Елена Пихло
Проект «Мы — будущие волонтёры»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.
Темочки:
- Волонтер. Волонтерское движение
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтёрства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.
Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Волонтёрство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.
Волонтерская деятельность это:
• посадка цветов, кустов и деревьев;
• помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды, мигранты, беженцы, бывшие заключенные и другие;
• благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
• помощь животным;
• просветительские беседы;
• благотворительные концерты и театральные выступления;
• экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
• пропаганда здорового образа жизни; и др.
Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся.
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание педагогов, родителей всё больше. Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в нашем детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются определенные жизненные качества:
• ответственности;
• милосердия;
• самостоятельности;
• умение общаться с разными социальными группами людей;
• личностный позитивизм
Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас взрослых, от того насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.
Ввиду отсутствия опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально-нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии нами поставлена цель.
Цель проекта: Организация волонтерского движения «Мы – будущие волонтёры» через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих акциях и мероприятиях.
Задачи:
1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о волонтерском движении
2. Создать условия для формирования практических навыков участия в волонтерском движении участникам образовательного процесса
3. Развивать самостоятельность и ответственность у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе
4. Воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способную к гармоничному взаимодействию с другими людьми
5. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.)
Вид проекта: образовательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный (декабрь 2019 г. – май 2020 г.)
Участники: воспитанники, родители воспитанников и педагоги детского сада
Добровольческая деятельность способствует развитию таких социальных навыков, как:
• развитие коммуникативных способностей;
• опыт ответственного взаимодействия;
• лидерские навыки;
• исполнительская дисциплина;
• инициативность.
Основные направления:
• пропаганда здорового образа жизни;
• привитие культурно — гигиенических навыков;
• игровая деятельность;
• трудовая деятельность;
• театрализованная деятельность.
Основные принципы:
• принцип создания ситуации успеха;
• принцип творчества и сотворчества;
• принцип добровольности;
• принцип учета интересов, возрастных и психологических особенностей детей;
• принцип толерантности;
• интеграция проекта в разных видах деятельности
• развитие и самореализация;
• принцип партнерства и сотрудничества;
• правовое равенство.
Распространение информации о работе волонтеров.
1. Оформление материала о волонтерском движении на сайте МБДОУ.
2. Создание фотоальбома
Этапы реализации проекта:
Первый этап (подготовительный)
изучение литературы по данной теме;
изучение у детей адекватности отклика на эмоции людей; особенностей проявления эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении;
установление партнерских отношений с родителями, привлечение к совместному сотрудничеству;
постановка целей, задач;
разработка проекта волонтерского движения «Мы – будущие волонтёры»;
создание методической базы (планы - конспекты мероприятий, подбор методической литературы по теме).
Второй этап (основной)
реализация плана мероприятий волонтерского движения «Мы – будущие волонтёры»
Третий этап (заключительный)
создание фотоальбома волонтерского движения «Мы – будущие волонтёры»;
обобщение результатов работы.
Педагогические аспекты деятельности «Работа с детьми»:
• формирование милосердия.
• развитие трудолюбия
• воспитание потребности к здоровому образу жизни.
• Формирование толерантности
• Формирование сознательного, не прагматичного отношения к природе,
• Формирование доброжелательности в общении со сверстниками.
Эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств у старших дошкольников в волонтерской деятельности возможно в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств, преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности.
Педагогические аспекты деятельности «Работа с родителями»:
• у родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр»;
• разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.
Педагоги координируют всю деятельность, организуют работу волонтёров по различным направлениям, обеспечивают связь с городским волонтёрским движением и осуществляют планирование деятельности.
Предполагаемый результат: развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев, формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
План работы волонтерского движения
«Мы – будущие волонтёры»
Январь
Организация работы волонтерского движения
Просмотр видеороликов «Волонтерское движение»
Составление правил деятельности волонтера и кодекса волонтеров
Посвящение в волонтерское движение
Февраль
Беседа на тему:
«Что такое добро?»
«Что значит добрый человек?»
«Легко ли быть добрым?»
«Почему добро побеждает зло?»
Участие в акции «День домашнего питомца»
Организация и проведение акции "Я умею сам"
Март
Чтение художественной литературы:
В. Осеева: «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово».
Л. Кон – «Друг»,
Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья»
«День творчества». Мастер-классы
Организация и проведение акции «Цветы для милых дам»
Апрель
Дидактические игры:
«Чем я могу помочь…»,
«Что было бы, если бы…»,
«Хорошо-плохо»,
Памятка для родителей: «Здоровый ребенок в здоровой семье»
Квест для старших и подготовительных групп "Ох в поисках здоровья"
Май
Чтение сказок:
«Два жадных медвежонка», «Искорки добра»,
В. А. Сухомлинский – «Скупой»,
В. Катаев «Цветик – семицветик»,
В. Митт – «Шарик в окошке»,
С. Маршак – «Ежели вы вежливы»
Организация и проведение акции «Георгиевская ленточка»
Акция «Подарок ветерану»
Изготовление с детьми подарков к празднику 9 мая
Возложение цветов к Вечному огню
Приложение
Правила деятельности волонтера:
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь ответственным!
3. Обещаешь – сделай!
4. Не умеешь – научись!
5. Уважай других людей!
6. Будь терпимым!
7. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров:
1. Каждый становится волонтером добровольно
2. Готовы доказать на деле:
Здоровый дух – в здоровом теле!
3. Знаем сами и малышей научим,
Как сделать свое здоровье лучше!
4. Акции – нужное дело и важное.
Мы донести это хотим до каждого!
5. Кто тренируется и обучается,
У того всегда и все получается.
6. День волонтера имел успех.
Желающих много – берем не всех!
7. Ситуаций опасных подальше держись.
С нами веди интересную жизнь!
Думай, когда отвечаешь “нет” и “да”
И помни, что выбор есть всегда!
Клятва волонтёра.
Ребята, клянётесь ли вы:
- принимать участие в волонтёрском движении?
- Клянёмся
- быть примером и образцом, поддержкой и опорой своим старшим и младшим товарищам, своим друзьям?
- Клянёмся
- Заботиться о природе и её обитателях?
- Клянёмся
- Помогать одиноким и нуждающимся?
- Клянёмся