Елена Авдеева
Проект «Наш Пушкин»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект для подготовительной группы «Наш Пушкин»
Актуальность проекта
Творческое наследие А. С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течении многих лет его взросления. Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.
Темочки:
Актуальность проекта обусловлена необходимостью расширения знаний старших дошкольников о жизни, творчестве А. С. Пушкина. С этой целью для организации литературного воспитания в нашей группе составлен проект: «Наш Пушкин».
Участники проектной группы:
- воспитатели Авдеева Е. Н., Сапарова Т. В.
воспитанники подготовительной группы,
родители воспитанников.
Руководитель проекта: учитель-логопед Басинская А. Б.
Тип проекта:
• По направленности деятельности участников – информационный, творческий
социально-ориентированный;
• По продолжительности – долгосрочный;
• По составу участников – групповой.
Длительность проекта: 3 месяца (февраль - апрель).
Цель:
Развитие у детей интереса к творчеству А. С. Пушкина, к русской литературе.
Задачи:
1. Обогащать знания старших дошкольников о жизни великого русского поэта А. С. Пушкина.
2. Познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина (стихи, сказки для детей).
3. Совершенствовать речевую культуру и умение грамматически правильно, выразительно и связно пересказывать произведения.
4. Осуществить подбор оптимальных форм организации совместной деятельности взрослого и ребенка с целью улучшения качества речи дошкольников.
Значимость проекта для всех участников:
• У детей формируются навыки самостоятельности, активности по взаимоотношению с книгой. Расширяются нравственные представления о содержании произведений русских классиков.
• Педагоги продолжают осваивать метод проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который даёт возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника.
• Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.
Предполагаемый результат:
• развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина, к русской литературе;
• развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
• совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
• самостоятельная музыкально-художественная, театральная, изобразительная и познавательная творческая деятельность детей;
• гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Этапы работы над проектом:
• Определение темы проекта.
• Формулировка цели и задач.
• Составление плана проекта.
• Реализация проекта.
• Подведение итогов проекта.
План проекта:
Февраль I и II неделя
Цель: Знакомство с творчеством А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина.
2. Приобщать детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С. Пушкина.
3. Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.
4. Уточнить представление о жанре изобразительного искусства - портрете. Познакомить детей с репродукцией Тропинина В. А. «Портрет А. С. Пушкина»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное чтение», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».
Методические приёмы: Чтение сказки «О Рыбаке и рыбке», слушание СД диска.
I неделя
Беседа «По страницам биографии А. С. Пушкина и его произведениям»
• Игра – фантазия «Если б я поймал золотую рыбку».
• Обыгрывание эпизодов из сказки «О Рыбаке и рыбке» - «Жили – были старик со старухой».
• Создание альбома рисунков «Золотая рыбка»
II неделя
«Люблю я Пушкина творенья…»
• Рассматривание репродукции Тропинина В. А. «Портрет А. С. Пушкина».
• Рассматривание иллюстраций художников В. Конашевича, Билибина, Л. К. Багиной, И. В. Бруни, С. А. Острова к произведениям Пушкина.
• Поэзия в творчестве Пушкина: «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Уж небо осенью дышало…», «Вот север, тучи нагоняя.», «Осень», «У лукоморья дуб зеленый…», «Зима. Крестьянин, торжествуя…»
• Слушание музыки: русская народная песня «Во саду ли, в огороде», песня «Ветер по морю гуляет» (музыка Р. Струве, отрывок из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, К. Сен-Санса.
• Продуктивная деятельность:
- Рисование – «Буря мглою небо кроет…», «Месяц, месяц, мой дружок…», «Ветер по морю гуляет…»,
• Этюд «Вьюга»
• Конкурс чтецов
Март III и IV неделя
Цель: Углубить и расширить представление детей о творчестве А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Поддерживать интерес к сказкам Пушкина.
2. Учить понимать идею содержания произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, высказывать свое мнение.
3. Совершенствовать развитие коммуникативных умений и навыков.
4. Активизировать фантазии и воображения у детей через создание иллюстраций к сказкам.
5. Совершенствовать эмоциональную сферу детей, умение сопереживать и понимать эмоциональное состояние другого человека.
6. Воспитывать желание читать сказки, запоминать понравившиеся отрывки.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное чтение», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».
III неделя
«Страна сказок»
Игровые ситуации:
Творческая мастерская «В гостях у сказки»
- Рассматривание иллюстраций к сказкам
- Рассматривание образов, секретов художников – иллюстраторов к русским народным сказкам.
• «Маленькие художники»
- Создание сюжетов по мотивам любимых сказок.
- Альбом «Мир сказок.
• Проигрывание этюдов по любимым сказкам А. С. Пушкина
- Напоминание определенной сказки
- Создание выразительного образа героя (движения, мимика, жесты)
- Артистичная игра и выразительный рассказ своих слов
• Игра «Волшебный сундучок»
- Из какой сказки предмет?
- Узнавать героев по характерным признакам.
- Развитие речи, навыков общения, умение вести диалоги, развивать память.
• Игра «Хорошо – плохо»
- Определение хороших и плохих поступко
- Делаем шаг в формировании доброты
- Постановка проблемного вопроса (вопросы по тексту, вопросы поискового характера: Почему? Зачем? А если бы и т. д., заставляют ребёнка думать, размышлять.
Например: к сказке «Сказка о Рыбаке и Рыбке» - если бы старуха не была жадной,
к сказке «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - если бы Чернавка не была завистливой? и другие эпизоды. Поразмышляйте.
• Игра – соревнование «Вопрос – ответ» - помочь запомнить детали в литературных произведениях.
Взаимодействие педагогического коллектива с родителями:
- Анкетирование «Место книги в вашей семье»;
- Выставка совместных работ детей и родителей;
- Досуги, развлечения.
- Консультации: «Рекомендации по развитию читательского интереса», «Что читать детям».
IV неделя
«Лукоморье»
Игровые ситуации:
Творческая мастерская «У Лукоморья дуб слепили»
- Рассматривание иллюстраций к сказке.
- Рассматривание изображений дуба, загадывание загадок, чтение стихов.
• Чтение отрывка «Лукоморье» из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
• Составление описательного рассказа «Наш сказочный дуб…»
• Продуктивная деятельность:
- Лепка сюжетная (коллективная композиция) «У Лукоморья дуб зелёный…»
- Конструирование из бросового материала «Учёный Кот»
- Рисование «Жители Лукоморья»
• «Из какой я сказки?»
- Появление персонажа, который выпал из какой-то сказки и теперь не помнит откуда он?
- Назови сказки, в которых «живёт» такой герой.
• Игра «Кто живёт на дубе том…»
• Хороводная игра «Сидит ворон на дубу»
• Литературная викторина «Путешествие в Лукоморье»
• Творческие задания на дом
- Домашнее чтение.
- Заучивание отрывка из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зелёный».
- Сотрудничество ребёнка с родителями: изготовление пластилиновых героев по сказке «У Лукоморья дуб зелёный» для разыгрывания пластилинового спектакля.
Апрель I, II и III неделя
Цель: Продолжить знакомство с творчеством А. С. Пушкина
Задачи:
1. Закрепить знания детей о творчестве А. С. Пушкина.
2. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта.
3. Способствовать накоплению эстетического опыта детей, читая и обсуждая произведения А. С. Пушкина.
4. Развивать элементы творчества, использовать их в других видах деятельности.
5. Воспитывать доброжелательное отношение к книге.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное чтение», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».
Апрель I неделя
«Путешествие на родину чудес»
Творческая мастерская «Путешествие на остров Буян»
- Интеграция видов деятельности (аппликация и рисование, рисование и лепные элементы).
- Фантазирование, создание выразительного сказочного образа по замыслу ребёнка. Варианты: «Царевна – Лебедь», «Дядька – Черномор», «Богатыри», «Золотой петушок» и другие на выбор детей.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.
- Сравнение образов, секретов стиля художников – иллюстраторов, беседа о сказочной живописи.
• Игра драматизация
«Три девицы под окном» - восприятие текста, выбор эпизода, развитие замысла, воображения, умение передавать сказочные образы героев.
• «Оживи картину» - знакомство с изобразительным искусством: репродукции с картины М. Врубель «Царевна – лебедь», музыкальное произведение К. Сен-Санс «Лебедь».
• Продуктивная деятельность:
- Рисование «Белка песенки поёт…»
- Лепка «Царевна Лебедь»
• Дидактическая игра: «Какой сказочный герой лишний», «Найди предметы из сказок», «Герои сказок Пушкина в цифрах».
• Рассматривание иллюстраций памятников А. С. Пушкину в исполнении разных скульпторов.
Взаимодействие педагогического коллектива с родителями
- Домашнее чтение произведений А. С. Пушкина.
- Консультации: «Несколько советов как привлечь ребёнка к чтению».
- Участие в литературно – музыкальном вечере.
Апрель I I неделя
«Мимо острова Буяна»
• Игра: «Угадай от кого телеграмма»
• Продуктивная деятельность:
- Аппликация «Сказочный дворец»
- Конструирование «Флот царя Салтана»
• Игра «Угадай мелодию» слушание отрывков из оперы Н. А. Римского-Корсакова сказка «О царе Салтане» (полёт шмеля, царевна лебедь, 33 богатыря, белка)
• Викторина по сказкам А. С. Пушкина
• Целевая прогулка к памятнику А. С. Пушкина; современные городские традиции (возложение цветов). Чтение стихов, отрывков из стихотворений А. С. Пушкина.
Апрель I I I неделя
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству А. С. Пушкина – заключительный этап проектной деятельности. (Приложение к проекту (сценарий).
Взаимодействие педагогического коллектива с родителями:
- Постановка и проведение литературно – музыкальной гостиной по произведениям А. С. Пушкина
Творческая группа:
*учитель-логопед Басинская А. Б. ;
*воспитатели: Авдеева Е. Н., Сапарова Т. В. ;
*музыкальный руководитель – Дудорова М. В.
• Творческие задания
- Участие родителей в литературной гостиной
- Привлечение к изготовлению костюмов, атрибутов, декораций, рисование афиш, пригласительных билетов.
- Домашнее чтение произведений А. С. Пушкина детям.
- Просмотр мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина
- Оформление выставки «Персонажи сказок А. С. Пушкина» глазами детей.
Результат проекта:
Эффективное внедрение метода проектной деятельности, организация педагогически грамотного руководства ею, позволили добиться высокой результативности проекта, что наиболее полно проявляется в следующих аспектах:
В работе с детьми:
• Наблюдается значительное повышение уровня устойчивого познавательного интереса детей к произведениям великого русского поэта А. С. Пушкина.
• В ходе проектной деятельности у дошкольников сформировался комплекс проектных умений:
Речевые умения
- Наличие достаточного словарного запаса по теме проекта (поэт, сказочник, персонаж, а также слова, обозначающие поступки, личностные характеристики героев и др.).
- Овладение средствами выразительности устной речи (интонация, темп, скорость, громкость).
Коммуникативные умения
- Умение выстраивать отношения, работая в паре (во время представления).
- Умение высказывать своё мнение о происходящем (в конце тематического вечера ребята поделились своими впечатлениями).
Творческие умения
- Готовность к творческой деятельности, желание включаться в новые интересные дела, требующие создания чего-то нового, интересного, необычного.
Презентационные
- Умение уверенно держать себя во время выступления, владение элементарными артистическими умениями, умение представлять свои творческие результаты в ходе презентации.
В работе с родителями:
• Одним из положительных достижений проектной деятельности является возникновение у большинства родителей желания помочь своему ребёнку реализоваться в проектной деятельности.
• Отмечена высокая степень участия родителей в работе над проектом (89%). В начале проектной деятельности участвовали 50% родителей (только мамы воспитанников, затем активную позицию заняли и папы. К завершению проекта уже 89% родителей принимали активное участие.
• Наблюдения в ходе проекта показали позитивные изменения в отношении самих родителей к воспитанию детей дошкольного возраста не только в ДОУ, но и в семье.
Завершить описание опыта работы по проекту «Наш Пушкин» хочется словами из песни:
«Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесёте сквозь года
Вы радость сказки!»
(Е. Шульга)