анна грошевая
Проект «Осень золотая» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект «Осень золотая» для средней группы.
Подготовила
Воспитатель группы №7
Грошевая Анна Анатольевна
Тип проекта : информационно-творческий.
Вид проекта : краткосрочный.
Сроки реализации: 2 недели.
Участники: дети средней группы (4-5 лет, воспитатель, родители.
Публикация «Проект „Осень золотая“ для средней группы» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность: Чтобы любить природу, нужно её знать, а чтобы знать, нужно изучать и наблюдать за изменениями в природе. Если ребёнок научится наблюдать за природой, то он научится ценить окружающий мир.
Учитывая, что представление детей пятого года жизни об окружающем мире и временах года не достаточно устойчиво, необходимо систематически знакомить их с природой.
Проектная деятельность даёт возможность эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды деятельности.
Цель: - формировать познавательный интерес к природе и создать условия для творческих способностей у детей.
Задачи: - расширять у детей элементарные представления об осени и изменениях в природе осенью;
- развивать умение замечать красоту осенней природы;
- расширить знания об овощах и фруктах;
- воспитывать желание в бережном отношении к природе;
- развивать умение передавать свои впечатления в творческих работах, рисунках, поделках.
Ожидаемый результат:
- расширение знаний детей об осени, её признаках и дарах;
- расширение и активизация речевого запаса детей в процессе знакомства с рассказами, стихами, загадками на осенние темы;
- формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей и родителей.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный:
- определение темы и задачи проекта; - составление плана совместной работы с детьми, родителями;- подборка методической и художественной литературы; - подборка материала и оборудования для занятий, бесед; - организация предметно-развивающей среды; - оформление папки-передвижки для родителей по теме проекта; - разработка конспектов НОД; - разучивание стихотворений и песен об осени.
Основной этап:
Оформление группы и приёмной к осени.
Беседы:
1. «Осень золотая». Цель: закрепить представление детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
2. «Листопад». Цель: показать детям многообразие красок золотой осени.
3. «Дары осени». Цель: закрепить знания об овощах, фруктах и других дарах природы.
Рассматривание иллюстраций, просмотр презентации об осени.
Пальчиковая гимнастика:
1. «Листья».
2. «Капуста».
3. «Дождик».
Наблюдения и труд на прогулке:
- наблюдение за изменениями осенних листьев;
- наблюдение за солнцем, облаками, деревьями, растениями, растущими на территории детского сада;
- наблюдение за прохожими (во что одеты).;
- уборка опавших листьев на участке;
- сбор природного материала (листья, семена, веточки, шишки);
- укрывание корней деревьев опавшими листьями.
Рассказы детей:
1. «Что я видел по дороге в детский сад?».
2. «Мы гуляли на участке».
Разучивание стихов и песен об осени.
Загадывание загадок про осень.
Чтение художественной литературы:
1. И. Бунин «Листопад»
2. К. Бальмонт «Осень»
3. С. Г. Козлов «Осенняя сказка»
4. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Дидактические игры:
1. «Чудесный мешочек» Цель: - развивать у детей тактильные ощущения, определять овощи и фрукты на ощупь.
2. «Что бывает осенью?» Цель: - закреплять понятия об осенних явлениях.
3. «С какого дерева листок?» Цель: - закрепить знания детей о листьях деревьев и кустарников.
Рисование:
1. «Фрукты»
2. «Грибы»
Лепка:
«Грибы»
Аппликация:
«Ёжик»
Подвижные игры:
1. «Поймай листок» Цель – развивать умение подпрыгивать на одном месте как можно выше.
2. «Охотники и грибы» Цель – развивать координацию движений и умение действовать по команде.
3. «Собери листочки» Цель – упражнять детей в беге, развивать умение ориентироваться в пространстве.
Хороводные игры:
1. «Огород».
2. «Что нам осень принесла».
Мероприятия по работе с родителями:
- изготовление папки-передвижки на тему «Осенние фантазии»;
- Выставка семейных поделок из природного материала.
Продукт проектной деятельности :
1. Поделки из овощей, фруктов, природного материала, выполненные детьми совместно с родителями.
2. Коллективная работа «Красавица осень», выполненная детьми совместно с воспитателем.
Заключительный этап.
Результаты проектной деятельности :
- в результате проекта у детей пополнились знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии даров осени;
- у детей активизировался и расширился словарный запас;
- появилось желание самостоятельно заниматься творчеством;
- появилось стремление о необходимости бережного отношения к природе;
- у родителей появился интерес к образовательному процессу, желание общаться с педагогами, активно участвовать в жизни группы.
Список используемой литературы:
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Средняя группа. «Учитель», 2014
2. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» ТЦ «Сфера», 2016
3. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 4-5 лет» «Мозаика-Синтез», 2015
4. Колдина Д. Н. «Аппликация с детьми 4-5 лет» «Мозаика-Синтез», 2015
5. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы» ТЦ «Сфера», 2013
6. «Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет». «Мозаика-Синтез», 2016
7. «От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой» «Мозаика-Синтез», 2019
Приложение
Чтение художественной литературы:
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало».
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная тень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:
Приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
С. Г. Козлов «Осенняя сказка»
Однажды осенью Ёжик и Медвежонок смотрели, как облетают листья с деревьев и лес становится совсем прозрачным. И тут Ёжик помечтал, чтобы на нём росли кленовые листья. Осенью они бы пожелтели, и он стал бы похож на Лисёнка.
С каждым днём всё позднее светало, и лес стал таким прозрачным, что казалось: обшарь его вдоль и поперёк-не найдёшь ни одного листика.
- Скоро и наша берёза облетит, - сказал Медвежонок. И показал лапой на одинокую берёзу, стоящую посреди поляны.
- Облетит…- согласился Ёжик.
- Подуют ветры,- продолжал Медвежонок, - и она вся так и затрясётся, а я буду во сне слышать, как падают с неё последние листья. А утром проснусь, выйду на крыльцо, а она - голая!
- Голая…- согласился Ёжик.
Они сидели на крылечке медвежачьего домика и смотрели на одинокую берёзу посреди поляны.
- Вот если бы на мне весной вырастали листья? – сказал Ёжик. – Я бы осенью сидел у печки, и они бы ни за что не облетели.
- А какие бы ты хотел листья? – спросил Медвежонок – берёзовые или ясневые?
- Как у клёна. Тогда бы я осенью был рыжий-рыжий, и ты бы меня принял за маленького Лисёнка. Ты бы мне сказал: «Маленький Лисёнок, как поживает твоя мама?» А я бы сказал: «Мою маму убили охотники, а я теперь живу у Ёжика. Приходи к нам в гости!»
И ты бы пришёл. «А где же Ёжик?» - спросил бы ты. А потом, наконец, догадался, и мы бы долго-долго смеялись, до самой весны…
- Нет, - сказал Медвежонок. – Лучше, если бы я не догадался, а спросил: «А что, Ёжик пошёл за водой?» - «Нет» - сказал бы ты. «За дровами?» - «Нет» -сказал бы ты. «Может, он пошёл к Медвежонку в гости?». И тут бы ты кивнул головой. А я бы пожелал тебе спокойной ночи и побежал к себе, потому что ты ведь не знаешь, где я теперь прячу ключ, и тебе пришлось бы сидеть на крыльце.
- Но я же ведь остался бы у себя дома! – сказал Ёжик.
- Ну, так что ж! – сказал Медвежонок. – Ты бы сидел у себя дома и думал: «Интересно, это Медвежонок притворяется или по-настоящему не узнал меня?» А я бы пока сбегал домой, взял маленькую баночку мёда, вернулся к тебе и спросил: «А что, Ёжик ещё не возвращался?» А ты бы сказал…
- А я бы сказал, что я и есть Ёжик! – сказал Ёжик.
- Нет, - сказал Медвежонок. – Лучше бы ты ничего такого не говорил. А сказал так…
Тут Медвежонок запнулся, потому что с берёзы посреди поляны вдруг сорвалось сразу три листика. Они немного покружились в воздухе, а потом мягко опустились в порыжевшую траву.
- Нет, лучше бы ты ничего такого не говорил, - повторял Медвежонок. – А мы бы просто с тобой попили чай и легли спать. И тогда бы я во сне обо всём догадался.
- А почему во сне?
- Самые лучшие мысли ко мне приходят во сне, - сказал Медвежонок. – Вон видишь: на берёзе осталось двенадцать листиков. Они уже никогда не упадут. Потому что я вчера ночью догадался, что сегодня утром их надо пришить к веточке.
- И пришил? – спросил Ёжик.
- Конечно, - сказал Медвежонок. – Той самой иголкой, которую ты мне подарил в прошлом году.
Загадки про осень :
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
(Осень)
Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно.
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(Дождь)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер)
В дождь их стоит обувать
И по лужам в них шагать,
Для любой найдём ноги
Из резины…
(Сапоги)
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.
(Гриб)
Пальчиковая гимнастика:
«Капуста»
- Мы капусту рубим, рубим
Мы капусту солим, солим.
Мы морковку трём, трём.
Мы капусту жмём, жмём.
В банки плотно набиваем
И в подвалы составляем.
Ах, какая вкусная получилась у нас капуста!
Наблюдения на прогулке.
«Наблюдение за изменениями осенних листьев»
Цель:
-формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе: изменение цвета листьев, изменение погодных условий;
-развитие внимания;
-активизация словаря: листья жёлтые, красные, зелёные.
Ход наблюдения.
Дети наблюдают за берёзой.
- Ребята, какой красивой стала берёзка. Она живая - растёт, дышит, питается.
Посмотрите, какими стали у неё красивыми листья! Как вы думаете – почему?
Ответы детей - Потому что наступила осень.
- Правильно, ребята! В сентябре наступают холода, люди одеваются в тёплую одежду, у животных вырастает тёплый подшёрсток, а на деревьях и кустах от холода листья желтеют, краснеют. У каждого дерева свои листья, они отличаются друг от друга.
Дети сравнивают цвет и форму листьев с разных деревьев и кустарников.
Конспект беседы на тему «Осень золотая».
Цель: Закрепить представление детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1. Обобщить знания детей об осенней природе.
2. Уточнить знания детей о деревьях.
3. Рассказать о сезонных изменениях в природе: становится холоднее, дни становятся короче, желтеют и краснеют, опадают листья, созревают овощи, фрукты.
4. Воспитывать любовь к природе.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Посмотрите вокруг. Вы заметили, как красиво стало в нашей группе?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Мы украсили нашу группу разноцветными листочками. Ребята, как вы думаете, зачем мы это сделали?
Дети:- Потому что осень наступила.
Воспитатель: - Правильно. Молодцы! Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение, послушайте, пожалуйста, внимательно.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.
(К. Д. Бальмонт)
- Ребята, о чём это стихотворение?
Дети: - Об осени, о том, что птицы улетают в тёплые края, что поспевает брусника, стало холоднее, деревья стали красивыми….
Воспитатель: - Правильно, внимательно слушали, молодцы! Поэт, написавший это стихотворение, красочно описал нам время года – осень. Но у природы четыре времени года, назовите мне их, пожалуйста!
Дети: - Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель: - Правильно. Ребята, наша природа в любое время года по-своему красива: холодная, жаркая, дождливая… Она, как и мы, живёт и меняется. Природа, это частица всех нас, мы должны её беречь и защищать. Ребята, скажите, чем отличается осень от весны?
Дети: - Осенью часто идёт дождь, листья становятся жёлтыми, красными и опадают, цветы не цветут, птицы улетают на юг, некоторые животные впадают в спячку, люди собирают урожай и готовят на зиму запасы. А весной тепло, чаще светит солнце, зацветают цветы, листья на деревьях распускаются, прилетают с юга птицы, просыпаются животные.
Воспитатель: - Да, всё правильно! Как вы думаете, почему осенью желтеют и опадают листья с деревьев и кустарников? Почему больше не цветут цветы, и пожелтела трава?
Дети: - Потому что мало светит солнышко, и часто идут дожди, стало холодно.
Воспитатель: - Ребята, осень ещё иногда называют «золотой»! Как вы думаете почему?
Дети: - потому что листья на деревьях стали яркими: жёлтыми, красными.
Воспитатель: - Да, правильно, молодцы! Всё становится ярким, и листья на деревьях и трава. Когда солнышко освещает эту красоту, всё кажется золотым. От сюда и идёт название «Золотая осень». Ребята, а кто знает, какую пользу приносит осень человеку, то есть нам с вами?
Дети: - Мы собираем урожай. Овощи, фрукты, ягоды, грибы…
Воспитатель: - Молодцы, ребята! А из урожая мы готовим запасы на зиму - варим варенье, компоты, солим огурчики с помидорами, грибочки…
Ребята, а сейчас давайте немножко отдохнём, сделаем физкульт - минутку.
Листопад.
Тучи в небе кружатся.
(Дети покачиваются с ноги на ногу)
Что ни шаг, то лужица.
(Ходьба на месте, высоко поднимая ноги)
День осенний хмурится,
(Руки на поясе – повороты влево-вправо)
Листопад на улице.
(Кружатся на месте)
По дороге стелется
Жёлтая метелица.
(Легко бегут на месте).
Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о каком времени года мы с вами сегодня разговаривали? Что нового мы узнали?
Дети: - Об осени. Что осенью дни становятся короче, холоднее, чаще идут дожди, птицы улетают, животные ложатся спать, люди готовят запасы на зиму.
Воспитатель: - Молодцы, ребятки! Наше занятие закончилось. Но мы с вами ещё не раз будем беседовать о временах года, наблюдать за изменениями в природе.
Фотоотчё т: