Синицына Юлия
Проект «Огород на окне» в средней группе
Вид проекта :
Исследовательский, творческий.
Сроки реализации проекта :
Краткосрочный, с 10 марта по 15 мая.
Участники проекта :
Дети средней группы, воспитатели, родители.
Образовательные области:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Огород на окне“ в средней группе» размещена в разделах
Ребенок — это первооткрыватель всего нового, что его окружает. Он способен усваивать знания прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и предоставят возможность попробовать что-то самостоятельно. Однако дети младшего дошкольного возраста часто испытывают недостаток представлений о растениях, о том, где они растут и какие условия необходимы для их роста. Кроме того, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности развит не в полной мере.
Цель проекта
Формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития и опытнической исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта
• Формировать у детей знания о росте и потребностях растений (тепло, влага, свет).
• Развивать любознательность и интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Предполагаемый результат:
• Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями, познакомятся с условиями их содержания.
• Узнают особенности строения растений и много интересного из жизни растений.
• Опытным путем исследуют условия, необходимые для роста культурных растений.
• Научатся вести наблюдения за растениями на окне и вместе с воспитателем записывать свои наблюдения в дневник.
• Воспитатель продолжит осваивать метод проектирования, который эффективно развивает познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.
• Дети получат знания о том, что растения живые, их можно поливать, сажать и выращивать из семян.
• С помощью исследовательской работы выявят многообразие и разнообразие посевного материала.
• Участвуют в практической деятельности по выращиванию культурно-огородных растений на окне.
• Научатся и станут более уважительно относиться к труду.
Принципы реализации проекта :
Этапы проекта :
I этап
– Подготовительный
1. Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
2. Постановка цели и задач.
3. Подбор методической и справочной литературы по выбранной теме.
4. Разработка плана мероприятий основного этапа.
5. Обогащение предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада.
II этап
– Основной
Работа с детьми:
1. Беседы: «Что растет в огороде?», «Овощи, фрукты, полезные продукты», «Какие овощи и фрукты вы знаете?», «Какие цветы вы знаете?»
2. Рассматривание и сравнение семян (помидор, морковь, огурец, перец, горох, петрушка, укроп, чеснок, фасоль, редис).
3. Посадка: лук (коллективно, бобы, горох, салат, цветочных семян.
4. Исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
– Подготовка почвы;
– Знакомство с моделью трудового процесса;
– Посадка;
– Установка на светлое место;
– Полив;
– Рыхление;
– Установка дежурства по уходу;
– Наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
– Знакомство с моделью строения растения;
– Ведение дневника наблюдения.
Познавательное развитие
• Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле. НОД «Посадка лука», НОД «Посадка гороха»;
• Беседа на тему: "Подготовка огорода"
• "Что нужно растениям для роста?"
• "Исследование семян и беседа об условиях их прорастания"
• "Сравнение семян гороха и фасоли"
• "Посадка семян гороха и фасоли"
Опытно-экспериментальная деятельность
• Наблюдение за ростом лука в земле и в воде.
• Наблюдение: «Что вырастет из зернышка» (Семена газонной травы в почве).
• Рост, развитие растений.
• «Условия, необходимые для жизни растений» :
– Земля: Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т. д.
– Вода и растения: Выявить, насколько вода необходима для роста растений.
– Солнце и растения: Определить роль солнца в жизни растений.
– Человек и растения: Выявить, насколько растения нуждаются в уходе.
– Круговорот воды в природе.
Художественно-эстетическое развитие
• Развитие творческих способностей. Совершенствовать умение видеть окружающую красоту природы и отражать увиденное и прочитанное в аппликациях, лепке и рисовании.
• Аппликация: «Овощи на тарелке»
• Лепка: «Овощи: огурцы и помидоры»
• Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь.
• Рисование: «Помидоры в банке»
• Цель: расширять представления детей об овощах.


Чтение художественной литературы
• Развитие умения эмоционально воспринимать содержание художественных произведений.
• Ю. Тувим «Овощи»
• «Спор овощей»
• Я. Тайц «Послушный дождик»
• В. Сутеев «Яблоко»
• Д. Родари «Приключение Чипполино»
• В. Коркин «Что растёт на огороде»
• Н. Притулина «Лесной огород»
• Т. Чижиковская «Тишкин огород»
• А. Н. Толстой «Вершки и корешки»
• А. Н. Афанасьев «Репка»
• С. Михалков "Овощи"
• Александр Прокофьев "Огород"
Социально-коммуникативное развитие
Развитие дружеских отношений, умения работать в коллективе. Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности и бережного отношения к природе и к труду своих товарищей.
Дидактические игры:
«Чудесный мешочек» с муляжами. «Найди все овощи».
«Один — много». «Какого цвета овощи».
«Вершки и корешки». «Расскажи об овоще, фрукте» по схеме.
«Подобрать фрукт или овощ к соответствующей фигуре». «Узнай растение по форме».
«Чьё семечко?» «Найди по описанию».
«Собери и назови овощи» (разрезные картинки). «Овощной магазин».
Сюжетно-ролевые игры:
• «Обед для кукол».
• «Овощной магазин».
• «Приготовим щи для кукол».
Цель: воспитывать культуру поведения во время еды и заботливое отношение к куклам, а также развивать речь и мышление.
Работа с родителями:
1. Консультации для родителей «Огород на окне», по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе» и «Экологическое воспитание детей в семье».
2. Подбор литературы про овощи и цветы с участием родителей.
III этап — заключительный
2. Оформление презентаций «Огород на окне».
Продукт проектной деятельности :
• Фотоотчет «Огород на окне».
Вывод:
Дети приобрели новый опыт опытно-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом они познакомились со строением лука и наблюдали за его ростом. У них расширился кругозор и мыслительная деятельность.
Процесс и результат проекта принесли детям удовлетворение, радость переживания и осознание собственных умений. Родители поддержали инициативу воспитателей в проведении проекта «Огород на окне» и приняли активное участие. Благодаря проведенным мероприятиям знания детей по данной теме были закреплены и улучшены.