Тамара Васильева
Проект «Пернатые друзья моего Башкортостана»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Пернатые друзья моего Башкортостана»
Автор: Васильева Тамара Витальевна, старший воспитатель
Место работы: МБДОУ ЦРР д/с №4 «Колосок» г. Давлеканово
Тип проекта : познавательно - творческий.
Участники: воспитатели, родители и дети старшей группы.
Срок реализации проекта : средне - срочный.
Актуальность
Публикация «Проект „Пернатые друзья моего Башкортостана“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
В наш непростой век, когда вопросы экологии значимы, как никогда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Пернатые друзья моего Башкортостана». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Проблема: Дети недостаточно хорошо знают зимующих птиц, мало наблюдают в природе, не знают, чем кормить птиц. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. В предметно-развивающей среде группы недостаточно информации о зимующих птицах.
Три модели вопроса:
ЧТО МЫ ЗНАЕМ?
• Зимующие птицы не улетают в тёплые края (Эмиль)
• Они кушают семечки и рябину (Вилена)
• Им делают кормушки (Арсений)
• У нас в городе есть зимующие птицы: голубь (Дана, ворона (Илья, снегирь (Тамерлан, синица (Дима)
ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ?
• Почему они не улетают? (Настя)
• Почему не мерзнут птицы? (Кира)
• Как делают кормушки? (Варя)
• Что ещё едят птицы? (Илья Р.)
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ?
• На улице посмотрим (Тамерлан)
• Спросим у взрослых (Самира)
• Прочитаем в книге (Настя)
• Подумать надо (Даша)
• По телевизору посмотрим (Эмиль)
• На планшете найдем (Серёжа)
• На телефоне посмотрим (Вилена)
• В мультиках увидим (Камиль)
• В кино узнаем (Софья)
Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни.
Задачи:
Образовательные: Закрепить ранее полученные знания дошкольников о птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц, внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать. Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями. Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие: Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные: Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. Укреплять детско-родительские отношения.
Предполагаемые результаты:
- у детей появится желание помогать птицам в зимнее время года.
- у детей сформируется система знаний о птицах.
- в предметно-развивающей среде группы будут созданы необходимые условия для формирования у детей целостного представления о жизни птиц.
- будет создан понятийный словарик.
- будут созданы альбомы стихов, загадок и пословиц о птицах.
Предполагаемые мини-проекты :
- Зимующие птицы рядом с нами
- Строение птиц
- Корм для птиц
- Кормушки
Предполагаемые продукты проектной деятельности :
- Выставка кормушек для птиц
- Альбом стихов о птицах
- Альбом загадок о птицах
- Альбом пословиц о птицах
- Картотека дидактических игр по теме проекта
- Картотека подвижных игр по теме проекта
Словарный минимум:
Существительные: Птица, воробей, ворона, сорока, снегирь, синица, голубь, дятел, сова, грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.
Глаголы: летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.
Прилагательные: большая, маленькая, голодная, сытая, черная, быстрая, зимующая певчая, чёрный, теплые (края, белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий, водоплавающие, проворный, голосистый.
Организационные формы работы дошкольников над проектом :
1. Организованная образовательная деятельность.
2. Наблюдения в природе.
3. Чтение художественной литературы.
4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.
5. Участие в игровой деятельности.
6. Самостоятельная деятельность.
7. Проведение ситуативных бесед.
8. Продуктивная деятельность.
9. Музыкально – ритмические движения.
10. Заучивание стихов, песен.
11. Организация выставки детских работ «Птицы нашей республики».
Методы и приё мы:
1. наблюдения;
2. беседа;
3. сбор информации;
4. работа с литературой;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.
Этапы развития проекта
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап (практический).
3. Заключительный этап.
1. Подготовительный этап.
Определить актуальные знания детей о птицах, вызвать интерес к решению поставленной задачи;
Подбор книг, иллюстративного материала;
Подбор дидактических игр;
Подбор детской художественной литературы;
Подбор стихов, песен, малых форм русского фольклора.
2. Основной этап
План реализации проекта :
Направление Мероприятия
Социально-коммуникативное развитие Беседы: «Что ты знаешь о птицах?»; «Как живут птицы зимой?»; «Трудно птицам зимовать»; «Покормите птиц зимой»
Игровые упражнения и дидактические игры: «Что это птица», «Чья тень?», «Летает – не летает», «Счет птиц», «Какой птицы не стало»,«Найди по контуру», «Соедини по точкам», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний»
Наблюдение за поведением птиц во время кормления, на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.
Сходства и различия питания птиц зимой и летом. Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах.
Познавательное развитие ООД: «Как узнать птицу», «Осенние заботы птиц», «Составление описательного рассказа о птицах», «Птицы – наши друзья», «Самая печальная книга природы – Красная книга», «Зимующие птицы в кормушке».
Экспериментирование «Исследование различного оперения птиц с помощью лупы».
Рассматривание птичьих следов.
Рассматривание альбома «Зимующие птицы».
Просмотр презентации «Интересно о птицах»
Разгадывание загадок
Речевое развитие Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели».
Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Что за птица?», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?», «Узнай птицу по силуэту», «В зимней столовой».
Заучивание стихотворения: «Воробей» Н. Рубцов, «Снегири» А. Прокофьева, «Свиристели» А. Барто, «Скворцы» Александрова А., «Покормите птиц зимой» А. Яшин, «Птицы» В. Берестов, «Синица» О. Григорьевой, «Покормите птиц» А. Яшин, «Воробей» В. Звягиной, «Поёт зима, аукает» С. А. Есенина, «Берегите птиц» Т. Евтушенко
Чтение рассказа «Ласточка» К. Д. Ушинского, сказки «Ворона» В. Даля.
Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки».
Вечер загадок и отгадок «Почтальон Печкин спешит к нам в гости».
Просмотр презентаций: "Зимующие птицы".
Физическое развитие Пальчиковая гимнастика: «Десять птичек – стайка», «Птицы к дому подлетели», «Покормите птиц зимой».
Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова», «Птички летают», «Птички и птенчики», «Ловлю птиц», «Найди пару», «Птичьи стайки», «Слушай внимательно», «Вороны и собачка», «Вороны и воробьи», «Филин и пташки», «Воробушки и автомобиль», «Птички и кошка».
Изготовление шапочек – масок птиц (снегирь, синица, воробей).
Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Снегири на ветке рябины», ««Моя любимая птичка», «Птицы синие и красные».
Лепка: «Снегири прилетели», «Птицы на кормушке».
Аппликация: «Синички - невелички», «Птицы на ветках», «Домик для скворца».
Разукрашивали картинки с изображением зимующих птиц
Рисование птиц с использованием техники «печать от руки».
Общение с родителями Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о птицах;
Приобщение родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы;
Оформление стенда для родителей «Птицы – наши друзья»;
Совместное с родителями создание кормушек для птиц – «Лучшая кормушка для птиц»;
Выставка совместного с родителями творчества «Покормите птиц зимой!».
Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края»
Консультация для родителей о правильных способах взаимодействия детей с объектами природы.
Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Заключительный этап.
Презентация «Птицы нашего края» :
Проведение итогового мероприятия «Праздник птиц».
Результативность:
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих. На протяжении реализации проекта «Пернатые друзья моего Башкортостана» у детей развивалась связная речь. Дети научились правильно подкармливать птиц. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц). Повысился познавательный интерес у детей.
Список используемой литературы:
1. «От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
2. Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений старшая группа детского сада: Планы занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2015г.
3. Дыбина О. Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа — М. : Мозаика-Синтез, 2015г.
4. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду старшая группа — М. :Мозаика-Синтез, 2015г.
5. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-6 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005г.
6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа — М. : Мозаика- Синтез, 2015г.
7. Интернет ресурсы.
8. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» - М., 2002 г.
9. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
10. Иванова А. И. «Живая экология» М., 2006 г.