей в подготовке родителей к детскому саду».
«Как помочь самым маленьким».
«Адаптация к ДОУ. Факторы риска и факторы благополучия».
«Основные психологические особенности детей 3 лет».
«Список умений и навыков ребенка при поступлении в детский сад».
«Если ребенок не хочет ходить в детский сад».
2. Анкетирование родителей.
Анкета «Давайте познакомимся». Цель: собрать информацию о составе семьи ребенка, социальном статусе родителей.
Анкета «Здравствуй, детский сад!». Цель: узнать особенности воспитания и развития дошкольника в семье, для дальнейшей индивидуальной работы и помощи ребенку в период адаптации.
Анкета «Как прошла адаптация ребенка в детском саду». Цель: выявить уровень адаптации ребенка в ДОУ, положительную или отрицательную динамику.
3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Буклет «Чего нельзя делать ни в коем случае в период адаптации»
Буклет «Техники расставания малыша с родителями»
Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»
Памятка для родителей «Что нужно знать об адаптации детей»
Памятка для родителей «В детский сад с радостью»
«Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду»
«Советы родителям на период адаптации детей к ДОУ»
«Как играть дома с малышом»
Формы работы с педагогами
1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
«Как правильно создать эмоционально благоприятную атмосферу в период адаптации к ДОУ».
«Способы уменьшить стресс ребенка при адаптации к ДОУ».
«Сюжетно-ролевые игры в 1 младшей группе»
Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
2. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок.
Памятка «Методы контроля поведения ребенка»
«Полезные советы и рекомендации для воспитателей 1 младшей группы»
Формы работы с детьми
Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослыми.
Цель игр – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.
Игра – занятие «Кукла в гости к нам пришла»
Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»
Игра «Пирамидка»
Игра «Собачка»
Подвижная игра «Скатись с горки»
Игра-занятие «Шоферы»
Игра – занятие «Самолет»
Игра – занятие «Кораблик»
Игра – занятие «Кошечка»
Игра – занятие «Мишка»
Игра «Гусеница»
Игра – занятие «Уложим куклу спать»
Игра «Башенка из кубиков»
Таким образом, можно отметить, что период адаптации у детей 1 младшей группы прошел успешно. Степень адаптации в основном лёгкая и средняя. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом. Итоги повторного анкетирования показали, что значительно повысилась компетентность родителей по вопросам адаптации, воспитания и обучения детей. Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество. У детей бодрое и эмоциональное настроение, проявляют интерес и желание играть, общаться с друг другом.
Именно сотрудники детского сада, родители объединили совместные усилия и обеспечили малышу эмоциональный комфорт.
Многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению дала свои устойчивые положительные результаты.
Цели и задачи проекта мною достигнуты и реализованы.