Валентина Томилова
Проект «Ознакомление детей дошкольного возраста с трудовыми профессиями Кузбасса»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей дошкольного возраста
с трудовыми профессиями Кузбасса
(проект)
Исполнитель:
Томилова Валентина Николаевна,
воспитатель МБДОУ № 118,
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Ознакомление детей дошкольного возраста с трудовыми профессиями Кузбасса“» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Вопрос трудового воспитания и образования детей становится актуальным в настоящее время. Формирование у дошкольников первичных трудовых навыков, воспитание уважения к людям труда, интерес к природному и рукотворному миру, в котором предстоит ребенку жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.
Проблема.
Кемеровская область расположена на юге Западной Сибири, славится своими богатствами, одно из которых, каменный уголь. Наш МБДОУ № 118 «Белочка» расположен в одном из жилых районов города Кемерово, в поселке Кедровка. Родители воспитанников работают на Кедровском угольном разрезе и на предприятиях города Кемерово, но представления о профессиях взрослых у детей ограничены небогатым жизненным опытом, о знакомых профессиях дети знают, как правил, мало и весьма поверхностно.
Поэтому я подготовила проект, основной целью которого стало ознакомление детей дошкольного возраста с трудовыми профессиями Кузбасса. Если дети с детства узнают, что нелегко вырастить хлеб, добыть уголь, сшить, изготовить любую вещь, что в каждую из них вложен труд человека, они более глубоко осознают их цену. Это помогает расширять у них представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду и бережное отношение к вещам. В будущем, когда дети подрастут, детские впечатления смогут повлиять на выбор его профессии.
Цель: Познакомить детей с профессиями Кузбасса, создать условия для воспитания у дошкольников положительного отношения и уважения к труду взрослых в родном городе, его результатам, способствовать начальной профориентации.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества, развивать интерес к профессиям родителей.
2. Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.
3. Развивать самостоятельную деятельность детей – познавательную, исследовательскую, продуктивную в процессе познания окружающего мира.
4. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду.
Продолжительность проекта : учебный год
Участники проекта : педагоги, родители, дети МБДОУ № 118.
Возраст детей : 5-7 лет.
Этапы проекта :
Деятельность воспитателей:
1. Создание перспективного плана по ознакомлению детей с профес-сиями.
2. Подбор наглядного и методического материала о самых востребованных в городе профессиях.
3. Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с профессиями (для каждой возрастной группы).
4. Создание примерных конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями (для каждой возрастной группы)
5. Разработка экскурсий, по ознакомлению детей с профессиями.
Деятельность детей
Экскурсии, беседы, праздники, занятия, конкурсы, сюжетно-ролевые игры. Совместные виды трудовой деятельности с взрослыми, чтение художественной литературы, конструирование, макетирование, коллекционирование.
Деятельность родителей
Беседы на родительском собрании о важности данной проблемы, обсуждение совместных мероприятий, организации экскурсий на рабочие места родителей. Беседы с детьми, рассказы о профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в создании коллекций, макетов, альбомов «Кем быть», «Кто работает для нас», «Трудовые профессии Кузбасса», «Мои родители на работе». Участие в вечерах «Встреча с интересными людьми» - рассказывание о своей профессии детям.
Результаты работы
1. У детей расширились представления о профессиях людей, работающих в нашей области. Дети стали осознано относиться к значимости труда людей разных профессий.
2. Раскрылись индивидуальные творческие способности.
3. Прослеживается положительная динамика развития трудовых навыков и умений у детей.
4. Разработаны методические рекомендации по ознакомлению детей с профессиями.
5. Создан календарь профессий для всех возрастных групп.
6. Созданы альбомы «Трудовые профессии Кузбасса», «Кто работает для нас», «Мои родители на работе», «Все работы хороши»
7. Создана картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями.
8. Игровая развивающая среда пополнена сюжетно-ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.
Продукт проектной деятельности
Оформлена выставка детских работ «Кем я буду, когда вырасту». «Мой папа на работе».
Презентация проекта :
Открытое занятие для родителей: «Кемерово – город труженик»
Семинар в детском саду по теме: «Формирование у детей представлений о труде взрослых»»
Рефлексия:
Проведенная работа позволила подвести детей к важному выводу : правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно работать, уважают люди.
Список литературы
1. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи (Текст) : учеб. пособие/ В. В. Гербова. – М. :Просвещение, 1984.
2. Добыча угля на разрезах Кузбасса (Текст) : историко-справочное из-дание/ Сост. И. А. Соколова. - Кемеровское книжное издательство, 1975.
3. Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий (Текст) : учеб. пособие. / В. П. Кондращов. - Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
4. Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых (Текст) / В. И. Логинова, Л. А. Мишарина // Дошкольное воспитание. - 1978. — №10.
5. Потапова, Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях (Текст) : учеб. по-собие / Т. В. Потапова. - Творческий центр Москва, 2005.
Приложение 1
Перспективный план ознакомления детей с трудом взрослых
Средняя группа
Сентябрь – Хлебороб. Занятие «Кто выращивает хлеб?»
Октябрь – Дворник. Наблюдение за работой дворника.
Ноябрь – Врач. Сюжетно – ролевая игра «Скорая помощь»
Декабрь – Эколог. Экскурсия в кабинет эколога.
Январь – Парикмахер. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Февраль – Моряк. Спортивное развлечение. «Мы моряки»
Март – Продавец. Дидактическая игра «Магазин фруктов»
Апрель – Воспитатель. Рассматривание альбома «Кто работает для нас?
Май – Водитель. Сюжетно-ролевая игра «Гараж»
Июнь – Садовник. Наблюдение за посадкой цветов.
Июль – Повар. Экскурсия на кухню.
Август – Горняк. Экскурсия в детский городок «Уголек»
Старшая группа
Сентябрь – Хлебороб. Занятие «Откуда хлеб пришел?»
Октябрь – Почтальон. Экскурсия на почту.
Ноябрь – Горняк. Экскурсия в музей трудовой славы Кедровского разреза.
Декабрь – Скульптор. Рассматривание ледяных построек.
Январь – Садовод. Экскурсия в ботанический сад.
Февраль – Пограничник. Занятие «Наша армия родная»
Март – Пожарный. Занятие «Беседа о профессии пожарного.
Апрель - Космонавт. Спортивное развлечение «Полет на луну»
Май – Строитель. Экскурсия на стройку.
Июнь – Музыкант. Экскурсия в музыкальную школу
Июль - Водитель. Занятие «Беседа о труде водителя».
Август – Горняк. Занятие «Беседа о труде шахтера»
Подготовительная группа
Сентябрь - Учитель. Экскурсия в школу.
Октябрь – Библиотекарь. Экскурсия в библиотеку.
Ноябрь – Летчик. Занятие «Беседа о воздушном транспорте»
Декабрь – Милиционер. Занятие «Беседа о правилах дорожного движения»
Январь – Железнодорожник. Занятие «Кемерово- город труженик»
Февраль – Военный. Развлечение «Будем в армии служить»
Март – Пожарный. Экскурсия в пожарную часть.
Апрель - Астроном. Занятие «Планеты солнечной системы»
Май – Сталевар. Занятие «Беседа о профессии металлурга»
Июнь – Химик. Занятие «Знакомство с профессией химика»
Июль – Электрик. Экскурсия в электромастерскую
Август – Геолог. Занятие «Беседа об угле»