юлия черкашина
Проект «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 2–3 лет с помощью дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Мотив создания проекта: У детей недостаточно сформированы представления о сенсорных эталонах (величине, форме, цвете).
Модель трех вопросов.
Что мы знали об этом? Что мы хотим узнать? Как мы можем узнать?
Называют одну величину - большой - что такое величина, цвет, форма?
- почему один и тот же предмет имеет разную величину, цвет, форму
- как можно их использовать
- художественная литература (стихи, потешки, загадки)
- подвижные игры
Публикация «Проект „Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 2–3 лет с помощью дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
- дидактические игры и упражнения
- занятия
- участие родителей
Вывод: дети не имеют четких представлений о разновидности каждого свойства, не умеют пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств предметов в различных ситуациях.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка, так как в данном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Цель проекта.
- систематизировать работу по сенсорному развитию детей 2-3 лет.
Задачи проекта.
• Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
• Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей.
• Развивать у детей способности обследования предмета различными способами.
• Способствовать развитию пространственных отношений между предметами.
• Повысить знания родителей с целью более активного участия в совместной деятельности.
Предполагаемый результат: повышение уровня сенсорного развития детей
2-3 лет.
Методы проекта.
• Анализ литературы по данной проблеме.
• Педагогическое наблюдение.
• Совместные игры.
• Проведение занятий.
• Индивидуальная работа с детьми.
• Анкетирование.
Тип проекта: среднесрочный
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.
Стратегия осуществления проекта.
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы ДОУ№178 ОАО «РЖД»:
С детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей, самостоятельные игры детей;
С родителями – посредством вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад».
Виды работы.
1. Сбор информации: фотографии; игрушки и пособия разного цвета, величины, формы; художественная литература.
2. Работа с детьми: занятия, дидактические игры и упражнения, беседы, чтение художественной литературы.
3. Создание условий: создание в группе уголка сенсорики.
4. Совместная и самостоятельная деятельность.
а) аппликация: "дома большие и маленькие"; "коврик для кошечки";
" разноцветные шары"; "снеговик"; "паровоз с вагончиками";
"разноцветные самолеты"; "лучи к солнышку".
б) рисование: "разноцветные мячи, колечки"; "апельсин"; "большие
маленькие орешки";" баночка с зеленым горошком";
"разноцветные игрушки"; " много снежных комков"; "снеговик";
"большие и маленькие комки"; "дождик"; "солнышко"; "конфета
на палочке".
в) Конструирование: "Широкая и узкая дорога"; "Ворота,мост";
"Дом большой и маленький"; "Гаражи"; "Кроватки для кукол"; "Вагончики для больших и маленьких игрушек".
5. Работа с родителями:
> Консультация: " Стройте, рисуйте, лепите - вместе с нами".
> Беседа: " Игрушки сенсорного свойства".
> Конкурс "Игрушка руками родителей" (совместная творческая деятельность родителей с детьми.)
6. Презентация проекта.
Этапы работы:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
Включает:
• повышение уровня профессиональной компетентности;
• определение объема материала, который будет адресован детям.
• планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.
Реализация:
1. Изучение специализированной литературы;
2. Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету» ;
3. Оборудование «дидактического стола»;
4. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
5. Подбор заданий и проведение диагностики;
6. По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;
7. Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
8. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
II этап: творческий (основной)
Включает:
• Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
• Оформление стендов для родителей по теме проекта;
• Консультации для родителей.
Реализация:
1. Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
2. Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.
3. Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
4. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
5. Проведение дидактических игр и игр-занятий;
6. Исследовательская деятельность детей;
III этап: заключительный
Включает:
• Подведение итогов
Реализация:
1. Диагностика детей;
2. Проведение заключительного занятия;
3. Самооценка, выводы.
Результаты проекта:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры; У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию; Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
-Мозаика - вкладыши крупная;
-Мозаика мелкая;
-Мозаика – пазлы мелкая;
-Лото «Фигуры по местам»;
-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);
-Пирамидки.
В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:
- «Колеса для машин»
- «Иголки для ежика»
- «Подбери по цвету»
- Оборудован дидактический стол.
Итог работы: Модель трех вопросов.
Что вы узнали? Что вас удивило? Что понравилось?
Предметы бывают • Один и тот же Играть в различные
разного цвета предмет может игры.
Имеют разную форму иметь разный цвет и величину. Чтение потешек, сказок, загадок.
Одни предметы большие, другие маленькие • Одни предметы мягкие, другие твердые. Участие родителей в совместной деятельности
Что бывает предметов,
много, мало, ни одного
Можно открыть и закрыть (матрешку, коробку, ведро)
раскладывать
однородные предметы
по величине, цвету, форме.
Различаем строительный материал. • Предметы могут быть разной формы. Создание уголка сенсорики в группе
• Что один предмет можно вложить в ддругойдругой.
Практическая значимость проекта
• Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей;
• Разработка дидактического материала и дидактических игр;
• Разработка методических рекомендаций для родителей.
Перспективы развития проекта
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Приложение 1
План мероприятий по реализации проекта.
Занятия познавательного цикла.
№ Тема, цель
1 Башня из кубиков (3 величины)
Цель: способствовать умению детей ориентироваться в
однородных предметах, три величины (большой, поменьше,
маленький, подбирать их в определенной
последовательности. Развивать тонкие движения кончиков
пальцев.
2 «Найди такое - же»
Цель: учить находить идентичные предметы, развивать
зрительную память, воображение.
Расширять сенсорный опыт детей при действии с предметами.
3 «Грибы на поляне»
Цель: побуждать детей различать количество предметов,
обозначать количество словами: один, мало, много, ни одного.
4 «Какой?»
Цель: учить детей различать и называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Развивать познавательную активность, обогащать сенсорный опыт детей.
5 «Бусы для куклы»
Цель: способствовать умению детей называть форму предметов, учить действовать с предметами в определенной последовательности, развивать ориентировочные действия руки, глазомер при выполнении задания. Учить чередовать предметы по форме (шарики, кубики)
Игровая деятельность.
№ Название игры, цель
1 Дидактическая игра «Цветные клубочки»
Цель: соотносить предметы по цвету; закреплять свойство предмета:
мягкие, пушистые; развивать мелкую моторику рук.
2 «Украшение для кукол - бусы»
Цель: учить детей чередовать предметы по форме (величине).
Развивать мелкую моторику рук, глазомер при выполнении задания.
3 «Тетушка Арина в гостях у малышей»
Цель: закрепление знания детей цвета, величины предмета, их
количество. Вызвать интерес и желание играть ещё.
4 Предметные картинки: «Найди пару»
Цель: уточнить представление детей о различных видах предметов (мячик, шарик, кубик, кольцо, пластина)Подбирать нужную форму методом зрительного соотношения.
5 Чудесный мешочек «Узнай и назови»
Цель: учить подбирать цвет, форму, величину по принципу «такой
- не такой»; находить предметы по образцу; знакомить с их
названием.
6 «Построим дом для зайчика»
Цель: закрепить представление детей о различных геометрических формах; продолжать обогащать опыт детей при действиях с предметами; упражнять детей в постройке дома.
7 «Украсим матрешкам сарафаны»
Цель: способствовать умению детей определять и называть цвет
(синий, красный, желтый, зеленый.
8 «Снеговики»
Цель: обогащать сенсорный опыт детей, учить называть цвет
одежды снеговиков (шарф, шапка);цвет украшений, форму частей
снеговика.
9 «Мой любимый мяч»
Цель: развивать у детей ловкость, координацию движения,
побуждать прыгать на двух ногах. Приучать, внимательно слушать
текст.
10 «По длинной извилистой дорожке»
Цель: совершенствовать ходьбу по ограниченной поверхности,
развивать чувство равновесия и ориентирования в пространстве.
11 «Кто тише»
Цель: упражнять детей в ходьбе на носочках и пяточках в указанном
направлении, развивать ловкость и координацию движения.
12 «Катится - не катится»
Цель: продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами и
их качествами.