Тагланова Валерия Вячеславовна
Проект «Семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное общее образовательное
учреждение «Гимназия №2» ДО№21
Познавательный проект
по нравственному воспитанию
средний дошкольный возраст
Подготовила: воспитатель
Тагланова В. В
Вид проекта: познавательно – практический, долгосрочный (сентябрь - декабрь)
Участники проекта: воспитатель, воспитанники среднего дошкольного возраста, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Публикация «Проект „Семейные традиции“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции.
Традиция-это обычай, установившийся порядок в поведении, в быту, а также то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков.
Работа в условиях реализации ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста».
Проект «Семейные традиции» направлен на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Привлечение родителей к участию в образовательном процессе, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй ребёнка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и его традиций способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственному развитию.
Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи:
• Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
• Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
• Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
• Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
• Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
• Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Формы работы с родителями и детьми:
• беседы и консультации;
• индивидуальные беседы
• анкетирование родителей
• создание мини - музея на тему " Детские игрушки моих родителей"
• рисуем плакат пожеланий для семьи с детьми
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
прошлое своей семьи;
профессии своих родителей, бабушек и дедушек;
значение своей фамилии;
смогут полностью назвать свое имя и отчество;
смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;
будут хорошо ориентироваться в традициях своей семьи;
Родители:
приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
укрепят межсемейные и внутрисемейные связи;
будет развито чувство гордости за свою семью;
будут уважительно относиться к своим предкам;
научатся организовывать семейные праздники;
Педагоги:
расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для
родителей;
будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни,
традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
будут уважительно относиться,
План реализации проекта:
Этапы реализации проекта Мероприятия Сроки реализации
Подготовительный этап
Педагоги: Подбор и анализ
методической, научно-
популярной и
художественной
литературы по теме,
наглядных пособий,
иллюстрационного
материала по теме
проекта.
Планирование
предстоящей
деятельности,
направленной на
реализацию проекта
С воспитанниками :
Совместное обновление
атрибутики для
сюжетно-ролевых игр
«Семья», «Больница»,
«Магазин» Создание- Музея
С родителями воспитанников Анкетирование
родителей
Основной этап
С воспитанниками: Сюжетно – ролевые
игры: «Магазин»,
«Больница», «Праздник
в доме», «Дочки —
матери», «Семья»,
«День рожденья».
Дидактические игры:
«Моя квартира»,
«Кому, что нужно для
работы», «Разные
профессии».Мини - Музей
Игры - драматизиции:
"Медвежонок и козлята" "Маша обедает" Девочка чумазая"
Строительные игры
«Мебель для дома».
Создание мини - музея"Детские игрушки моих родителей"
ОО «Р» Развитие речи
«Традиции нашей
семьи»
ОО «ХЭ» Рисование:
Плакат с пожеланиями на ладошках для родителей!
ОО «ХЭ» Лепка:
Чайный сервиз
Просмотр мультфильмов:
Мама для мамонтёнка, Остров собак, Волшебное кольцо, Волк и телёнок, Мешок яблок.
Прослушивание песенок о маме. папе, бабушке, дедушке.
Составление творческих рассказов:
Отдых в моей семье, моё любимое животное, любимые праздники моих родителей, любимые игры с родителями, как я помогаю дома.
Чтение художественных произведений:
В. Сухомлинский. "Бабушка отдыхает", "Именинный обед"
Н. М. Артюхова "Большая берёза"
М. Зощенко "Лёля и Миня"
М. Дружинина "Открытка"
Е. Благинина "Наш дедушка"
Е. Серова "Мамин день"
Лилия Яковлева № Сказка про семейные традиции и ценности"
Заучивание пословиц и
поговорок о семье.
Пальчиковая гимнастика: " Вот и вся моя семья" " Мамины помощники"
Консультации на тему " Роль семьи в воспитании ребёнка"
«Семейные традиции»
Памятка «Основные
традиции семьи»
Анкетирование
«Семейные традиции»
Обмен опытом на тему:
«Традиционное блюдо
моей семьи»
Заключительный этап:
Создание мини-музея
«Игрушки моих
родителей»
Плакат с пожеланиями моим родителям.
Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их
представления:
- педагогическая диагностика
Материально-техническое обеспечение проекта:
- развивающая предметно-пространственная среда;
- наглядный и демонстрационный материал по теме;
- дидактические игр
Способы предоставления «конечного продукта» проектной деятельности:
Создание мини-музея «Игрушки моих родителей»
Выставка рисунков «плакат пожеланий для моих родителей»
Список используемой литературы
Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013;
Бондаренко. А. К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя
детского сада / А. К. Бондаренко. - М: Просвещение, 1991;
Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М. :
Т. Ц. Сфера, 2005
Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М. : Линка-
Пресс, 2007
Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М. : Т. У. Сфера, 2004