марина сирота
Проект «Разберёмся вместе…» на тему «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
«Разберёмся вместе…»
Публикация «Проект „Разберёмся вместе…“ на тему „Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Описание проекта : Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников разработан в целях просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи, понимания материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями дошкольников, сотрудниками банка, что облегчает восприятие детьми знаний о малознакомой стороне окружающего мира.
Актуальность проекта :
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Среди психологов и педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности, но в целом считается, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.
На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.
Цель проекта – содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
• Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
• Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
• Совершенствовать коммуникативные качества детей;
• Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.
• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
• Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.
• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
• Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.
Участники проекта :
дети подготовительных к школе групп;
воспитатели групп;
старший воспитатель;
родители воспитанников.
Сроки реализации проекта : долгосрочный (в течение 2019-2020 учебного года).
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Продукты проекта для педагогов :
План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта;
Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций;
Портфолио с фотоматериалами мероприятий и дипломами детей;
Дипломы победителей и участников мероприятий;
Участие детей в тематических мероприятиях (по плану проекта).
Материалы и оборудование:
Методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры», компьютер, проектор, теле/видео аппаратура, презентации, обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», книги (Н. Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г. Х. Андерсон «Новое платье короля», приложения для планшетных компьютеров «Монеткины», «Финзнайка»)
Основные формы реализации проекта :
Чтение художественной литературы;
Интегрированная НОД;
Продуктивная деятельность;
Сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность;
Просмотр фрагментов обучающих мультсериалов;
Экскурсии Центральное отделение Сбербанка г. Михайловска;
Участие в олимпиадах, в Квесте ЦБ РФ.
Этапы проекта :
1этап – Организационный:
изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников».
подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Создание развивающей среды по теме проекта.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»
Ожидаемый результат проектной деятельности.
Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
План работы по реализации проекта
Участие родителей воспитанников
Мероприятия и цели Форма проведения Время проведения Ответств.
«Деньги и ребёнок. Насколько это актуально?»
Формирование предпосылок финансовой грамотности у родителей воспитанников
анкетирование Сентябрь
2019 Воспитатели групп ст. возраста
«Помогите разобраться»
(Раздача детьми буклетов)
Повышение интереса у воспитанников и их родителей к изучению программ экономической направленности Детская акция сентябрь М. В. Сирота
Разработка проекта «Разберёмся вместе».
Формирование у педагогов и родителей интереса к реализации проекта Круглый стол 1декада октября Инициативная группа
«Родители – педагогу!»
Совместное оставление картотеки игр для детей дошкольного возраста по финансовой грамотности. Методическая копилка Октябрь- январь Родители
Воспитатели
«Финансовая грамотность взрослых и детей»
Повышение компетенций родителей воспитанников в воспитании финансовой грамотности. Обновление информации в родительских уголках ежемесячно воспитатели
«Зачем детям финансовая грамотность?
«Как «растут» деньги?»
Повышение компетенций родителей воспитанников в воспитании финансовой грамотности. Интернет- консультации Ноябрь
февраль воспитатели
«История возникновения денег» - ООД
Повышение интереса у воспитанников к изучению программ экономической направленности.
«Чтобы семейный бюджет не лопнул»
Повышение компетенций родителей воспитанников в воспитании финансовой грамотности Деловая игра декабрь Инициативная группа
«Финансовая грамотность» ( организатор: Портал для целеустремленных натур «Совушка»)
Повышение интереса у воспитанников и их родителей к изучению программ экономической направленности Международная онлайн-викторина январь Родители воспитанников
«Наши руки – не для скуки!»
Совместное изготовление игр и пособий для игр по финансовой грамотности. Педагогическая мастерская февраль Воспитатели,
Родители.
«Вопрос- ответ». Встреча с сотрудниками отделения Сбербанка России в г. Михайловске.
Повышение интереса к изучению основ финансовой культуры дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс.
Педагогическая гостиная март Инициативная группа,
сотрудники банка
Марафон финансовой грамотности (на базе сайта «Интерактивный редактор «Сова»»).
сформировать у детей собственное представление об обращении с деньгами. Онлайн - игры апрель Родители воспитанников
«Финансовый переполох»
закрепление полученных знаний по формированию основ финансовой культуры Совместная игра-квест Май 2020г. Т. В. Михайлова
М. В. Сирота
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным».
Рекомендации для родителей. Публикации на интернет- порталах групп Май 2020г. Воспитатели групп
Список рекомендованной литературы:
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.-106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
5. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников : Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред. Е. А. Курака. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
6. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
7. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-256с.
8. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. -М. :ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
9. Статья «Как в разных странах учат детей обращаться с деньгами». https://finance.bigmir.net/career/10255-Kak-v-raznyh-stranah-uchat-detej-obracshat-sja-s-den-gami.