Ольга Бородина
Проект «Нам скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение:
Актуальность:
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты ученика, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки). Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Публикация «Проект „Нам скоро в школу“» размещена в разделах
ФГОС ДО подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем. Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Детский сад и школа – учреждения, где ребенок развивается и при их взаимодействии можно решить ряд проблем, с которыми сталкиваются родители, педагоги, воспитатели и сами дети. При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно (при индивидуальной работе, когда педагог знает подход к каждому, зная их индивидуальные особенности.
Цель: создание условий для формирования представления о школе и положительного отношения к школьному обучению у старших дошкольников.
Задачи:
• Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться);
• Способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;
• Повысить родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки;
• Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.
• Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку.
Тип проекта : познавательный, творческий, групповой, краткосрочный.
Применяемые формы и методы работы:
Анкетирование родителей (мнение родителей о готовности ребенка к школе, тематические беседы, дидактические игры («ребусы», «школьный рюкзак», «Что лишнее?» и др., художественное слово (загадки, пословицы, просмотр тематических презентаций, консультации для родителей, индивидуальная работа с детьми, нуждающимися в повторении пройденного материала, интеллектуальная игра.
Ожидаемые результаты:
1. Дети получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями;
2. Формирование у детей мотивационной готовности к школе;
3. Развитие речи, мышления, воображения, любознательности, обогащение словарного запаса детей;
4. Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;
5. Благоприятное течение адаптационного периода в школе.
I. План-график мероприятий:
Срок реализации проекта : 20-31 января 2020 г.
1-этап: Предварительный (20-21 января)
- Анкетирование родителей. Цель: выяснить насколько ребенок готов к школе, по мнению родителей, какие мероприятия по подготовке ребенка к школе проводятся дома;
- Сбор и анализ информации, подбор иллюстраций и художественной литературы, материалов для презентаций, игр, подборка раздаточного материала для проведения игр;
- Проведение первичной беседы с детьми на тему: «Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе». Цель: Подготовить детей к тематике проекта, выяснить знания детей о готовности к школе.
- Консультация для родителей «Психологическая готовность к школьному обучению».
-Анализ результатов беседы.
2-этап: Основной 22-30 января
Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
22.01.2020 Беседа «Профессия-учитель» Цель: Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Консультация «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников» (Приложение № 1) Игра «Школьные принадлежности»
23.01.2020 День логики. (Загадки и ребусы о школе) Цель: Развивать логическое мышление, догадливость, сообразительность, знание школьных принадлежностей, школьных наименований. Воспитывать положительные эмоции от игр на тему «школа», желание быть школьником.
(Приложение № 2) Попросить детей, рассказать родителям о том, как правильно разгадывать ребусы. Цель: разнообразить совместную игровую деятельность детей и родителей дома. Пополнение игры «Ребусы»
24.01.2020 Беседа о школьной библиотеке. Цель: Формировать знания дошкольников о библиотеке и ее назначении.
Экскурсия в библиотеку ДОУ. Цель: Воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Учить выбирать книги по интересам. Просьба провести с детьми инспекцию домашних книг, с целью выявления тех, что нуждаются в ремонте. Цель: продолжать воспитывать бережное отношение к книге. Наведение порядка в читательском уголке в группе. Ремонт порванных книг.
27.01.2020 Сюжетно-ролевая игра «Школа» Цель: Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми Консультация «Готовим будущего первоклассника»
(Приложение № 3) Пополнение игры «Школьные принадлежности»
28.01.2020 Просмотр мультфильмов на школьную тему : Цель: Обогащать детей сведениями об обучении в школе, получении знаний, дружбе и взаимопомощи. Воспитывать интерес к школе, желание идти учиться.
День пословиц и поговорок о дружбе. Цель: продолжать воспитывать в детях понятия «дружба», «взаимопомощь», «уважение к однокласснику» Беседа о мультимедийной подборке дома.
Попросить родителей совместно с детьми сделать свою подборку пословиц о дружбе. Обсудить их смысл.
Пополнение методической копилки педагога.
29.01.2020 Рисование «Мой будущий портфель!» Цель: Создание условий для развития умения фантазировать на школьную тему, представлять и изображать в рисунке свой будущий школьный портфель, закреплять технические изобразительные умения, воспитывать творчество, заинтересованность школьными принадлежностями. Попросить родителей отсутствующих детей, нарисовать рисунок дома и принести в сад, для дальнейшей беседы. Оформление выставки детских работ.
30.01.2020 Презентация воспитанниками своих рисунков. Цель: развивать умение детей описывать свою работу 4-5 предложениями.
Дидактическая игра «Собираем свой портфель» Цель: уметь различать необходимые предметы в школе, проговаривать название школьных принадлежностей. Беседа: Родителям провести беседу с детьми о том, как важно правильно собрать школьный портфель, сложив все необходимое для урока. Изготовление игры «Школьный портфель».
3- этап: Заключительный 31 января
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Цель: Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы.
Загадки:
Все рисунки вмиг сотрет,
Если в ход она пойдет. (Стирательная резинка)
Все листочки скреплены,
Не рассыплются они.
Держит крепко, как прищепка,
Металлическая. (скрепка)
Первая книга, что знанья дает,
Ее первоклассник в портфеле несет.
Всегда и повсюду, сегодня и встарь
Школьнику очень нужен. (букварь)
В нем лежат пенал, тетрадки
И на завтрак бутерброд.
Все учебники в порядке
В школу ученик несет.
Он блестит, как будто глянец, —
За спиной красивый. (ранец)
Отметки, замечания
Учитель пишет в нем.
Уроков расписание
Мы тоже в нем найдем.
Хранит и бережет его
Примерный ученик.
«Пятерок» в нем полным-полно,
Как документ (дневник)
Он учится лишь на «четыре» и «пять»,
Всем детям пример лишь с него нужно брать
«Пятерки» его украшают дневник.
Скажите, ребята, кто тот ученик? (Отличник)
Шел урок, а он молчал —
Перемену, видно, ждал.
Только кончился урок,
Громко зазвенел. (звонок)
Будем весь урок писать,
Пригодится нам. (тетрадь)
День сентябрьский, осенний,
В школе нынче праздник.
От волнения рассеянный
Мальчишка (первоклассник)
Приложение
Тест для родителей. «Готов ли Ваш ребенок к школе?»
• Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
• Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
• Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор?
• Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
• Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?
• Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
• Умеет ли он изменять существительные по числам?
• Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
• Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
• Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
• Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
• Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
• Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации?
• Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
• Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
• Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
• Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук?
• Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет
15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;
10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;
меньше 9 баллов– ребенку нужна ваша помощь, почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!