Татьяна Сидорова
Проект «Необычные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Необычные звуки»
Выполнила: учитель-логопед МАОУ «ОЦ» Сидорова Татьяна Викторовна
Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации
Актуальность темы проекта. Период перехода ребенка из детского сада в школу – важный жизненный этап, который меняет социальную ситуацию его развития. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является хорошее владение устной речью, умение выделять звуки в словах, а также наличие у дошкольника предпосылок к обучению грамоте.
Публикация «Проект „Необычные звуки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
Цель проекта : изучить особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ТНР.
Объект и предмет проекта : процесс формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ТНР.
Задачи проекта :
1. На основе изучения и анализа психолого- педагогической литературы выявить особенности готовности к обучению грамоте старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
2. Уточнить представления об обучении грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
3. Подобрать методы готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
4. Проанализировать результаты диагностики по готовности детей к обучению грамоте с тяжелыми нарушениями речи.
5. Разработать проект «Необычные звуки» по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
База проекта – дети старшего дошкольного возраста.
Опытно- практическая работа по подготовке детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте, апробировали и описали:
1. Диагностические методики на выявление уровня готовности детей к овладению к обучению грамоте;
2. Проект «Необычные звуки»;
3. Результаты опытно-практической работы.
В проекте приняли участие группа детей в возрасте от 6 до 7 лет с ТНР. Группу посещают 10 детей с ТНР, из них 10 детей составили экспериментальную группу.
Методики, по которым мы определяли:
• Деление слова на слоги;
• Найди слова с заданным звуком;
• Определи первый гласный звук в слове;
• Определи первый согласный звук в слове;
• Написать букву в клетке;
• Составить предложение по картинке;
• Определить места звука в слове;
• Звукобуквенный анализ.
Деление слова на слоги.
Цель: Ребёнку предлагается рассадить всех пассажиров в вагоны, для этого нужно разделить слова на части (слоги).
Найти слова с заданным звуком.
Цель: умение определять звук в слове :
М – закрась красным
К – закрась желтым
У – закрась синим
Ль – закрась розовым
Л – закрась коричневым
Определи первый гласный звук в слове.
Цель: умение определять первый гласный звук в слове
Если ребенок затрудняется, ему предлагаются наглядные картинки. При правильно определившем звуке, квадрат под картинкой закрашивается.
Определи первый согласный звук в слове
Цель: умение определить согласный звук в слове.
Если ребенок затрудняется, ему предлагаются наглядные картинки. При правильно определившем звуке, квадрат под картинкой закрашивается.
Написать букву в клетке
Цель: умение правильно писать букву, развитие зрительно -моторной координации.
Ребё нку предлагают написать буквы: А, В, К, У, С, М
А
Составить предложение по картинке
Цель: умение составлять грамматически правильно предложение
Определение места звука в слове
Цель: умение определять заданный звук в слове (начало, середина, конец).
Звуко – буквенный анализ
Цель: звуко – буквенный анализ слова (определение гласного звука, согласного – твердого, мягкого звука)
Критерии оценок по вышеперечисленным методикам:
• 1 балл- ребенок не справился с заданием;
• 2 балла – ребенок справился частично или с помощью педагога;
• 3 балла – ребёнок справился самостоятельно.
Диагностика включает несколько методик. Исходя из суммы баллов всех перечисленных методик, оценки результатов выглядят таким образом:
Оценка результата по всем методикам:
• высокий уровень: 18-24 балла;
• средний уровень: 11-17 баллов;
• низкий уровень: 10 и ниже баллов.
Критерии оценок по вышеперечисленным методикам:
• 1 балл- ребенок не справился с заданием;
• 2 балла – ребенок справился частично или с помощью педагога;
• 3 балла – ребёнок справился самостоятельно.
Диагностика включает несколько методик. Исходя из суммы баллов всех перечисленных методик, оценки результатов выглядят таким образом:
Оценка результата по всем методикам:
• высокий уровень: 18-24 балла;
• средний уровень: 11-17 баллов;
• низкий уровень: 10 и ниже баллов.
Учитывая важность проблемы по готовности детей с тяжелыми нарушениями речи к овладению обучению грамоте, мною был организован проект «Необычные звуки» - основной идей которого является использования нетрадиционных элементов в игровых моментах для лучшего обучения детей. Проект является совместной работой с детьми ТНР и их родителями.
Нетрадиционные атрибуты приносили родители и воспитатели. Была создана картотека игр и к ним подобраны нетрадиционные атрибуты и элементы для игры.
Проект «Необычные звуки», направлен на взаимодействие с родителями воспитанников подготовительной группы в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка.
Место реализации: ДОУ.
Участники проекта : дети, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Количество детей: 10 детей с ТНР.
Сроки реализации проекта : сентябрь-май.
Цель: развивать фонематическое восприятие детей на основе ознакомления с речевыми звуками, обучение элементам грамоты через использование игровых приемов, наглядно-дидактического материала.
Этапы реализации проекта
1. Организационный (01.09.2023 г. -15.09.2023 г.)
2. Основной (15.09.2023 г. - 15.05.2024 г.)
3. Заключительный (15.05.2024 г. - 30.05.2024 г.)
Опираясь на этапы, были разработаны методические пособия, консультации для родителей и педагогов.
При разработке данного проекта отбирались наиболее интересные доступные игры и атрибуты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры.
В картотеку входят такие игры, как:
• Наполни сундучок словами;
• Цепочка слов;
• Подбери картинку;
• Найди места звука в слове;
• Внимательные ушки;
• Гласик;
• Выложи букву из…;
• Братцы;
• Строители;
• Звуковая дорожка.
Нетрадиционные материалы для звукобуквенного анализа
Найди места звука в слове «И»
Выложи букву из…
Подбери картинку
В ходе написания результатов проекта реализовали «Необычные звуки» с использованием нетрадиционных элементов, направленный на повышение уровня развития звукобуквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и на повышение педагогической компетентности родителей.
Опираясь на перспективный план, проводилась работа с детьми. Были разработаны пособия и игры для реализации проекта «Необычные звуки». Работа с родителями и педагогами проводилась в виде консультаций и индивидуального общения.