Ольга Федоровна Шейкина
Проект по физической культуре «Мы за здоровый образ жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни
или как привить привычку быть здоровым.
Проект по физической культуре в ДОО
«Мы за здоровый образ жизни»
Актуальность проекта:
Публикация «Проект по физической культуре „Мы за здоровый образ жизни“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально и духовно.
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения их к здоровому образу жизни и овладению современными здоровьесберегающими технологиями в нашем детском саду является одной из значимых и приоритетных.
Вид проекта: познавательно – оздоровительный.
Участники проекта: дошкольники 4-6 лет, инструктор по физической культуре, воспитатели, специалисты, сотрудники ДОУ и родители.
Цель проекта: Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, через систему физкультурно-оздоровительной работы с детьми и формирование представлений о здоровом образе жизни.
Задачи: оздоровительные, образовательные, развивающие и воспитательные:
Сохранять и укреплять здоровье детей, повышая защитные свойства организма и устойчивость к различным заболеваниям путем физкультурно-оздоровительной работы и закаливания организма детей. Формировать представления детей о своем теле и о сохранении здоровья. Привлечь внимание родителей к проблемам, связанным со здоровьем детей, их физическому, психическому развитию и подготовке к школе.
Формировать у детей представление о здоровом образе жизни. Создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности, в соответствии с их индивидуальными особенностями. Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные).
Воспитывать потребность в ЗОЖ и желание быть здоровым. Вырабатывать привычку к соблюдению режима дня, выполнению физических упражнений и потребность к соблюдению правил в быту и в играх, проявляя находчивость, ловкость и самостоятельность. Способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций и чувств.
В решении этих задач меня поддержали все специалисты ДОУ, воспитатели и родители. Совместные планы работы включили качественное взаимодействие в пропаганде физической культуры и спорта, освоении детьми физкультурных знаний и связанных с ними умений и навыков. Интеграция усилий всех педагогов по воспитанию привычки к здоровому образу жизни помогает мне достигать определенных успехов в этой работе. Формировать отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, специалистов, всего персонала д/сада, детей и непосредственного участия родителей
Для реализации проекта не требуется дополнительных часов, они входят в раздел «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап.
1. Постановка проблемы, определение цели и задач работы. Активизация интереса детей к здоровью человека и своему собственному.
2. Подбор методической литературы, разработка плана и мероприятий по физкультурно – оздоровительной работе и формированию ЗОЖ, подбор спортивных и подвижных игр, игрового и спортивного оборудования, иллюстрированного материала по данной проблеме.
3. Привлечение внимание родителей к проблемам, связанным со здоровьем детей.
II. Основной этап.
1. Проведение запланированных мероприятий в работе с детьми.
2. Работа с педагогами и специалистами ДОУ. 3. Организация работы с родителями.
III. Заключительный этап.
1. Презентация проекта «Мы за здоровый образ жизни».
2. Портфолио инструктора по ФК «Обобщение и систематизация опыта работы»
На базе нашего детского сада созданы все условия для реализации основных направлений в формировании у детей потребности в ЗОЖ. Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные. Ежедневная система физкультурно – оздоровительной работы с детьми и работы по формированию здорового образа жизни - это этические минутки и утренняя гимнастика, физкультурные занятия и физминутки в ходе занятий, рациональный режим дня и правильное питание, оптимальная двигательная активность в играх и самостоятельной деятельности детей, соблюдение правил гигиены и закаливание организма, оздоровительный сон и гимнастика пробуждения, культура общения и поведения.
Ожидаемые результаты. Для детей: 1. Снижение уровня заболеваемости. 2. Повышение уровня физической подготовленности. 3. Повышение эмоционального, психологического и физического благополучия. 4. Сформированность гигиенической культуры. 5. Улучшение соматических показателей здоровья. 6. Наличие потребности в здоровом образе жизни. Для родителей: 1. Сохранение и укрепление здоровья детей. 2. Педагогическая, психологическая помощь. Для педагогов: 1. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у детей. 2. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов. 3. Моральное удовлетворение. Содержание проекта состоит из ряда направлений, совместной деятельности педагогов детского сада и родителей воспитанников по формированию здорового образа жизни, каждый из которых включает комплекс тем.
Темы направления проекта: «Я познаю себя», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний», «Азбука движений», «Питание и здоровье», «Основы личной безопасности и профилактики травматизма», «Культура потребления медицинских услуг».
I направление. «Я познаю себя»
Обучающий компонент. Формировать представления детей о себе и других детях, представления о половых различиях/девочки и мальчики/.
Продолжать знакомство со строением организма человека, о правилах гигиены тела. Знакомить с симптомами заболевания и с критериями здоровья.
Воспитывающий компонент. Воспитывать бережного отношения к своему здоровью. Воспитывать желание быть здоровым. Рассуждаем с детьми вот все люди вроде бы разные на вид, но что-то у них есть общее. У каждого есть руки, ноги, голова, туловище, два уха, два глаза, нос и рот. Люди похожи своим телосложением.
Есть у каждого человека четыре помощника на службе, и мы их используем, даже не замечая. Глаза даны человеку, чтоб видеть, а уши, служат, чтобы слышать, язык во рту, чтобы говорить и вкус понять, а нос, чтоб запах различать.
Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше мы узнаем о себе, тем лучше. Внутри тела находятся органы /сердце, легкие, желудок и др/, которые помогают человеку, расти и развиваться.
Для формирования у дошкольников бережного отношения к своему здоровью необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка появилось желание заниматься физической культурой и спортом, чтобы он осознал и понял полезность укрепления и закаливания своего здоровья. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание для здорового образа жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности.
II направление. «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья».
Обучающий компонент. Формировать знания детей о значении закаливания на состояние организма человека, значение физической нагрузки на развитие организма детей. Помочь понять, почему говорят «Движение – это жизнь»
Воспитывающий компонент. Воспитывать положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам, закаливанию детей.
В систему работы с детьми входит и активное использование технологий обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома в семьях. Ведется работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома, создается благоприятная гигиеническая обстановка для самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических, закаливающих процедур с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья и рекомендациями врача. На солнце мы принимаем солнечные ванны, получаем загар, витамин «Д», который нужен нам для того, чтобы наши кости были крепкими.
Каждый день, в любое время года, мы с вами гуляем на прогулке и дома и в детском саду, дышим воздухом. Чтобы мы были здоровыми воздух должен быть чистым, без пыли и грязи и свежим, без посторонних запахов. А если воздух будет загрязнен конечно человек может заболеть. А почему мы дружим с водой? Она помогает нам чистыми стать и вымыть полы и белье постирать, вода утоляет жажду, смывает грязь, придает организму энергию. Используйте естественные факторы закаливания: солнце, воздух и воду!
III направление. «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний».
Обучающий компонент. Продолжать знакомство с функцией кожи, строением зубов. Углублять знания детей о значении микробов и взаимодействии человека с микробами. Воспитывающий компонент. Воспитывать устойчивые полезные культурно-гигиенические навыки и привычки.
Большая работа проводилась по теме «Моя кожа», благодаря коже – мы можем «всё ощущать», трогая гладкую обложку книги и шершавую поверхность, чувствовать тепло своей щеки и холод оконного стекла, тяжесть от предмета положенного на ладонь и боль от укола в палец. Совместно с детьми рассматривались опасные ситуации, которые приводят к травмам. Рассматривали и обсуждали то, что опасно и вредно для их кожи: солнечный загар, чрезмерное охлаждение. Проводили беседы, как поступить, чтобы предупредить несчастный случай.
Мы узнали, что такое микробы и вирусы. Что нужно делать при кашле и чихании /закрывать нос и рот носовым платком или рукой/. Нельзя есть грязными руками и т. д. Все это ведет к угрозе заражения какой - либо болезнью. Проводили беседу о зубах. Для чего нужны человеку зубы? Как же надо обращаться с зубами, чтобы они не болели, как за ними ухаживать?
Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма. Для сохранения и укрепления здоровья детей мы используем различные здоровье сберегающие технологии и методики.
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно, выполняет ряд последовательных действий / обмывает правой рукой левую кисть, затем правую, поэтапно руки до локтя, двумя руками шею, затем грудь и опять ладошки. Затем вытирает тело насухо/. С помощью игрового массажа и простых упражнений активизируются все естественные процессы восстановления и оздоровления организма ребенка дошкольника, сохраняя и укрепляя физическое и психическое здоровье. Это помогает его организму сопротивляться болезням и почувствовать себя бодрым и здоровым.
IV направление. «Азбука движений».
Обучающий компонент. Расширять знания детей о двигательных умениях человека, о значении двигательной активности в жизни людей, о приемах самомассажа.
Воспитывающий компонент. Воспитывать интерес к движению, к совместным подвижным играм детей в саду и дома с родителями. Занятия физкультурой – одна из основных составляющих здорового образа жизни. Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития.
Помните, что движение является биологической потребностью растущего организма. Надо не подавлять двигательную активность, а всячески поддерживать ребенка в его стремлении двигаться и быть активным, для этого создавать условия, проводить индивидуальную и коррегирующую гимнастику.
Для детей дошкольного возраста характерна высокая потребность в двигательной активности и зависит от эмоционального состояния детей. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения, являются хорошими стимулами для целенаправленной двигательной активности детей.
На физкультурно – оздоровительных занятиях, спортивных праздниках и развлечениях используются валеологические песенки-распевки, дающие позитивный настрой детям на весь день, заряжают энергией упражнения соревновательного характера.
А для чего нужна пальчиковая гимнастика? В первую очередь, она замечательно развивает речь ребенка, активизирует речевые центры головного мозга. Пальчиковые игры развивают память, ведь в них нужно запоминать положение пальцев, последовательность движений, стихи. Пальчиковые игры помогут детям сделать речь более четкой, ритмичной, яркой. И самое главное, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут послушными, подвижными, гибкими, что поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!
Дыхательная гимнастика вообще может стать отличным дополнением к самым разным терапиям, она стимулирует работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, улучшает кислородный обмен в организме.
Для профилактики различных заболеваний используется дыхательная гимнастика и различные оздоровительные упражнения. Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями. Она прекрасно дополняет любое лечение, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
Для профилактики отклонений опорно-двигательного аппарата на физкультурных занятиях перед выполнением движений следует приучать детей правильно принимать исходное положение, а во время выполнения ритмических упражнений и игр соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Музыкально-ритмические упражнения способствуют формированию опорно-двигательного аппарата, хорошей осанки, пластики, гибкости и растяжки, умению двигаться согласованно с музыкой.
Кроме традиционных методов закаливания в своей работе используем игровой массаж – интерпретацию и адаптированный вариант методик закаливания детей по А. Уманской и К. Динейки. Игровой массаж является прекрасным средством профилактики и лечения различных заболеваний. Овладеть массажными приемами может каждый, для этого не нужно иметь особый талант или специальное образование.
Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической и с гигиенической целью. Массаж помогает предупредить различные заболевания, укрепляя организм и содействуя общему развитию. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры с использованием художественного слова, доставляет большое удовольствие ребенку, укрепляет эмоциональную связь между ним и взрослым.
Закаливающее дыхание «Поиграем с носиком». Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Он может быть использован в работе с детьми, как младшего, так и старшего возраста. Проводится 2-3 раза в день.
Массаж рук «Поиграем с ручками». Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Массаж волшебных точек ушек. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день. Закаливающий массаж стоп «Поиграем с ножками». Этот эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Делается ежедневно. Массирование стопы проводится валиком или палкой утром и вечером по несколько минут. Игровой массаж и простые упражнения активизируют все естественные процессы восстановления и оздоровления организма ребенка и помогают организму сопротивляться болезням.
Во избежание переутомления детей, интенсивные формы необходимо чередовать с малоподвижными играми и ситуациями, релаксационными паузами, придавая участию детей в организованных играх и самостоятельной деятельности непринуждённый характер и способствуя их оздоровлению.
Сон - важное условие для здоровья, бодрости и высокой работоспособности человека. Как бы целесообразно ни строился режим, с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, в течение суток показатели биологической активности ребенка неизбежно снижаются, что диктует необходимость смены состояния бодрствования - на сон. Гимнастика после сна – ключ к пробуждению ребенка. Основная цель гимнастики – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений, сохранить и укрепить здоровье. Гимнастика необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию и подготовке к активной деятельности. V направление. «Питание и здоровье».
Обучающий компонент. Расширять знания детей о режиме питания, о полезных и вредных продуктах для здоровья. О содержании витаминов в продуктах, использовании фруктов, овощей в приготовлении пищи.
Воспитывающий компонент. Воспитывать культуру питания за столом, воспитывать положительное отношения к овощам и фруктам, блюдам из них приготовленным. Традиции в семье, в организации семейного стола. Правильное и рациональное питание является одним из основных факторов, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность, рост, состояние здоровья, отвечает за физиологические потребности растущего организма, повышает устойчивость его к различным неблагоприятным факторам.
Питание всегда было и будет базовой основой развития организма человека и важнейшим фактором, обеспечивающим здоровье.
А витамины - это такие вещества, которые помогают людям и детям в частности, расти крепкими и здоровыми. Очень много витаминов содержится в фруктах и овощах, и некоторых продуктах питания, а вот человеческий организм не может сам вырабатывать витамины. Поэтому он их получает с пищей. И если ребенок получает этих витаминов мало, то он начинает часто болеть, теряет аппетит и плохо растет.
Витамины имеют свои имена «А», «В», «С», «Д», и «Е». Витамины группы «В» очень важны для работы головного мозга и всего организма. Много витамина группы «В» содержится картофеле, а еще есть в различных крупах и продуктах /Горох, гречка, овсянка, сыр, рыба, черный хлеб, орехи/
Витамины группы «С» защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа. Витамина группы «С» очень много во всех овощах, фруктах и ягодах /Черная смородина, шиповник, лимон, апельсин, чеснок, лук, капуста/, они делает наши кости и зубы твердыми и крепкими. Витамин «Д» есть в солнечных лучах, поэтому мы должны больше гулять. А еще витамин «Д» есть в рыбе, яйцах и молоке.
Витамины группы «Е» нужно, чтобы быть молодым и не стареть. Для этого нужно есть орехи, авокадо и капусту «Брокколи»
VI направление
«Основы личной безопасности и профилактики травматизма».
Обучающий компонент. Формировать правила безопасного поведения в быту и на улице.
Воспитывающий компонент. Воспитывать сознательное отношение у дошкольников к безопасности жизнедеятельности.
Основная "вакцина" против травматизма - правильное воспитание, оно всецело зависит от взрослых. В воспитании мелочей не бывает. Что усвоено в детстве, впоследствии становится привычкой. Эти общеизвестные истины являются непреложными и в профилактике детского травматизма в ДОУ. Для того чтобы воспитательный процесс был эффективным, давал положительные результаты, необходимо создать в детском учреждении благоприятные санитарно-гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за дошкольниками.
Воспитание навыков безопасного поведения должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, разнообразных занятиях, посильном труде, в процессе ознакомления с доступными событиями и явлениями общественной жизни, с природой, с разными предметами.
Дети только учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях. Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей.
VII направление. «Культура потребления медицинских услуг».
Обучающий компонент. Знакомить детей с умением обращаться с лекарственными препаратами. Расширять их знания о пользе и вреде медикаментов.
Воспитывающий компонент. Воспитывать устойчивые знания по применению лекарства только по назначению врача, родителей и в присутствии взрослых.
Проводили с детьми беседы о пользе и вреде медикаментов и лекарственных препаратов, чтобы помочь детям понять, что нужно очень осторожно обращаться с лекарствами, которые хранятся дома в аптечках. Ребенок должен твердо знать, что применять лекарства можно только по назначению врача или родителей и в присутствии взрослых. Только врачи и родители знают, какое лекарство нужно дать ребенку, если он заболел. Рассмотреть с детьми аптечку с медикаментами и лекарственными препаратами, которая находиться у нас в группе /йод, вата, зеленка, лейкопластырь, перекись водорода/
Формы работы с родителями
Главная задача ДОУ в работе с родителями - это информационно-просветительская деятельность, которая выражается в формировании у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья их детей и приобщения, как детей, так и взрослых к ЗОЖ.
Работа в нашем д/саду с родителями ведётся через разные формы работы:
-Индивидуальные беседы с родителями.
- Консультации, информации, рекомендации для родителей через родительские уголки, стенды, папки - раскладушки.
- Родительские собрания.
- Сайт детского сада.
- Консультативный пункт детского сада.
- Открытые мероприятия.
Так же в процессе единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, мы используем такие формы работы, как спортивные развлечения, семейные соревнования, праздники и экскурсии.
Лишь при условии целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их стремление к здоровому образу жизни.
Проводя работу по такой схеме, педагоги получают возможность лучше узнать семьи воспитанников, определить сильные и слабые стороны домашнего воспитания, характер и меру профессиональной помощи семье, а иногда должны и поучиться у родителей. Таким образом, совершенствуется и семейное и общественное воспитание.
Отношения с семьями дошкольников обогащаются, если детский сад сотрудничает с расположенными на территории города социальными организациями — общеобразовательной школой, спортивной школой, домом детского творчества, музыкальной школой, центрами дополнительного образования, спортивным комплексом, стадионом и т. д.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети-дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным.
Родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с коллективом специалистов: воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, медицинской сестрой, заведующей и др.
Педагоги в процессе совместного общения получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье.
Итог нашей совместной работы в рамках проекта «Мы за здоровый образ жизни» сплочение коллектива ДОУ и семей воспитанников, психологическое сближение детей и родителей, развитие положительных эмоций, чувств, овладения основными видами движений, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и желания вести здоровый образ жизни.