Матыцына Елена
Проект «Наш дом — Южный Урал» в смешанной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В. А. Сухомлинский
Проект : «Наш дом – Южный Урал»
в смешанной группе «Морской конек»
Воспитатель: Матыцына Е. А.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный
Участники проекта : дети, родители (законные представители, воспитатели группы
Продолжительность: сентябрь 2019 – апрель2020
Темочки:
Цель проекта : организация взаимодействия с родителями по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников и создание предметно-пространственной развивающей среды в группе.
Задачи:
1. Установить взаимодействие с семьями воспитанников;
2. Воспитание уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых;
3. Воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям;
4. Формировать у детей знания о различных видах труда и быте народов Южного Урала;
5. Воспитывать интерес и любовь к родному краю.
Актуальность:
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Самой большой опасностью, которая подстерегает наше общество сегодня, является разрушение личности человека. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. В обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение молодежи от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины
Мы живем в богатейшем крае, на Южном Урале, и должны помочь детям узнать, чем красив и богат наш край. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой Родины, особенностями природы, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, она требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
В семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.
Большая часть родителей озабочена обеспечением базовых потребностей семьи (питание, здоровье детей, жилье, на втором месте - ценности процесса социализации. Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи.
Формирование патриотических чувств, проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество.
Исходя из вышеизложенного, мы поставили перед собой цель – организовать взаимодействие с родителями по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников и создание ППРС в группе по работе с ознакомлением детей с малой Родиной, воспитания чувств патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к обществу, к семье.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
• Повышение нравственного уровня воспитанников.
• Расширение кругозора детей, их интереса к истории страны.
• Развитие инициативы, самостоятельности.
• Преобразование предметно-пространственной развивающей среды группы.
• Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с д\с по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
• Появление у детей чувства гордости за Россию, уважение к истории страны, народу.
• Сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ :
1. Организационный (октябрь 2019)
• Постановка проблемы, выявление первоначальных знаний детей.
• Поиск информации, литературы.
2. Основной (ноябрь2019 – май 2020)
• Совместное с родителями интегрированное занятие «День народного единства»
• Развлечение «День Матери»
• Экскурсия в областной краеведческий музей по программе «В гостях у Марьюшки»
• Знакомство со сказами уральского писателя П. П. Бажова
• Создание в группе игровой зоны «Балаган Даренки». (Воссоздание быта русского народа)
• НОД художественно-эстетическое развитие «Русские матрешки», «Башкирская юрта», «Городецкая роспись»
• НОД познавательное развитие «Легенды Южного Урала»
• Экскурсия в МКУК ЦСДБ Детская библиотека № 12. г. Челябинск (Знакомство с библиотекой, с писателями Южного Урала)
• Посещение мастер класса в МКУК ЦСДБ Детская библиотека № 12 «Народная кукла»
• Мастер класс по декупажу
• Экскурсия в сад Победы
• Фото-отчёт «Окна Победы»
• Изготовление лэпбуков по теме «Россия», «7 чудес Южного Урала», «75 лет Великой Победы», макеты «Серебряное копытце», «Уральские горы», «Русская изба», «Башкирская юрта». (см. презентацию)
• Изготовление костюма Хозяйки медной горы, русского народного и башкирского костюмов для кукол.
3. Аналитический (апрель2020)
Организационный этап
Проект «Наш дом –Южный Урал», раскрывает процесс формирования патриотического воспитания детей в смешанной группе, включает реализацию программы «Наш дом - Южный Урал» авторы-составители: Е. С. Бабунова, Л. В. Градусова, Е. Г. Лопатина, и др; организацию взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания дошкольников в семье и создание развивающей предметно-пространственной среды по краеведческому воспитанию в ДОО.
Разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности в проекте «Наш дом –Южный Урал» влияют на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.
Работа с детьми на материале родного края, традициях и культуре, способствует формированию у детей дошкольного возраста социальных ориентаций, включающих ориентиры, цели и средства жизнедеятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данного проекта 5-7 лет. Это определяется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений об этнической и национальной культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать ребенку элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
организацию взаимодействия с родителями по формированию краеведческого воспитания детей разновозрастной группы.
проектирование развивающей предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию воспитанию.
Проблема социализации, является особо актуальной в настоящее время, и находит свое отражение в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Цель: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.
Задачи:
1. Способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала.
2. Формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию региона.
3. Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.
Включает:
Реализацию запланированных мероприятий, привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада осуществлению проектной деятельности. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы.
Реализация:
Целенаправленная деятельность осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности познавательного и художественно - эстетического цикла, а также совместной деятельности с детьми. Проведение тематической образовательной деятельности 2 раза в месяц (1 и 3 неделя, с последующей проработкой темы в различных формах совместной деятельности.
Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста считаем краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого, доступного им материала, соответствующего возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.
План по реализации краеведческого воспитания
детей подготовительного к школе возраста
Задачи образовательной работы с детьми 6-7 лет:
1. Актуализировать имеющиеся представления об особенностях природы Южного Урала : природно-географических зонах: лесной, горной, степной. Дать сведения о названиях некоторых природных объектов (озер, гор, рек). Уточнить знания о растительном и животном мире уральского региона.
2. Расширять познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования, особенностям жилища, календарным обрядам, традициям и обычаям среди народов, распространенных на Урале.
3. Учить выделять выразительные средства произведений уральскогоустного народного творчества: колыбельной песни, пословицы, небылицы (образные средства языка, ритм, рифму).
совершенствовать исполнительские умения.
развивать творческие способности, чувство юмора.
воспитывать интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной, активизировать самостоятельное использование детьми пословиц.
4. Приобщать детей к истокам национальной и региональной культуры: познакомить детей с творчеством писателей, поэтов и композиторов Южного Урала; с произведениями декоративно-прикладного искусства Урала : гравюрой, чеканкой, вышивкой, литьем, камнерезным искусством и др. развивать умение понимать художественный язык народного искусства, семантику образов.
5. Расширять представления детей о родном городе: гербе, его достопримечательностях и памятных местах, улицах и площадях, предприятиях, архитектурных сооружениях и их назначении (театрах, музеях, дворцах спорта).
Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию в смешанной группе 5-7 лет через следующие виды деятельности.
Ознакомление с окружающим Творческая деятельность Работа вне занятии
Сентябрь
-Беседа о городе Челябинск-
рассматривание альбома «Мой родной
город»
Тематическая выставка детских рисунков «Родной край»
Чтение сказки А. С. Пушкина
«Сказка о мёртвой царевне и се-
ми богатырях», р/н. сказки «Со-
ловей - разбойник»
Октябрь
-Рассказ о русских богатырях Алёше
Поповиче, Добрыне Никитиче, Илье
Муромце.
-Беседа по картине В. Васнецова
«богатыри»
НОД «День народного единства»
Совместное с родителями интегрированное занятие
Изготовление богатырского шлема на
занятиях по ручному труду.
(оригами)
Изготовление богатырского шлема на
занятиях по ручному труду.
(оригами)
Ноябрь
Развлечение «День Матери»
Формирование семейных ценностей, любви к матери.
Экскурсия в областной краеведческий музей по программе «В гостях у Марьюшки»
Рисование на тему «Я здесь родился» Рассматривание фотоальбома «Я живу на Урале» Изготовление с детьми русской избы и башкирской юрты.
Декабрь
НОД художественно-эстетическое развитие «Русские матрешки», НОД «Городецкая роспись»
Экскурсия в МКУК ЦСДБ Детская библиотека № 12. г. Челябинск (Знакомство с библиотекой, с писателями Южного Урала)
Приобщать детей к национально-культурным традициям. Познакомить с историей возникновения матрешки.
Рассматривание картинок по заданной теме Матрешки, Городец, Хохлома.
Январь
-Оформление с детьми газеты «Мой
папа - защитник Отечества»
НОД «Башкирская юрта» Закрашивание шаблонов по военной
технике (танки, самолёты, корабли)
Познакомить детей с особенностями башкир.
Конструирование военной
технике из конструкторского
набора «ЛЕГО»
Февраль
-Участие в тематическом
развлечении посвящённом Дню
защитника Отечества. -Беседа о
защитниках Отечества с просмотром
альбомов и слайдов.
Комплексное занятие, посвящённое
Дня защитника Отечества
(ознакомление с окружающим и
конструирование (оригами)
Концерт, посвящённый Дню
защитника Отечества.
Оформление выставки рисунков
«Наша Армия родная»
Постройка снежной крепости на
участке.
Изготовление подарков мужчинам.
Настольно - печатная игра «Тан-
кисты»
Март
-Разучивание пословиц, поговорок о
доблести и любви к Родине
Посещение мастер класса в МКУК ЦСДБ Детская библиотека № 12 «Народная кукла»
Ознакомление детей с народной игрушкой как видом народного декоративно прикладного искусства
Слушание военных маршей.
С/p игра «Моряки»
Чтение рассказа «Честное слово»
Апрель
НОД познавательное развитие «Легенды Южного Урала»
Систематиировать и приобщить знание детей о южном Урале, как о родном крае.
Рассматривание картин о родном крае
Май
Экскурсия в сад Победы
Фото-отчёт «Окна Победы»
Создать торжественную праздничную атмосферу, вызвать эмоциональный отклик ребёнка к празднику от подготовки к празднику.
Специально организованная развивающая среда по краеведению в детском саду соответствует определенным требованиям: хорошая освещенность в дневное и вечернее время уголков по краеведению; целесообразность размещения экспонатов, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала. Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.
Работая в уголке патриотического воспитания, дошкольники применяют на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий в библиотеки.
В группе создаются условия для проявления детской фантазии и инициативы. Впечатления о родном крае дети могут отражать в рисунках, в совместных с родителями и воспитателями работах (изготовление макетов, моделей, поделок из глины, пластилина, природного и бросового материала).
Элементами игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем: «Дома бывают разные», «Дорожные знаки», «Собери герб и флаг», «Кто первый найдет дорогу к детскому саду», «Городской транспорт», «Зеленый друг», «Мозаика с видом достопримечательностей города».
В нашем детском саду есть Мини-музей он размещен на третьем этаже детского сада. Куда они вместе с воспитателем могут прийти в течении дня, знакомиться с экспонатами музея, задавать вопросы воспитателям, развивать свои познавательные интересы, потребности и способности. Экспонаты музея собраны по крупицам, а также созданы руками воспитателями детского сада. Материал в мини-музее используется на занятиях и в повседневной жизни. В музее размещены вещи, использовавшиеся когда то в быту русского народа.
Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка; умение работать в коллективе, умение обсуждать результаты деятельности, оказывать помощь друг другу. Дети имели возможность получить новые знания в разных сферах окружающей действительности. Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность – потребность в саморазвитии.
Аналитический этап
Исходя из цели проекта «Наш дом – Южный Урал» все мероприятия воспитательно-образовательной работы были направлены на то, чтобы заложить начала духовной культуры и основу патриотических чувств посредством введения ребенка в мир культуры и быта основных этнических групп, проживающих на Южном Урале. В работе ходе работы над проектом, были разработаны и систематизированы:
-методический инструментарий развивающей работы в рамках тематического планирования «Наш край – Урал»;
-перспективный план воспитательно-образовательной работы по реализации проекта;
-конспекты занятий и экскурссий по ознакомлению дошкольников с культурой и бытом народов Урала, оформлена презентация «Народы Урала»;
-цикл экскурсий и бесед по содержанию просмотра мультфильмов по мотивам народных сказок из серии «Гора Самоцветов», рассматривания иллюстраций в соответствии с тематикой бесед (жилище, народный костюм, национальная кухня);
-картотека фольклора, игр народов Южного Урала
-консультационный материал для родителей и педагогов ДОУ;
-оформлены авторские выставки родителей, выставки детских работ.
-определен комплекс программно-методического обеспечения образовательного процесса по теме проекта;
Основными критериями результативности являются:
• Проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории народов Урала :
o задаёт познавательные вопросы (почему? зачем? как);
o знает различные источники информации;
o владеет элементарными навыками их использования для реализации своих познавательных интересов и потребностей;
o обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение «потому что»;
o стремится к упорядочиванию, систематизации фактов и представлений.
• желание активно участвовать в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках;
• умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему творчества народов, населяющих Урал (русского, татарского, башкирского).
Показатели выявления теоретических знаний и интереса детей по разделу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (диагностика).
• Проявляет интерес к культуре национальностей, проживающих на Урале.
• Знает и умеет играть в народные игры (русские, татарские, башкирские).
• Умеет рассказывать сказки уральских народов, а также использует другие фольклорные формы (потешки, заклички) в речевой деятельности.
• Узнает героев народного фольклора, произведений изобразительного искусства.
• Принимает осмысленное участие в народных праздниках, бытующих на Урале. Знает название народных праздников, некоторые традиции, как «культурные события» жизни народов Урала.
• Имеет представление о национальной одежде и обуви, об особенностях кухни разных уральских народов.
• Имеет представление о национальных жилищах; старинных предметах быта и их назначении.
• Бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества.
Заключение.
Наше время по праву называют временем этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своих этнокультурных корней. В современном мире каждый человек находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности людей других национальностей. Еще раз, подчеркивая актуальность проблемы нашего проекта «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала» отмечаем, что обращение к теме проектирования обусловлена социальным заказом общества, необходимостью всестороннего осмысления идеи этнокультурной компетенции подрастающего поколения разными социальными институтами. А затем наиболее полной реализации этнокультурного образования через разные виды специфически детской деятельности в дошкольных учреждениях. Одной из причин обращения к проблемам этнокультурного образования ( в триединстве задач: для педагогов, для родителей и наших воспитанников) явился межнациональный состав нашей группы. При организации нашей проектной деятельности мы руководствовались тем положением, что, воспитание и образование в демократическом обществе наиболее эффективно позволяет реализовать содержание регионального компонента дошкольного образования на принципах народной педагогики – этнопедагогики. Анализ проведенной воспитательно-образовательной работы по формированию национально-региональных и общечеловеческих ценностей в рамках нашего проекта, показал важность формирования этнокультурной компетенции детей, начиная с первой ступени формирования личности будущих россиян – дошкольного детства