Папки-передвижки

Проект «Мини-музей народной игрушки» для детей 4–5 лет

Екатерина Курышева
Проект «Мини-музей народной игрушки» для детей 4–5 лет

Проект на тему «Мини-музей народной игрушки» (познавательное и художественно-эстетическое направление) для детей средней группы 4-5 лет.

Подготовил воспитатель: Курышева Е. Ю. Ноябрь 2023г.

Пояснительная записка

Мини-музей «Народная игрушка».

Возрастная категория детей 4-5 лет.

Цель создания музея – приобщение детей к народной культуре через ознакомление с русской народной игрушкой.

Период действия мини-музея: 3 недели.

Публикация «Проект „Мини-музей народной игрушки“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

Актуальность – настоящие музеи находятся далеко от детского сада, трогать там ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Ребенок может посещать мини-музей каждый день, сам менять и переставлять экспонаты, брать их в руки, разглядывать. Там он – пассивный созерцатель, а здесь – соавтор, творец экспозиции. В настоящее время у детей слабый интерес к народной игрушке, к ее истории, прилавки магазинов переполнены игрушками иностранного происхождения.

Необходимо способствовать приобщению детей к истокам русской народной культуры, зародить интерес к игрушкам старины (тряпичным и вязанным куклам, деревянным игрушкам, дымковским, филимоновским игрушкам и др.).

Проект направлен на просвещение родителей, вовлечение в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.

Цель – знакомство детей с народными игрушками и материалом, из которого они выполнены; привлечение детей к играм с ними.

Задачи:

• познакомить детей с народными игрушками;

• способствовать развитию у детей художественно-эстетического восприятия, речевого общения, обогащению и расширению словаря;

• развивать игровые, познавательные, сенсорные способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей;

• формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам, интерес к истории народного творчества, уважение к людям труда;

• активизировать взаимодействие детей, родителей и педагогов в создании мини-музея народной игрушки;

• способствовать родительской активности во взаимодействии с ДОУ, а также сотворчеству родителей с детьми;

• формировать социально-профессиональную компетентность у педагогов в работе с родителями.

Прогнозируемый результат:

Дети начнут проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, экспериментированию с игрушками;

Овладеют навыками рисования элементов росписи и знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

Проявят доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

Возрастет речевая активность детей в разных видах деятельности.

Родители освоят технику изготовления народной игрушки;

Будут вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укрепятся семейные связи;

Обогатят родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

Примут активное участие в жизни детского сада и группы;

Продолжат развитие своих творческих способностей;

Повысится компетентность родителей при выборе игрушки (предпочтение народным игрушкам).

Педагоги повысят свою социально-профессиональную компетентность во взаимодействии с родителями и детьми.

1 этап – подготовительный

Содержание работы Сроки реализации

1. Изучение методической литературы;

2. Подбор художественной литературы, иллюстраций, альбомов;

3. Подбор настольно-печатных игр, дидактических игр, русских народных игр, народных игрушек;

4. Подготовка материала для художественного творчества участников

5. Анкетирование «Что знает ваш ребенок о народных игрушках и музее?».

6. Разговор, беседы с детьми «Что такое народная игрушка?», «Какая самая старая игрушка?».

7. Беседы «Кто и как изготавливает игрушки?». 1 неделя

2 этап – основной

Задачи Мероприятия, содержание работы Сроки реализации

1. Познакомить с разными народными игрушками и закрепить знания о них;

2. Показать технологию создания игрушки;

3. Расширять представления о способах безопасного обращения с деревянной, глиняной и фарфоровой игрушкой;

4. Развивать умение составлять, придумывать рассказ;

5. Воспитывать бережное отношение и желание играть с народной игрушкой, уважение к людям труда.

1. Консультации для родителей в информационном уголке «История народной игрушки», «Народная игрушка», «Народные промыслы», «Мини-музей в детском саду».

2. Беседы «Береги игрушки», «Моя любимая игрушка».

3. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных игрушек (матрешек, деревянных игрушек-забав, дымковских и филимоновских игрушек).

4. Рассматривание игрушек из разного материала.

С детьми:

5. Беседы «Кто и как изготавливает игрушки?».

6. Рассматривание открыток и альбомов с народными игрушками.

7. Рисование «Матрешка».

8. Раскрашивание «Дымковская лошадка».

9. Лепка «Дымковская уточка».

10. Отгадывание загадок об игрушках.

11. Разучивание русских народных потешек и песенок.

12. Конструирование «Домик для матрешки».

13. Слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского, «Ой, да мы матрешки» сл. Петрова, муз. З. Левина.

14. Дидактические и настольные игры «Собери матрешку», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домик для Матрешки», разрезные картинки «Русские узоры».

15. Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Детский сад», «Мы идем в музей».

16. Русские народные игры «Гори, гори ясно», «Сова и мыши», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Хромая лиса» и др.

С родителями:

17. Совместные игры родителей с детьми в игрушки дома.

18. Сбор «народных игрушек» для выставки.

19. Мастер-класс «Народная игрушка – Матрешка» для детей и родителей

20. Изготовление игрушек-самоделок совместно с детьми для выставки «Народная игрушка».

3 недели

3 этап – итоговый

Содержание Сроки реализации

1. Выставка детских работ в группе.

2. Консультации «Что мы можем рассказать детям о народной игрушке», «Игрушка в жизни ребенка», «Мини-музей, как развивающая среда для ребенка»

3. Создание мини-музея «Народная игрушка»

4. Выпуск папок-раскладушек по народно-прикладному искусству.

5. Оформление выставки детских работ «Дымковская уточка»

6. Участие в изготовлении семейной игрушки. 1 неделя

Продукт проектной деятельности: создание мини-музея народной игрушки

Результат.

В процессе взаимодействия педагоги – дети – родители в реализации проекта дети начали проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;

Освоили частично элементы дымковской росписи; овладели знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек; начали проявлять заботу, бережное отношение к игрушкам; получили знания о русском народно-прикладном творчестве, народной игрушке.

Родители освоили технику изготовления народной игрушки;

были вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укрепили семейные связи;

обогатили родительский опыт взаимодействием и сотрудничеством с ребенком в семье;

приняли активное участие в жизни детского сада и группы;

повысили знания при выборе детских игрушек.

Литература

1. ФГОС

2. Федеральная образовательная программа по средней группе детей 4-5 лет, 2023

3. Общая образовательная программа «Детского сада №407» г. Перми 2023

4. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду, М, Линка-пресс, 2008

5. Рыжова Н. А. Коллекция увлечений: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений, М, Линка-пресс, 2004

Приложение №1

Анкета для родителей1. В какие музеи в нашем городе Вы хотели бы сходить вместе с ребенком?

2. В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребенком?

3. Как Вы могли бы объяснить своему ребенку для чего существуют музеи?

4. Можете ли Вы рассказать историю своей семьи? Какими игрушками играли в вашей семье?

5. Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти?

6. Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными?

7. Приведет ли сотрудничество семьи и ДОУ к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей?

8. Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция?

Картотека русских народных игр

1. Игра «Гуси-лебеди»

Задача: упражнять в беге с увертыванием.

Инвентарь: маска волка, шапка для хозяина.

Ход игры. участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут «хозяин и гуси», на другой стороне – находится «волк под горой». Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси отходят от дома подальше. Через некоторое время Хозяин зовет гусей и начинается перекличка.

- Гуси-гуси! – Га-га-га.

- Есть хотите? – Да-да-да.

- Гуси-лебеди! Домой! Серый волк под горой!

- Что он там делает? – Рябчиков щиплет.

- Ну, бегите же домой!

Гуси бегут домой, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый становится Волком.

2. Игра «У медведя во бору»

Задачи: приучать детей поочередно выполнять разные функции (убегать и ловить).

Инвентарь: муляжи грибов и ягод, маска медведя.

Ход игры. На одной стороне площадки находится дом медведя (берлога, на другой – стоят дети. Дети «идут в лес гулять» и выполняют движения соответственно стишку, который произносят хором.

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стишок, медведь с рычанием встает и ловит детей. Они убегают домой.

3. Игра «Горелки с платочком»

Задачи: развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.

Инвентарь: платочек.

Ход игры. Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором говорят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Посмотри на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз! Два! Три!

Последняя пара беги!

Дети в последней паре бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «Горит», т. е. водит.

4. Игра «Сова и мыши»

Задачи: развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях.

Инвентарь: маска совы.

Ход игры. Участники игры выбирают Сову, все остальные – Мыши. Они выстраиваются в колонну по одному держась за пояс друг друга. Игра начинается с диалога.

- Сова, сова, что с тобой? – Я ботинки потеряла.

- Эти? (Мыши выставляют в сторону правую ногу.) – Да!

Сова бросается ловить Мышей. Пойманная Мышь выходит из игры.

5. Игра «Салки»

Задачи: воспитывать быстроту, улучшать реакцию на звуковой сигнал.

Ход игры. По считалке выбирается водящий «Салка». Все разбегаются по площадке, водящий объявляет «Я – салка!» и начинает догонять всех игроков. Кого догонит и дотронется, тот становится «салкой», громко объявляет об этом, и начинает догонять игроков. Игра продолжается до бесконечности.

6. Игра «Ястреб»

Задачи: развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, построению парами.

Инвентарь: маска ястреба.

Ход игры. участники по считалке выбирают на роль Ястреба. Остальные игроки берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов. Впереди всех стоит Ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По сигналу пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в разные стороны. В это время Ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать. Потерпевший, очутившийся в когтях ястреба, выбывает из игры.

7. Игра «Хромая лиса»

Задачи: упражнять детей в беге по кругу, прыжкам на одной ноге.

Инвентарь: маска лисы.

Ход игры. Участники выбирают «Хромую лису». На месте, очерчивают большой круг, в который входят все дети, кроме «лисы». По сигналу игроки бросаются бегом по кругу, а «Лиса» в это время скачет на одной ноге и старается прикоснуться к кому-то из детей. Как только это ей удается, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим детям, потерпевший принимает роль Лисы. Дети играют, пока не перебывают в роли «хромой лисы».

Правила. Дети, вошедшие в круг, должны бегать только в нем и не выходить, избранный Лисой, должен прыгать на одной ноге.

8. Игра «Стрекоза»

Задачи: упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, развивать умение действовать по сигналу.

Ход игры. Участники становятся на корточки, руки в бока и перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца места, назначенного для игры. Кто из детей первым достигнет таким способом передвижения назначенного места, считается победителем.

Правила. Начинать игру только после слов «Начали».

Публикации по теме:

Мини-музей деревянной игрушки и стенгазетаМини-музей деревянной игрушки и стенгазета Отношение к деревянной игрушке у меня особое! Любовь к ней впитана вместе с молоком матери! Придя на работу воспитателем в группу раннего.

Мини-музей «Игрушки»Мини-музей «Игрушки» Мини-музей «Игрушки» группы №3 «Капитошка». Цели: 1. Ознакомить детей с разными видами игрушек 2. Дать общее представление о понятии «игрушка».

Мини-музей «История елочной игрушки»Мини-музей «История елочной игрушки» Мини-музей «История елочной игрушки». Создание мини-музеев в нашем детском саду очень актуально. Это связано с тем, что многие наши родители.

Мини-музей народной тряпичной куклыМини-музей народной тряпичной куклы Мини-музей народной тряпичной куклы Цель: Ознакомление воспитанников с русской народной культурой, на примере тряпичной куклы Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мини-музей народной игрушки» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 6 сентября 2024 в 09:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Мини-музей народной игрушки» для детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Курышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД